Сегодня 22 июля 2017 г., суббота, 09:45USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Путин спас пенсии

16 мая 2013
hits 1349
Путин спас пенсии

Российская пенсионная система чуть было не пошла под откос. Виной тому - нерасторопность и нерешительность правительства, которое не смогло вовремя разработать концепцию пенсионной реформы. Положение пришлось спасать президенту Владимиру Путину, который на прошедшем недавно совещании в Ново-Огареве расставил наконец необходимые акценты.

Реформирование пенсионной системы обсуждается уже не первый месяц. Еще в сентябре президент Путин поручил правительству разработать новую концепцию пенсионной системы. Эта тема, надо сказать, назрела уже давно.

В последние годы Пенсионный фонд (ПФ) фактически финансируется из бюджета. При этом на сегодняшний день дефицит бюджета самого фонда составляет 2,6 трлн руб.! "Ведомости" приводят такую статистику: дефицит бюджета ПФР в 2013 году должен составить всего 289 млрд руб. Это не много. Однако более половины доходов - это трансферты из федерального и региональных бюджетов, и, таким образом, картина выходит куда печальнее. Реальный дефицит ПФР тогда и достигает этой гигантской цифры - 2,6 трлн руб.

Государство, исправно выполняя взятые на себя социальные обязательства, повышает пенсии, деньги в ПФ перечисляются из госбюджета. Но при этом дефицит бюджета ПФ продолжает расти: по прогнозам аналитиков, если дело так пойдет и дальше, то в один прекрасный день казна просто не сможет финансировать существование Пенсионного фонда. Но и это еще не все. Не стоит забывать о том, что каждый работодатель каждый месяц отчисляет "на старость" 22% от зарплаты каждого работника. Поистине Пенсионный фонд превратился в настоящую черную дыру. Деньги в него вроде поступают регулярно, а дефицит бюджета все увеличивается.

Фактически перед правительством стояли две задачи. Первая - решить в краткосрочной перспективе проблему дефицита бюджета. Вторая - создать такую систему, при которой повторение сложившейся ситуации будет невозможно.

Что в итоге? Начиная с сентября представители всевозможных министерств и ведомств, экспертное сообщество - представители инвестбанков, Высшей школы экономики, Экономической экспертной группы, Центра стратегических разработок - много и долго спорят о том, какой должна быть модель пенсионной системы в России. Обсуждают зарубежный опыт, кто-то критикует ныне действующую модель, кто-то, напротив, уверен, что она и есть единственно верная. Как говорится, работа кипит. "Ведомства каждый раз предлагают новые варианты. В данной дискуссии не все понятно: куда, как двигаемся, главное - каков результат. Поэтому отношение граждан к предмету обсуждения до конца не сформировано. Неизвестное всегда воспринимается негативно", - комментирует гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Но вот результат при такой кипучей деятельности оказался фактически нулевым. На выходе - единственный законопроект, предполагающий снижение отчислений в накопительную часть пенсии с нынешних 6 до 2%. Но даже представить единственный разработанный законопроект у правительства не получилось без скандала. Письмо, направленное спикеру нижней палаты парламента Сергею Нарышкину, из кабмина уходит за подписью вице-премьера Ольги Голодец. Невольно складывается впечатление, что, может, это вовсе и не коллегиальное решение правительства, а попытка одного инициативного чиновника хоть как-то исправить положение. Сразу же возникает вопрос: а почему документ не был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым? Означает ли это, что правительство на самом деле не имеет ясного и цельного видения реформы?

"По всей видимости, "тусовочно-дискуссионный режим" работы правительства не позволил его членам ни принять единую точку зрения, ни выработать соответствующие рекомендации, которые могли бы удовлетворить как президента, так и пенсионеров, - воз, что называется, и ныне там, несмотря на вышедшие сроки исполнения поручения", - полагает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

Можно, конечно, долго гадать, какими именно мотивами руководствовались министры, но факт остается фактом. Поручение президента не выполнено, реформа пенсионной системы готова провалиться, не успев начаться. Причем вопрос о сроках разработки пенсионного законодательства оказывается отнюдь не праздным. Ведь будущие изменения коснутся и проекта федерального бюджета, и бюджетов социальных фондов. Но к 1 ноября бюджеты сверстаны, а пенсионного законодательства все нет. Поведение правительства напоминает поведение студента, не выучившего экзамен: ну не сдал, так пересдам после сессии. Только вот в экономике подобная надежда на авось обходится дорого. "В годы, когда нестабильная финансовая ситуация может обрушить не только стены, но даже фундамент пенсионного здания в России, действовать необходимо оперативно и выбирать лучший вариант из, возможно, худших на сегодняшний день", - констатирует Алексей Мухин.

Надо сказать, что решение о сокращении отчислений в накопительную часть пенсии действительно непростое. С одной стороны, накопительная часть - это, пожалуй, один из немногих компонентов ныне действующей пенсионной системы, который наконец-то заработал. "Ведущие негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показывают хорошую динамику по клиентской базе - вот эта часть пенсионной системы как раз заработала. Но большинство населения по-прежнему "молчуны", - говорит президент холдинга "Финам" Владислав Кочетков. Получается, что совсем уничтожить накопительный компонент пенсии - это вроде как перечеркнуть то немногое хорошее, что есть в нынешней системе. С другой стороны, оставлять все как есть тоже нельзя. В правительстве это конечно же понимают и продолжают затягивать процесс принятия решений. "Такую нерешительность Медведева можно объяснить вполне прозаически: глава правительства планирует перенести всю полноту ответственности за принимаемое решение на президента РФ, сознательно или нет провоцируя его на резкие понуждающие действия в адрес исполнительной вертикали, - рассуждает Алексей Мухин. - Причем в этом, с позволения сказать, проекте оказались задействованы и информационные ресурсы либерального толка, нагнетающие атмосферу форс-мажора и подчеркивающие субъективность принимаемого решения".

Затянув процесс донельзя, правительство просто самоустраняется. И в итоге всю полноту ответственности за то, какой быть пенсионной системе, принимает на себя президент Владимир Путин. Во-первых, он поддерживает направленный законопроект о сокращении накопительной части пенсии с 6 до 2%. Во-вторых, президент говорит о том, что у граждан должно оставаться право выбора, участвовать ли и дальше в накопительной системе. При этом президент вынужденно переносит и сроки будущих нововведений: если раньше предполагалось, что новая система заработает уже с 1 января 2013 года, то теперь назначена новая дата - 1 января 2014 года. Правительству же дается повторное поручение: до конца первого полугодия будущего года доработать и принять пенсионную формулу.

Своими решениями президент фактически дает ход новой пенсионной реформе. Первое - сокращение отчислений в накопительную часть позволит в краткосрочной перспективе решить проблему дефицита бюджета ПФ. "На сегодняшний момент это прямой путь краткосрочного решения дефицита Пенсионного фонда. Потому что сейчас он напрямую гасится из бюджета, а это ненормально", - соглашается гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. Второе - гражданам больше не надо задумываться о том, как инвестировать свои пенсионные накопления. Не хочешь участвовать в накопительной системе - не участвуй. Причем, по мнению аналитиков, солидарная система вовсе не означает, что пенсии понизятся. Вспомните, к примеру, советские времена: тогда было не слышно о бедных пенсионерах, которые не могли свести концы с концами. Подобная система продолжает успешно работать сегодня во многих странах мира. Третье - граждане, сумевшие разобраться в накопительной составляющей и предпочитающие инвестировать часть своей пенсии, не лишаются такой возможности. Бывший вице-премьер и министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин называет решения президента по пенсионной системе разумным компромиссом, позволяющим сохранить половину накопительной части пенсии. "Мне кажется, в результате мы почти на 40-50% сохраним накопительную часть", - уточнил Кудрин в интервью агентству ИТАР-ТАСС.

Вся эта история с пенсионной реформой, однако, поставила на повестку дня один очень серьезный вопрос: насколько эффективен и профессионален нынешний кабинет министров? Конечно, Конституция РФ дает президенту достаточно широкие полномочия и позволяет принимать множество судьбоносных для страны решений. В том числе, разумеется, и в экономике. Однако очевидно и то, что разработка пенсионной стратегии - прямая обязанность правительства. На ум невольно приходят недавние исторические параллели. Правительство, еще недавно возглавляемое Владимиром Путиным, в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, сумело не допустить краха банковской системы, удержать рост безработицы, не случилось обвального падения курса рубля, позаботилось о росте тех же пенсий и зарплат бюджетников. В результате Россия оказалась чуть ли не единственной страной в мире, которой удалось практически без потерь выйти из финансового кризиса. Более того, уже к концу 2010 года экономика снова начала демонстрировать рост.

Нынешний же кабмин спасовал перед первой серьезной задачей. "Правительство проявило чистой воды инфантильность: сохраняет "верность принципам", зная, что решение в конце концов будет принято. И дело сделано, и всегда можно менторским тоном заявить: "А мы предупреждали", - отмечает замдиректора Института глобализации и социальных движений Анна Очкина. Только вот реальные задачи перед кабинетом министров стоят несколько иные. Вопрос о том, сумеет ли нынешний кабинет с ними справиться, пока остается открытым. Хотя в экспертном сообществе уже начинают припоминать Дмитрию Медведеву то, что и весь его президентский срок запомнился скорее отменой перехода на зимнее время да широко анонсируемым проектом по модернизации, который в итоге обернулся злополучным "Сколково", нежели какими-то действительно серьезными политическими или экономическими решениями. Не исключено, что нынешняя история с пенсионной реформой станет первым серьезным звоночком для правительства. И какие выводы последуют вслед за такой работой, вполне можно предположить.

Юрий Соловьев
"Мир новостей"


Просмотров: 1349
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.