Сегодня 22 июля 2017 г., суббота, 20:06USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Единая государственная экзекуция

16 мая 2013
hits 949
Единая государственная экзекуция

ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА ПРОВЕРКИ СНИЖАЕТ ИНТЕЛЛЕКТ И РАСШАТЫВАЕТ ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКОВ

Повсеместная обязательная сдача ЕГЭ обозначила переход на унифицированную тестовую систему контроля, где нет места для рассуждений, умозаключений и выводов. Все предельно ясно: ставь галку напротив правильного варианта - и будет тебе счастье. Кроме того, по мнению реформаторов от образования, ЕГЭ искоренит коррупцию при поступлении, уравняет школьников в правах, открывая дорогу бедному чукотскому мальчику в лучшие столичные вузы. С какой стороны ни посмотри - сплошные плюсы. Однако о том, как тестовая система отражается на психике и интеллектуальном развитии школьников и что творится в головах у детей, которые сдают ЕГЭ, законодатели, видимо, не подумали.

СУИЦИД

Ажиотаж и неопределенность вокруг ЕГЭ породили целую волну нервных срывов среди подростков. Из-за того, что ЕГЭ сегодня играет первостепенную роль в дальнейшем самоопределении, школьники крайне болезненно переживают такой экзамен. И в случае неудачи даже предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Так, в 2008-2009 годах были зафиксированы случаи, когда дети принимали смертельную дозу транквилизаторов, резали себе вены, стрелялись из ружья. По мнению руководителя следственного управления СКП РФ по Волгоградской области Михаила Музраева, который занимался причинами подросткового суицида в области в 2009 году, “наши дети оказались не готовы к адекватному восприятию результатов этого нововведения. А в работе образовательных учреждений по внедрению совершенствования процедуры ЕГЭ, наверное, особое место должны занимать вопросы психологической подготовки выпускников”. Однако, несмотря на попытки нейтрализовать “убийственное” влияние ЕГЭ на подростковую психику, в этом году печальная статистика пополняется новыми случаями суицида. 27 мая из-за страха провалить ЕГЭ повесился выпускник 11-го класса средней школы в селе Новая Покровка Воронежской области. “По предварительным данным, юноша не выдержал сильного нервного напряжения перед сдачей ЕГЭ по русскому языку, проводимого 31 мая 2010 года”, - говорится в сообщении, размещенном на сайте Генпрокуратуры РФ. Парень не сдал пробный ЕГЭ, из-за чего сильно переживал и накручивал себя, что не сдаст и “настоящий” ЕГЭ, что закроет ему дорогу в вуз. А в ночь с 1 на 2 июня 17-летний выпускник одной из московских школ выбросился с 7-го этажа из-за того, что неудачно написал ЕГЭ по русскому языку.

“Любая экзаменационная ситуация - это стресс, - говорит врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Оксана Дерен. - Однако в случае с ЕГЭ обстановка накаляется за счет нагнетания атмосферы вокруг этого экзамена. С одной стороны, дети постоянно слышат о том, что успешно сдать ЕГЭ практически невозможно, и с другой, - что от результатов ЕГЭ, которые представляются истиной в последней инстанции, зависит дальнейшая жизнь. Выпускник перестает верить в свои силы из-за страшилок про ЕГЭ, одновременно беря на себя огромный груз ответственности за свою судьбу. Естественно, что в таком состоянии постоянного прессинга подростку с неокрепшей психикой находиться просто опасно”.

ОТ ЕГЭ ЗАВИСИТ СУДЬБА

Столь печальные примеры показали, что тревожные, гипер-ответственные дети, не вписывающиеся в рамки усредненного представления о российском школьнике, испытывают огромные стрессы при написании ЕГЭ. Психическая нагрузка, которую переживают школьники при сдаче ЕГЭ, оказалась гораздо сильнее, чем стресс при поступлении и уж тем более при выпускных экзаменах.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Вадима Аванесова, ЕГЭ можно без риска ошибки отнести к так называемым high-stakes examinations - формам проверки, результаты которых влияют на судьбу выпускников школ. Результаты такого тестирования - это не просто показатели успеваемости ученика. Фактически это один из шансов занять в жизни приличную нишу. Таким образом, у школьника создается впечатление, что от нескольких часов тестирования зависит дальнейшая жизнь.

ИЗГОИ

Cоциологи считают, что ЕГЭ дает дополнительное основание для возникновения социальной напряженности среди молодежи и появления так называемых изгоев - ребят, проваливших ЕГЭ. Выпускники, получившие низкие баллы по ЕГЭ, не имеют свободы выбора, что фактически нарушает их гражданское право на всеобщую доступность образования. Получается как в поговорке: “Каждый сверчок знай свой шесток”. И если раньше даже троечник мог попытаться поступить в престижный вуз, то сегодня результаты ЕГЭ диктуют, куда абитуриент может подать документы, а в какие вузы его даже и на порог не пустят. Баллы, набранные по результатам ЕГЭ, можно сравнить со своего рода клеймом, которое делит выпускников школ на несколько каст, - тех, кто вправе выбирать, где ему учиться, и тех, кто должен довольствоваться второсортными учебными заведениями. Этот страх оказаться за бортом и стать в глазах одноклассников неудачником может толкнуть подростка на непоправимый шаг.

ИЗМЕНЧИВЫЕ КРИТЕРИИ

Кроме того, сама форма проведения ЕГЭ несет в себе массу стрессирующих факторов. Необходимость выбирать из предложенных вариантов и отсутствие возможности исправить допущенную ошибку создают у ребенка ощущение того, что он не имеет права даже на малейший промах. Если учесть, что в таком состоянии гипернапряжения и взвинченности подростки находятся весь выпускной класс, то нервы к самому ЕГЭ у ребят будут на пределе. Дополнительный стрессовый фактор - это незнакомые ученикам эксперты из приемной комиссии. Сильно заставляет понервничать и дальнейшая неизвестность. Сдавая экзамен, ученики находятся в полном неведении о критериях оценки. Если раньше ученик точно знал, что пятерка - это пятерка, то в случае с ЕГЭ процентные соотношения и представления о высоких и низких баллах постоянно меняются. При этом ожидать результатов выпускники вынуждены довольно долго, пребывая от такой неопределенности в сильнейшем напряжении. Упрощая в некоторой степени процедуру сдачи выпускных и вступительных экзаменов, ЕГЭ не менее результативно упрощает и мышление школьников, которые уже с 7-8-го класса начинают готовиться к сдаче тестов. В итоге к 11-му классу школьники превращаются в машины для решения тестов. Предназначенный для проверки и оценки знаний, ЕГЭ задает отрицательный вектор умственного развития. “Уровень ребят, сдававших ЕГЭ, гораздо ниже уровня абитуриентов прошлых лет, сдававших традиционные вступительные экзамены, - рассказал корреспонденту “МН” один из членов приемной комиссии МГУ. - Особенно эта разница очевидна на гуманитарных факультетах. Сегодня учителя просто натаскивают детей на решение тестов. Школьников превращают в некое подобие собачек Павлова - у них уже выработан условный рефлекс на проставление галочек напротив предложенных вариантов. Традиционные же формы экзамена в виде устного собеседования и творческих заданий отходят на второй план. И у учеников складывается неправильное восприятие предмета. Им кажется, что, зная отдельные факты, они разбираются в литературе или истории. Приходя в вуз, “егэшники” испытывают крайне большие проблемы, сталкиваясь с необходимостью оторваться от пунктов А, В, С и начать мыслить общими категориями. Они не могут системно мыслить, не могут находить причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, делать заключения. В общем, все умственные операции, которые отличают человека образованного, эрудированного и интеллектуально развитого, для них даются с трудом. Еще одна важнейшая проблема - сегодня дети абсолютно не умеют говорить. Это же абсурд, когда будущий филолог, юрист или политолог, даже блестяще зная факты, не может связать двух слов. Часто к нам приходят дети с блестящими результатами по ЕГЭ, начинаешь беседовать с ними и понимаешь, что сформулировать свои мысли ребенок не может. Он привык, что у него есть варианты ответов и некоторое количество времени. Когда же ему нужно реагировать в режиме беседы, логически мыслить и рассуждать, абитуриент впадает в ступор”.

КОМУ ЕГЭ ПРОТИВОПОКАЗАН

Однако тяжелее приходится тем учащимся, кто в силу своих ментальных особенностей не смог приспособиться к тестовой системе обучения. В отличие от традиционного экзамена, в котором присутствуют слуховые и тактильные элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ ориентирован исключительно на людей, воспринимающих информацию зрительно. Поэтому, когда ребенок-аудиал или кинестетик вынужден сдавать ЕГЭ, ему остается либо пасовать перед частью заданий и тратить время просто, чтобы понять смысл вопросов, либо создавать для себя более комфортные условия, позволяющие лучше воспринимать информацию. Аудиалы начинают проговаривать все задания вслух, а кинестетики - ерзать на месте, мешая другим детям сосредоточиться и вызывая у приемной комиссии вопросы и беспочвенные подозрения.

Другая “проблемная группа” для сдачи ЕГЭ - это школьники с доминирующим правым полушарием мозга, отличающиеся творческим, незаурядным мышлением и развитым воображением, набирают гораздо меньше баллов при выполнении тестовых заданий, чем они могли бы набрать при написании эссе или устном ответе. Прекрасно воспринимая метафоры, образы, “правополушарные” дети зачастую впадают в ступор при необходимости давать ответ в строго ограниченных рамках предложенных ответов и оперировать сухими фактами. По сути, любое тестирование ориентировано на людей с ведущим левым полушарием, так что будущие писатели, художники и музыканты, даже отлично разбираясь в гуманитарных предметах, при тестировании рискуют показать очень плохие результаты. Кроме того, высокая эмоциональность и ранимость делает для творческих людей тестирование настоящей пыткой. Не может ЕГЭ отразить реальный уровень знаний у детей-синтетиков, обладающих “дедуктивным” мышлением. Редкая и ценная способность таких ребят мыслить стратегически, видеть общее, находить закономерности при заполнении тестов оборачивается против них. В тесте не требуется оперировать абстрактными категориями и искать причинно-следственные связи, надо внимательно концентрироваться на деталях и различать малейшие нюансы в предложенных ответах. Абитуриенты, которые с успехом выдержали бы устный экзамен, в тестовой форме могут сделать массу ошибок или просто не найти точного, на их взгляд, варианта ответа. Так что натаскивание ребят на тестовую форму работы, по мнению психологов, обуславливает непропорциональное развитие интеллекта. Отказ от таких важных форм обучения, как устные ответы, сочинения, изложения, эссе, эксперименты, и их замена тестированием диктуют однобокое, негармоничное развитие личности ребенка.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ

“Ориентация на работу с тестами сильно деформирует процесс мышления подростков, - говорит доктор психологических наук, профессор МГУ Николай Ракитянский. - Ребенок мотивирован на механическое запоминание правильных ответов, а не на анализ и систематизацию информации. Привычка выбирать среди заданных вариантов ответов и проставлять галочки, вместо того чтобы озвучивать свое видение проблемы, значительно снижает вербальный интеллект. Ребенок теряет способность четко выражать свои мысли, что сказывается на его личностном развитии. Одним словом, тестовая форма контроля организует мышление по принципу воспроизводства материала и его адаптации, при этом задавливая креативность. Школьники теряют способность мыслить творчески, свободно и самостоятельно”.

Рина Мольган


Просмотров: 949
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.