Сегодня 21 августа 2018 г., вторник, 16:48USD 67.17 -0.0024EUR 77.34 0.6287
Статьи газеты «Мир новостей»

Нефтяные компании наживаются на бензине

16 мая 2013
hits 743
Нефтяные компании наживаются на бензине

“На дворе экономический кризис, нефть дешевеет, а бензин и не собирается! - возмущаются автовладельцы. - В США средняя стоимость бензина составляет, если перевести на наши реалии, около 14 рублей за литр. У нас около 23 рублей! Почему?” Ответ прост: нефтяные компании хотят получать заоблачную прибыль.

Себестоимость производства бензина в России, включая разного рода “административные” издержки, составляет процентов 10-15 от его розничной цены. То есть порядка 2-3 рублей за литр. Это, конечно, средняя температура по больнице, хотя большинство экспертов называют примерно такую цифру. Откуда берутся еще 20 рублей? Примерно половина - это налоги: на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциз, НДС, прибыль. Кстати НДПИ сильно зависит от мировых цен на нефть, и в последнее время правительство этот налог существенно снизило.

Остальные рублей 10 - чистая прибыль продавцов. Такой наглой, почти стопроцентной наценки нефтяники не позволяли себе, кажется, никогда. Сейчас оптовая цена 95-го составляет порядка 12 тысяч рублей за тонну. Чтобы залить его в бак, нужно выложить почти в два раза больше. К примеру, в конце 2006 года за ту же тонну оптовик просил около 15 тысяч, а в рознице литр стоил 18-19 рублей. Что называется, почувствуйте разницу.

И, действительно, какое-то время наценка на бензин во всей цепочке от производителя к потребителю составляла весьма скромную по меркам отечественного бизнеса цифру - процентов 25-30. Основную прибыль нефтяникам удавалось получать от экспорта, где объемы были несравнимы с российскими.

Все изменилось с падением мировых цен. Сейчас у нефтяников осталась одна “золотая жила”: торговля внутри страны. Корреспондент “МН” обзвонил несколько крупнейших компаний, но там говорить на эту тему не стали. Это понятно: руководство страны не раз призывало нефтяных баронов умерить аппетиты. И признаваться в том, что идут вразрез с “линией партии”, они не хотят.

Конечно, бизнес есть бизнес, и если есть возможность заработать, то почему бы это не сделать. Тем более, похоже, нефтяники не врут, говоря о том, что экспорт для них стал убыточным.

Как объясняет Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, с тонны экспортной нефти компании раньше получали в среднем 100 долларов прибыли. Это зависело не от цен на нефть, а от расчета экспортной пошлины. А она рассчитывается по сложной формуле. И с осени 2008 года убытки компаний от экспорта нефти составляли примерно 50 долларов с тонны.

Хотя жалеть нефтяников язык как-то не поворачивается. Все последние годы доходы отрасли зашкаливали, и при этом наши компании умудрились набрать на десятки миллиардов долларов западных кредитов. К тому же именно нынешние нефтяные бароны выстроили крайне монополизированную систему.

Как объяснил Танкаев, “более 90% розничной торговли моторными топливами в России контролируют так называемые вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК)”. Проще говоря, это и есть все наши нефтяные “монстры”, названия которых у всех на слуху. У них работает модель “от скважины - до АЗС”, и нет принципиальной разницы, где будет получена основная прибыль - при розничной торговле или оптовой. Все равно деньги идут в один карман.

Еще часть продаж идет через “джобберов” - компании, работающие под маркой ВИНК на основании договоров коммерческой концессии и владельцев АЗС, сохраняющих независимость. Но и они вынуждены покупать нефтепродукты у ВИНК. Поэтому “монстры” могут контролировать их розницу через оптовые цены. Конечно, у “независимых” цены несколько ниже. Но разница не столь существенна. С одной стороны, предприниматели не собираются терять прибыль. С другой - не хочется раздражать низкой ценой поставщика. За демпинг он может лишить бензина, и тогда бизнес накрылся.

Можно, конечно, включить административный ресурс, и цены снизятся мгновенно. Но власти это, похоже, не нужно.

Марина Лепина, Олег Стулов


Просмотров: 743
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
17 августа 2018
Названы наиболее популярные профессии среди пенсионеров
Россияне пенсионного возраста чаще всего ищут работу в базах вакансий на должности, где требуется высокая квалификацией, большой опыт работы.
16 августа 2018
Судьба тарифов ЖКХ решится в течение двух недель
Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что решение о возможном повышении в два этапа в течение следующего года тарифов на коммунальные услуги из-за увеличения НДС будет принято к началу сентября.
17 августа 2018
Песков высказался о преследованиях за репосты
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался по поводу участившихся в последнее время преследований за публикации в социальных сетях. По мнению Пескова, в этом деле, как и во всех остальных, должен преобладать здравый смысл.
14 августа 2018
Пенсионерку из Тольятти обвинили в эксремизме
Сегодня СК предъявило пожилой жительнице Тольятти Любови Кузаевой обвинение по 10 эпизодам и 5 статьям Уголовного кодекса. Об этом рассказал прессе адвокат пенсионерки Тимур Мифтахутдинов.
16 августа 2018
В Киеве назвали плюсы отмены железнодорожного сообщения с РФ
Глава украинского Министерства инфраструктуры Владимир Омелян уверен, что отмена железнодорожного и автобусного сообщения с РФ пойдёт Украине на пользу.
17 августа 2018
Загрузка...