
Австралийские биологи, много лет посвятившие изучению дельфинов, разумеется, все это тоже отлично знали и тем не менее упорно продолжали эксперименты. Исследования проводились на побережье, в местечке Байрон Бэй. Поведение животных записывали на видеокамеру, звуки фиксировались при помощи сонаров и магнитофонов. Затем они подвергались анализу с учетом начальной, конечной частот, многих других параметров и вносились в специальный каталог. В нем оказалось 186 различных свистов. Звуки были разделены на пять классов, каждый из которых соответствовал специфическому виду деятельности морских млекопитающих. Дельфины, решившие "перекинуться словечком", издают однотонные или нарастающие по тону свисты. Те, кто отправился в путешествие, - волнообразные по частоте, причем установлено, что они лучше слышны на значительных расстояниях. Отдыхающие животные особым образом присвистывают. Эти звуки здорово смахивают на человеческий храп. Особым образом дельфины свистят в процессе утоления голода. Исследователи отметили дружелюбный, как бы приглашающий характер этой группы сигналов. По их мнению, не исключено даже, что дельфины умеют обозначать, какую именно пищу им довелось отведать.
Стоило дельфина отловить и увезти от стаи на специальной лодке, как он стал издавать тот самый свист, который воспроизводит животное, путешествующее в одиночку. Эти звуки можно интерпретировать как сигнал тревоги: "Я здесь. А вы все куда подевались?"
Теперь ученым известно, что каждая группа дельфинов обладает своим особым языком или, точнее, "диалектом", который дельфины-чужаки не понимают до тех пор, пока не смогут достаточно долго пообщаться с данной группой своих сородичей.
С точки зрения строгой лингвистики звуки, издаваемые афалинами, может, и нельзя считать языком в прямом смысле. Однако кто сказал, что наши человеческие подходы и представления - единственно возможный критерий истины? К тому же биологи полагают, что записи дельфиньего языка нуждаются в дальнейшей расшифровке. Нет сомнений: их ожидают новые открытия.
Ведущий рубрики Николай Иванов