Сегодня 21 июля 2017 г., пятница, 03:51USD 59.08 -0.1595EUR 68.00 -0.2725
Статьи газеты «Мир новостей»

«Аврора» пережила вторую Цусиму

30 января 2013
hits 1942

Громкий скандал, связанный с крейсером “Аврора”, похоже, близится к своему завершению.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу во время недавнего визита в Санкт-Петербург высказался за возвращение корабля №1 в состав ВМФ. Впрочем, окончательное решение еще не принято.

 

ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ
В декабре 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков подписал документ, согласно которому знаменитый корабль становился музейным объектом, персонал которого должен быть укомплектован из гражданских лиц. Исключить “Аврору” из списка ВМФ России полагалось до 1 августа 2012 года. Усилиями многих моряков - Клуба подводников, Морского и Нахимовского собраний - действие приказа долгое время откладывалось. Неоднократно проходили конференции и круглые столы, телепередачи с профессиональными моряками, неравнодушными к судьбе легендарного крейсера. Но в ночь на 16 октября 2012 года к крейсеру подогнали автобус, разбудили матросов, зачитали приказ и увезли их в расположение береговой части. При этом даже не сочли нужным поставить в известность командира. А за два месяца до указанных событий в команду поступила группа новичков, и это тоже сыграло свою роль: матросы, которые долго прослужили на корабле, стоят за него горой, тем более если служба почетная. Нельзя забывать, что в советское время и несколько постперестроечных лет “Аврора” была отдельной воинской частью, куда зачислялись лучшие из лучших, отслужившие не менее полутора лет на других кораблях Балтийского флота.
При Сердюкове все изменилось. За “Авророй” смотрело небезызвестное ООО “Славянка”, прославившееся в качестве инструмента по перекачиванию государственных средств в частные карманы, причем крейсер был оформлен... в качестве военного городка. Специфика того, что это не жилое здание, а судно, не учитывалась: персонал “Славянки”, далекий от реалий флотской службы, умудрился провести целый ряд капитальных работ, которые совершенно не требовались.
Далеко не все знают, что приборка на судне, проводящаяся четыре раза в день, - не простая дань флотской традиции, а процедура, позволяющая отслеживать ситуацию: каждый сантиметр расписан за определенным матросом, поддерживающим порядок на своем участке.
- Корабль должна обслуживать профессиональная команда, - говорит выпускник Нахимовского училища 1984 года Александр Сирый. - Без нее он погибнет, чуда не бывает - за живучестью крейсера надо смотреть, даже если он находится у причала. Недавно из-за этого в Балтийске затонул сторожевой корабль “Неукротимый”, на котором не осталось никого. На корабле-музее мы вынуждены соединить историко-культурную часть с технологической. И здесь можно провести аналогию с шахтой: в мире есть шахты-музеи, но все равно горные специалисты за ними следят, так как надо обеспечивать водоотлив и проветривать подземелье. А здесь - Нева, короткая, всего 74 километра, река между двумя огромными водоемами - Ладогой и Балтикой. В ней сильная смена уровней воды, подъем во время наводнений достигает более двух метров, а падение во время ледовых заторов - до полутора. Ледовая обстановка на Неве вообще не простая, особенно когда в море идет ладожский лед. Обо всем этом моряки прекрасно знают, а вот что будут делать музейные работники? Ведь, по оценкам специалистов, на “Авроре” должно находиться от шестидесяти до полутора сотен человек экипажа - это тот минимум, который может следить за живучестью корабля.
- Какие угрозы это несет?
- “Аврора” стоит в дельте Невы у специализированного причала, который вместе с фарватером сделали для нее. Сорвать с места крейсер маловероятно: сцепки жесткие, кроме того, с берега на корабль подведены инженерные коммуникации. А вот дать крен из-за течи в трюме и сесть на грунт он может. Это не только нанесет сильные технические повреждения коммуникациям и самому кораб­лю, но и потребует огромных средств для судоподъемных работ: водоизмещение “Авроры” составляет семь тысяч регистровых тонн.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Напомним: первыми забили тревогу выпускники Нахимовского училища. Для большинства из них “Аврора” стала первым кораблем, на котором они постигали азы морской службы: нести вахту, отбивать склянки, спускать на воду шлюпки. Выпускники постарше помнят, как их даже привлекали к бункеровке судна углем. Ведь изначально крейсер поставили приказом главкома Н.И. Кузнецова как блокшив для нахимовцев, две роты там жили и учились. А музей на “Авроре” появился с 1950 года, при этом корабль оставался в составе ВМФ и имел статус №1.
Была достигнута договоренность с работниками музея, чтобы минимальным составом, в четыре человека, нести круглосуточную вахту, следить за техническим состоянием крейсера. Добровольцы нашлись не только в Санкт-Петербурге, но и во многих других городах России, а также в Севастополе, несмотря на то что путь от Черного моря до Балтики неблизкий.
Надо сохранить не только корабль, но и использовать как исторический символ: петербуржцы воспринимали подъем и спуск флага на “Авроре”, отбиваемые вахтенным склянки и смену караулов у ее трапа как ритуалы, подобные выстрелу пушки в Петропавловской крепости или звону колоколов Александро-Невской лавры. С флагом “Авроры” город вставал и ложился спать. По мнению экспертов, крейсер уже стал неотъемлемой частью городского архитектурного облика: когда его поставили на вечную стоянку рядом со зданием Нахимовского училища, они друг друга настолько дополнили, что сложился своеобразный и неповторимый ансамбль. Нельзя забывать и то, что “Аврора” - старейший памятник отечественного судостроения, один из немногих кораблей в мире, возрастом более ста лет, находящихся на плаву, и, наверное, единственный из них, участвовавший в обеих мировых войнах ХХ века. Здесь и трагическое Цусимское сражение в Русско-японской войне, и всем известные революционные события в России 1917-1920 годов.
Возвращение “Авроры” фло­ту окажется полезным во многих отношениях. Во-первых, как уже упоминалось, удастся совместить историко-культурную и технологическую сос­тавляющие функционирования объекта. Тем более что экипаж крейсера, матросы и офицеры помимо основной нагрузки прекрасно справлялись с обязанностями экскурсоводов, а вход на корабль для посетителей был бесплатным. Во-вторых, команда крейсера могла бы исполнять церемониальные функции, подобно президентскому полку. И, наконец, расположение судна в центре города позволяет его использовать в качестве учебной базы для нахимовцев и младших курсантов военно-морских училищ, постигающих азы корабельной службы.
Поступают интересные предложения и на более отдаленную перспективу. Так, писатель и морской офицер в отставке Александр Покровский, много сделавший для спасения крейсера, недавно заявил: “Поставьте двигатель на “Аврору”!” Что интересно, старинные корабли на ходу - большая редкость, и интерес туристов к ним очень высок.
По некоторым данным, среди членов комиссии, которая сейчас занимается вопросом “Авроры”, возобладало здравомыслие. Ведь возвращение крейсера в строй - это не только дань верности исторической памяти, но и осознание того, что судно, оставленное без профессионально подготовленной команды, обречено на гибель, которая в данном случае будет сопровождаться огромным материальным ущербом.


Александр Дмитриевский

Просмотров: 1942
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Непарадный генерал Ермолов Далее в рубрике Непарадный генерал Ермолов


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.