Сегодня 23 июля 2017 г., воскресенье, 18:07USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Российский автопром движется к финишу

16 мая 2013
hits 835
Российский автопром движется к финишу

Кризис может добить отечественные автозаводы. Такие прогнозы делают многие аналитики. Флагманы отрасли погрязли в долгах. Продажи катастрофически падают. Сейчас весь вопрос: сможет и захочет ли государство спасать заводы любой ценой?

НЕ ГАЗ, А ТОРМОЗ

Хуже всего дела, судя по всему, сейчас у ГАЗа. Его долги составляют около 1,24 миллиарда долларов. По рублевым облигациям объявлен дефолт. На прошлой неделе один из крупнейших кредиторов, глава Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, даже не исключил, что ГАЗ “придется банкротить”.

Но основная проблема не в долгах. Ради сохранения легендарного завода государство может помочь. Хуже, что у ГАЗа не видно перспектив. Его последний масштабный проект, Volga Siber на основе американской платформы Chrysler Sebring, похоже, провалился. В 2008 году планировалось продать порядка 20 тысяч автомобилей, но реализовали лишь сотни. Недавно появились слухи о том, что Siber вообще снимут с производства. Представители завода их категорически опровергли.

Впрочем, непонятно, за счет чего Siber, цена которого около 500 тысяч рублей, будет конкурировать с одноклассниками. Например, с Ford Mondeo IV, выпуск которого начат во Всеволожске. Эта машина в скромной комплектации стоит примерно, как Volga.

С традиционной газовской продукцией дела также плохи. Почти вдвое упали продажи легковых моделей. Привычные “Волги” уже давно морально и технически устарели. Произошел и резкий спад продаж коммерческих автомобилей. От них в пользу Mercedes, Ford и других иномарок еще до кризиса отказались многие автотранспортные компании. Высокая по сравнению с “газелями” стоимость машин компенсировалась их надежностью, долговечностью и безопасностью.

Кризис нанес по “газелям” дополнительный удар. В стране продолжают падать грузоперевозки, и, даже по оптимистичным прогнозам, ГАЗу в этом году удастся продать на 30-50% меньше небольших грузовиков.

С точки зрения сбыта у завода остается надежда на госзакупки. Однако чиновники пересаживаться на “Волги” не торопятся. Да и вообще не дают четкого ответа, будут ли они спасать ГАЗ. Пока неопределенность сохраняется, на заводе вовсю идут сокращения. Из нынешних 120 тысяч сотрудников к середине года работу может потерять половина.

КАЛИНКА НЕ МАЛИНКА

Не лучше ситуация и на АвтоВАЗе. Как сообщил на прошлой неделе его президент Борис Алешин, общий долг составляет 44 млрд рублей. В залоге у кредиторов находится практически весь завод, включая производственные линии. Но денег на текущую деятельность все равно не хватает. Вот уже почти полгода руководство ВАЗа просит у государства еще 26 миллиардов рублей, чтобы обеспечить нормальную работу. Чиновники вроде не отказывают, но решение вопроса постоянно откладывается.

Как и в случае с ГАЗом, долги - это полбеды. Сейчас реализуется примерно на 40% меньше машин, чем в прошлом году. Склады затоварены. На это накладывается конфликт с поставщиками. Особенно много противоречий с группой “СОК”. Она, кстати, контролирует Ижевский автозавод, который также находится в тяжелом финансовом положении.

В целом поведение ВАЗа в условиях кризиса выглядит странно. Так, он поднял цены на машины. Руководство завода, видимо, вдохновили заградительные пошлины, введенные на подержанные иномарки. Народ скупать “жигули” не бросился. Цена, например, “Приоры” в приличной комплектации уже перевалила у дилеров за 300 тысяч рублей. А это сопоставимо со стоимостью (но не качеством) новой “бюджетной” иномарки. Например, в 350 тысяч можно уложиться при покупке Hyundаi Accent или Renault Logan. Брать более дешевые вазовские “раритеты” рискуют не все.

Кстати, откуда в том числе берутся запредельные цены, рассказал газете “Вольный город Тольятти” бывший директор тольяттинского спецавтоцентра Юрий Целиков. По его неофициальным данным, зарплаты топ-менеджеров завода - от 20 до 70 тысяч евро. Они получают огромные премии, оплачивают за счет предприятия свое проживание, телохранителей, передвигаются на иномарках и т.д.

Была надежда, что с приходом на ВАЗ концерна Renault, ставшего одним из крупнейших акционеров, что-то изменится. Например, в конце 90-х в том числе за счет жесткого управления и финансовой дисциплины менеджеры Renault вывели из глубокого кризиса японскую Nissan. С ВАЗом этого пока не происходит. Также стало ясно, что у французов не получится быстро сделать в Тольятти современный автомобиль. Предполагается, что это будет машина на базе Logan, планы по выпуску которой сдвинуты на 2011 год.

Пока вместо Renault, если верить руководству автогиганта, страна получит молодежную модель на базе “Калины”. Вот только предполагаемая цена до 10 тысяч долларов какая-то не юношеская. Впрочем, конкретно для взрослых планируется другая новинка - машина С-класса.

Над этим можно долго иронизировать, если бы не одно “но”. От ВАЗа зависят судьбы сотен тысяч людей. И если не предпринять разумных мер (а не просто дать заводу денег, которые быстро проедят), то вероятность социального взрыва очень высока.

Олег Стулов


Просмотров: 835
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Как вернуть свои кровные


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.