
Международные авиационные правила дают совет облетать пепельные зоны, в частности, это означает пролет на низких высотах. И вот здесь-то и возникла большая проблема. Британский эксперт Ричард Норт отмечает, что дело в экономике, так как полет под облаками требует гораздо более значительных затрат горючего. Для авиакомпаний предпочтительнее терять деньги из-за прекращения на время вылетов, чем летать в убыток себе. Не случайно сами пилоты называют чрезмерной реакцию авиакомпаний на пепельную угрозу. Они отмечают, что современные самолеты гораздо более надежны, чем их пытаются изобразить, когда приводят примеры аварийных ситуаций, возникавших при полетах сквозь насыщенные пеплом облака. Кстати, из-за вулканического пепла еще не разбился ни один пассажирский самолет, хотя у них иногда и отключались на непродолжительное время моторы.

Как пишет Норт, современные авиационные двигатели делаются так, чтобы справляться не только с попаданием в них птиц, но и отражать дождь, град, высокую концентрацию в воздухе соли в приморских аэропортах. Те же, что установлены на самолетах, летающих над пустынями, способны противостоять песку, поднимаемому вверх ветрами. Однако Национальная британская служба полетов признала, что не вела никаких консультаций с производителями авиатехники, объявляя о приостановке всех полетов. Многие на Западе считают, что в данном случае произошло то же самое, что с мнимыми угрозами глобального потепления и свиного гриппа, когда чиновники активно разжигали безосновательные страхи.
Между тем ученые, хотя и научились отслеживать несущиеся в глубинах космоса астероиды, так и не сумели разработать способы борьбы с таким достаточно обычным земным явлением, как выброшенный в атмосферу вулканический пепел. Проблема для авиации в том, что его частицы не фиксируются радарами и другими приборами, установленными на борту самолетов, поэтому обнаружить распространившееся на большом пространстве облако крайне трудно. Вот и сейчас данные о его движении в основном поступали от знаменитого суперкомпьютера британских метеорологов, рассчитывавшего пути и высоты пепельного загрязнения. Однако при этом постоянно будировался вопрос, насколько можно полагаться на вычисления электронного мозга, не дававшие представления о степени концентрации опасных частиц и их размерах. В свою очередь, мало чем могли помочь ученые, заявлявшие, что каждый вулкан ведет себя по-своему и у них нет достаточной информации, чтобы оценить, как в дальнейшем развернутся события в Исландии. Известно, что извержение 1973 года в Исландии длилось 5 месяцев.
Хотя европейский континент окружен грозными вулканами, правительства стран ЕС, которые совсем недавно в борьбе с несуществующей пандемией свиного гриппа подарили фармацевтическим компаниям миллиарды евро, так и не удосужились составить хотя бы общий план чрезвычайных действий на случай прекращения авиаперевозок из-за вулканической деятельности. Так, не была разработана схема наращивания пассажирских перевозок по железным дорогам. В результате сотни тысяч человек стали жертвами вулканического коллапса, при этом ведущие страховые компании отказались возмещать урон, вызванный природным явлением.
Ведущий рубрики Николай Иванов