Сегодня 23 июля 2017 г., воскресенье, 03:42USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Здесь погибает история

16 мая 2013
hits 832
Здесь погибает история

Совсем рядом с метро “Аэропорт” - красивое бело-голубое здание. Здесь находятся выставочные залы Центрального дома авиации и космонавтики. Много здесь искусных макетов самолетов, моторов и парашютов. Есть даже настоящий костюм космонавта. Уменьшенные первый самолет Можайского, деревянный “Илья Муромец” Сикорского, МиГ-17, Ил-2 - история советской авиации. Здесь история начинается, а вот в каком-то километре от Дома авиации, так сказать, в огороженном рабицей загоне, эта история покоится и разлагается.

Здесь рядком выстроившиеся советские самолеты с красными звездочками уже не один год стоят под открытым небом и за хлипким забором. Такая бесхозность не проходит бесследно: совсем недавно здесь сгорел знаменитый Ил-14. Состояние остальных машин ужасает. Да и “пилотируют” эти самолеты теперь бомжи, так что “история”, извините, с запашком. Здесь история погибает.

Кому же, интересно, принадлежит “кладбище” самолетов? Почему они, отлетавшие свой боевой век, “умирают” здесь, рядом с растущими новостройками на знаменитой Ходынке? Увы, ни молодой парень, монотонно стучащий кулаком по мощному вертолету-старичку, который высунул свой огромный металлический хвост за рабицу, ни дама с коляской, прогуливающаяся неподалеку, ответа не знали. Не знал его и директор Центрального дома авиации и космонавтики Петр Федорович Вяликов. “За оградой гниют не наши самолеты, да ведь и территория эта не Дома космонавтики, - говорил генерал-майор, - здесь история запутанная. Когда-то там был специальный фонд музея. Я состоял там членом. Но когда увидел, что к технике в этом фонде такое отношение, то сразу же вышел из его членов. Кто владелец территории с гниющими самолетами сейчас, я не знаю”.

Как добраться до “кладбища” самолетов, нам показал заместитель директора Дома авиации и космонавтики Владимир Александрович. Но предварительно провел по выставочным залам. Здесь славная история российской авиации представлена во всей красе.

Вот детище контр-адмирала Можайского перед глазами: над головой висит деревянный макет первого в мире самолета в натуральную величину. Оказывается, господин адмирал был моряком, поэтому корпус самолета напоминает лодку. По порядку развешены строения Лилиенталя, братьев Райт. Старинные моторы бережно убраны на деревянные полочки. А на стене, немного правее, висит фотография одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков - Степана Васильевича Гризодубова, который прокатил на своем деревянном творении трехлетнюю дочку Валю. Через 25 лет эта маленькая девочка с косичками совершит беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток и станет Героем Советского Союза. Есть в доме и особый зал, посвященный авиации времен Второй мировой войны. На прозрачных полочках - маневренные фашистские самолеты и макеты советских устарелых боевых машин. Есть и гордость советского авиаконструирования - Яки, МиГи, Илы. Запчасти и моторы надежно сохраняют прозрачные стеллажи. Дом авиации и космонавтики бережно хранит историю. Этого не скажешь про неизвестного владельца территории бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе, что на Ходынском поле. Здесь история авиации заканчивается.

Отслужившие свой век военные самолеты, медленно гниющие на Ходынке, безжизненное поле бывшего аэродрома, тишина еще не полностью заселенного “Гранд-парка” - все это оживляет активность подростков, которые хотят залезть на пожилые МиГи. Этому не препятствует ни гнилой забор, ни охранник, который только что залез в свою бытовку. Смотреть на все это действо достаточно удобно, ведь лавочки, построенные около свежепосаженной аллеи, обращены как раз на “кладбище самолетов”. Одна из жительниц новых высоток рассказывает: “Самолеты уже гниют здесь не один год. Говорят, власти хотели делать какой-то уникальный музей авиационной техники под открытым небом, но Министерство обороны, которому принадлежали самолеты и аэродром, продало застройщикам часть Ходынки за новые квартиры и землю. Так что долго еще гнить здесь самолетикам”. Так вот в чем дело! Власти выгодно обменяли землю аэродрома на новые квадратные метры, а отслужившие свое самолеты остались брошены на пока “ничейной” территории.

Да и какие это самолеты! Многие из пятидесяти машин открывали эру авиации в СССР! Если уменьшенные макеты самолетов с “авиационного кладбища” с заботой и уважением хранят служащие Дома авиации и космонавтики, то на Ходынке уже настоящие заслуженные боевые машины просто гниют в чистом поле.

Некоторые модели самолетов с “загона” легко узнает обычный обыватель. Это Як-17 и МиГ-19 с потрескавшимся корпусом и облезлыми красными звездами на боках. Пожилой огромный красавец-вертолет Ми-8 с отвернутыми могучими лопастями. Что же внутри советских старичков? Никто не мешает перелезть фотографу через забор, потому что “сторож”, видя фотоаппарат, убегает к высоткам. Тлетворный запах выдает посещение бомжами одного из “охраняемых” Яков. В соплах другого - склад алюминиевых деталей, специально подготовленных для сдачи в металлолом. Эти детали отломаны и спилены у других смиренно стоящих машин. У вертолетов разбиты стеклянные кабины и фонари. Многие самолеты стоят без шасси, некоторые “опустили носы”, еще в одних - следы извлечения приборов. А есть за хлипким забором и одни из первых советских самолетов-раритетов. Такие вряд ли где еще увидишь. Кабины пилотов здесь еще высокие и разных форм, устройство шасси не “вбирается” в себя самолетом при полете, а “подгибается” под самолет, как у птицы. А вот и “погорелец” Ил-14. Всего таких двухдвигательных самолетов, которые советские конструкторы разработали в конце 1940-х, выпущено 3500 экземпляров. Машина, которая могла подниматься в воздух при отказе одного из двигателей, теперь практически в следах пожара, также находится на “кладбище”, прикрытая жалким чехлом.

Интересно, что гнить и гореть советские военные самолеты начали после их списания и зачисления в списки раритетов. До этого у них не было времени покрываться плесенью, ведь тогда отечественные боевые самолеты сбрасывали бомбы на врагов. Но как только верные машины отслужили положенный срок, они стали не нужны никому, кроме бомжей. Да и сами Илы и МиГи на Ходынке похожи на бомжей - нет у них ни дома, ни хозяина.

Светлана Герасева


Просмотров: 832
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Сальности здесь уместны


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.