Сегодня 28 июля 2017 г., пятница, 13:53USD 59.54 0.1334EUR 69.67 0.0373
Статьи газеты «Мир новостей»

Укоротите Ленину руки

16 мая 2013
hits 1669
Укоротите Ленину руки

В 1960-е годы Министерство культуры СССР произвело ревизию всех памятников В.И. Ленину, после которой в ЦК КПСС схватились за головы, - на площадях и скверах большинства населенных пунктов стояли гипсовые и бетонные “инвалиды” - кто без рук и ног, кто с отбитыми носами и ушами.


Теперь все проекты предварительно обсуждались комиссией РОСИЗО, а уже потом, после всех доработок, шли на утверждение в Совет по монументальной скульптуре Министерства культуры СССР. Протоколы обсуждений и фотографии свидетельствуют: даже самые прославленные наши скульпторы ваяли жутких уродцев, и ведь памятники-то не кому-нибудь ставили, а самому Ленину. А это - дело святое. Автор обязан был учитывать замечания экспертов, только тогда появлялись более- менее приличные монументы.

У каждого ваятеля свой образ Ильича


У всех скульпторов была одна задача - архитектурно-художественными средствами раскрыть образ вождя мирового пролетариата, основателя Коммунистической партии Советского Союза. Но каждый решал ее так, мягко говоря, своеобразно, что модели то и дело приходилось возвращать на переделку. Например, для Вятской Поляны, что в Кировской области, скульптор изобразил Ленина в накинутом пальто. Чудной, ну чудной Ильич получился: ноги страусиные, с задним местом ну никак не сочетаются, отчего казалось, что фигура вот-вот завалится. Пальто как накрахмаленное, одна пола, если взглянуть сбоку, торчит так, будто бы вождь решил сходить... до ветру.

Или взять Гороховец. Этому владимирскому городку по непонятной причине выделили на памятник всего 15 тысяч рублей. Как ни крутили, денег хватало только на постамент и голову. Скульптору объяснили: голова должна быть “возвышенной, стройной и одухотворенной”. И он изваял. Эксперты, увидев модель, так и ахнули! Мало того что Владимир Ильич смахивал на уголовника. Его набрякшие веки и опухшее лицо наводили на мысль, что вождь пил не просыхая. Один эксперт так и прозвал это творение: “Привет с большого бодуна”... Только автор придал Ленину тверезый вид, как у комиссии новые претензии: “С фаса голова очень длинная, это не в натуре Ленина. Шея у вас вошла в постамент, есть в этом какая-то надгробность. Ваш памятник - развенчание вождя трудового народа. И чего шея у него голая? Вы бы его приодели, ну воротничок сделайте, галстучек...”

Руководство мордовского городка Ковылкино пожелало изобразить Ильича с поднятой рукой. Дескать, вот этой дорогой шагайте, дорогие товарищи ковылкинцы! По мнению экспертов, памятник получился оригинальный. “Тут имеется ощущение живого, ходящего человека”, - записано в протоколе. Одна беда - у Ленина был живот, как у беременной женщины. Опустят ему руку - нет живота, поднимут - снова Владимир Ильич на сносях. Справились с животом, новая беда: брюки сползают. Не успели подтянуть, как заказчик решил надеть вождю кепку. Надели. Вы когда-нибудь видели Ленина в кепке-аэродроме, какие носят грузины? Эксперты чуть не попадали... Скульптора так затюкали важностью этой детали образа вождя, что пришлось ему тащиться в музей и изучать кепку во всех проекциях.

Кстати, с одеждой всегда казусы были. Для Воркуты, где зимой минус сорок, Ильича нарядили в легкое пальто. Хорошо хоть не успели изваять в граните - он планировался высотой десять метров, и в пасмурную погоду верхнюю часть памятника скрывали бы тучи. Представляете, Ленин, вкопанный в вечную мерзлоту, в распахнутом пальтишке и без головы...

Осторожная критика блатных гениев


Поскольку на ленинских памятниках хорошо зарабатывали, то заказы на них распределялись по блату. А блатную публику - гениев со связями в верхах - критиковать надо было осторожно: кнут и пряник, пряник и кнут.

Как это происходило? Читайте стенограммы заседаний комиссии.

Из обсуждения памятника для города Чудово Новгородской области: “У Ленина есть неустойчивость в ногах. Нужно сколотить торс и привязать его к тазу, а лоб вообще завален. Он страшно широк в плечах, какой-то шкаф со спины, и ручищи у него огромные. Это что - Геракл или чемпион мира по поднятию тяжестей? Но в то же время чувствуется старательное отношение к модели. Автор далеко продвинулся вперед. Ленин тут оптимистичен, он располагает к себе, близок и понятен народу...” Были эксперты, которые предпочитали начать во здравие, а кончить за упокой: “Фигура, выполненная для Холмогор Архангельской области, производит очень хорошее впечатление, и я хочу поздравить автора с творческой удачей. Им создан добротный образ Ленина. Радостно смотреть на этот портрет, на характерную ленинскую фигуру, в ней чувствуешь мысль. Предлагаю работу принять и отметить ее высокое качество. Но у меня есть несколько пожеланий. Кисть руки должна быть крупнее, а пальцы - сдержаннее, прибавить плечевую часть у локтя. Левая рука слишком согнута, тут будет собираться вода, снег, воробьи будут гадить. Распрямите ему руку, и вся недолга! А вторая рука висит, как парализованная. Предлагаю добавить ей жизни. И ягодицы верните на место”.

С некоторыми памятниками возни было очень много. В Георгиевске Ставропольского края к 200-летию города собирались воздвигнуть монумент “по просьбам трудящихся”. Первый проект эксперты раздолбали в пух и прах: “Выражение лица у Ленина злобное, он смотрит набычившись. А взмах его правой руки просто угрожающий. В фигуре слишком большое движение. Ленин был динамичным, но как мыслитель. Вы кого ваяли? Основателя первого в мире социалистического государства или бегуна на длинные дистанции? Есть конкретное требование - весь памятник и каждая деталь его должны что-то говорить человеку. О чем могут говорить уши-лепестки и ноги-бревна? Голова, врезавшаяся в грудную клетку? В общем, над проектом надо работать. Да постамент прибавьте, а то у Ленина пятки повисли в воздухе...”

Но больше всего эксперты намучились с восьмиметровым монументом для подмосковной Коломны. В первом проекте у Ленина были огромная грудь и мощные бедра. Гренадер какой-то, а не вождь мирового пролетариата! Замечание ко второму проекту: “Фигура производит впечатление недоделанной сзади. Что мы имеем? Голова не попадает в ключицу, шея тонковата, грудная клетка выпирает, а таз влипает в грудную клетку. Воротничок на шею не ложится - шея сама по себе, воротничок сам по себе. И потом, почему так страшно много пальцев? Они короткие, тяжелые и не собраны в руки. И снова замечания по ногам. Это не ноги, а не связанные между собой элементы. Беспокоят ноги. Даже тревожат. Особенно левая. Такое впечатление, что Ильич стоит на одной ноге, как избушка на курьих ножках. Ноги надо усилить”.

После переделок лучше не стало. “Руки - укоротить! А куда у вас ушла левая опорная нога? Плохо посажены глаза в череп. Они мелковатые и пустые. Уши неправильные с той и другой стороны. А у Ленина все красиво даже по маске посмертной. И еще, очень надута грудь, поднята под кадык. Постарайтесь в хорошем настроении учесть все замечания. Вот, например, башмаки, которые прежде всего будут видны. Сделайте так, чтобы это были не ортопедические культи”.

На следующем заседании скульптор не выдержал и начал огрызаться: “В соответствии с замечаниями... я обул Ленина, поднял ему плечи и прибавил живот. Левая рука выходила вперед, сей- час она пошла назад. Уши были на разном расстоянии. Я открыл Ильичу глаза и подровнял ему уши...” Короче, восемь лет ушло на этот монумент. А скульптор был, между прочим, талантливый.

Ленин на потоке


Каких только Ильичей не ваяли! В армяке, в тулупе, в косоворотке... Один вышагивал, вытянув шею, как гусак, другой напоминал слепого, пытавшегося перейти через дорогу, третий - совершеннейший близнец Максима Горького. (Один шустряк Максима Горького ухитрился переделать в Ильича. Как он мимо комиссии проскользнул - неизвестно, но и сейчас его Горький-Ленин стоит в Краснодарском крае.) Несколько сотен моделей прошло через Комиссию, и все приходилось дорабатывать.

Конечно, многие авторы обижались на экспертов. Один даже в отместку из протоколов заседаний комиссии отобрал перлы: “Автору следует поработать над глазной задачей - над выражением лица”. “Башмаки в характере Ленина, и нужно дать ему больше связи с брюками”. “У памятника, образно говоря, должен быть зад и перед”.

Зато когда все-таки принимали проект, перед скульптором открывалась широкая дорога и платили хорошо. Допустим, надо установить памятники в трех городах. Скульптор делает модель, по ней отливают трех Ильичей, и за каждого он получает денежку. В 80-е годы, когда заказы стали приходить из социалистических и развивающихся стран, Лениных начали печь как пирожки, по старым моделям.

Таисия Белоусова


Просмотров: 1669
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.