Сегодня 26 июля 2017 г., среда, 19:59USD 59.91 0.0917EUR 69.68 -0.0189
Статьи газеты «Мир новостей»

Дело - труба

16 мая 2013
hits 2306
Дело - труба

Две трети водопроводных и канализационных сетей Москвы уже отслужили свое. Некоторые из них проложены еще при царе. А город уже два года не дает на ремонт труб бюджетных денег. Между тем на новых столичных территориях ситуация еще хуже.

НАСЛЕДИЕЦАРИЗМА

Московский водопровод и канализация ­ пороховая бочка, и неизвестно, когда ждать взрыва. Если крупных аварий пока чудом удается избежать, то число мелких прорывов в полтора раза превышает среднеевропейский уровень. На каждые 100 км труб в год приходится 34 аварии. Такие данные в апреле привел заместитель гендиректора МГУП «Мосводоканал» по инвестиционной политике Александр Зарубин. Он же рассказал и об общем износе системы: 64­65% для водопроводных сетей и около 68% (по последним данным Мосводоканала уже 69,7%) для канализационных. То есть две трети столичных труб полностью выработали свой ресурс. Любая из них может лопнуть хоть завтра.

При этом каждая 50­я канализационная труба проложена еще в XIX веке. Это и по сей день используемый кусок первой московской канализации протяженностью 153,5 км. С водопроводом ситуация лучше, но не сильно. В московских подземельях лежат 55,6 км труб из серого чугуна, на счету которых уже сто лет непрерывной службы. Это примерно каждая 200­я водопроводная труба.

­ Некоторые трубы в таком состоянии, что чуть их шелохнешь, например, при раскопке котлована для новостройки, и начнут свистеть, ­ признается Александр Квальвассер, начальник отдела по проектированию организации строительства и специальных работ ОАО «МосводоканалНИИпроект». Эта организация, как легко понять из названия, выполняет для Мосводоканала солидную долю проектной работы. ­ И если пока серьезных аварий нет, то произойти они могут в любое время.

Но главная проблема ­ не наследие царизма. Нормативный срок службы чугунной трубы ­ 40 лет, в реальности еще больше. А вот стальной водопровод надо менять уже после 20­летней эксплуатации. В 70­х и 80­х в Москве клали в основном стальные трубы без внутренней изоляции, и несколько лет назад они начали массово выходить из строя.

Сейчас в Мосводоканале пытаются продлить срок их службы. Например, покрывают старые трубы изнутри песчано­цементной смесью. Или пускают по ним несильный ток, чтобы ржавели медленнее, то есть используют электрохимическую защиту от коррозии.

­ Благодаря этим мерам стальная труба может прослужить до 25 лет, ­ объясняет старейший сотрудник МосводоканалНИИпроекта Эдуард Калинин.

Но и 25­летний срок для многих позднесоветских труб уже вышел. В общем, налицо та же ситуация, что с самолетами, кораблями, электростанциями, когда заложенный в советское время запас прочности уже исчерпан, долгие годы ничего толком не меняли, только латали дыры. И теперь надо либо срочно чинить, либо жди беды.

ОТЛОЖЕННЫЙ РЕМОНТ

В принципе, все, кто понимает что к чему, уже давно бьют тревогу. Гендиректор МГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков, например, еще в 2005 году предупреждал, что в полной замене нуждается 2­3 тыс. км водопровода, что Мосводоканал ежегодно меняет только около 130 км труб, тогда как надо менять по 300 км.

И еще в 2006 году было принято, наконец, знаковое постановление «О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020 года». Предполагалось, что до 2010 года сделают кое­какие первоочередные вещи, а затем из городского бюджета низвергнется мощный поток инвестиций. С 2011 по 2015­й планировалось перекладывать по 531,3 км водопровода и 667,5 км канализации в год. С 2016 по 2020­й ­ уже по 664,1 км водопровода и 834,3 км канализации. Но получилось все ровно наоборот ­ с 2011 года город вообще перестал выделять деньги на перекладку труб.

­ Все упирается в финансирование, а финансирование по горбюджету по сетям канализации сейчас практически остановлено, ­ признались «МН» в канализационном отделе еще одной проектной организации ­ института «Каналстройпроект», где уже много лет проектируют водопроводные и канализационные сети в зоне жилой застройки Москвы. ­ Теперь Мосводоканалу приходится рассчитывать только на собственные силы. Поэтому перекладка ограничивается либо самыми мелкими сетями, либо совсем уж аварийными участками.

С водопроводом дела обстоят чуть лучше, но и здесь бюджетных денег нет.

­ В основном сейчас перекладывается распределительная сеть, ­ объяснили «МН» в водопроводном отделе Каналстройпроекта. ­ Но и она не в тех объемах, как в 2009­2010 году. Что же касается магистральных водоводов от 1000 мм диаметром и выше, то раньше их перекладка финансировалась из городского бюджета, но сейчас денег нет.

Мы попытались проверить эту информацию и выяснить, сколько денег на трубы Мосводоканал получает из бюджета и сколько тратит на это собственных средств. Увы, на момент сдачи материала Мосводоканал ответа не дал.

В абсолютных цифрах все это выглядит так: в 2011 году переложено 115,85 км ветхих водопроводных сетей. Чтобы ситуация хотя бы перестала ухудшаться, нужно, напомним, 300 км в год. Что касается канализации, то в 2011 году, по информации Мосводоканала, восстановили только 60,3 км ветхих трубопроводов. В 2012 году планируется восстановить 70,3 км сети, а нужно хотя бы в 2,5 раза больше.

ПОМЕНЯТЬ, НЕ ВЫКАПЫВАЯ

Усугубляется нехватка средств тем, что зачастую нельзя просто выкопать траншею и поменять трубу. За последние 20 лет, когда застройщики готовы были бороться за каждый пятачок московской земли, очень многие места пролегания водопроводных и канализационных сетей оказались застроенными. К ним теперь сверху не подберешься, приходится использовать более современные и более дорогие способы.

­ В 90­х годах к нам хлынули многочисленные импортные технологии, ­ рассказывает Александр Квальвассер. ­ Среди них несколько способов бестраншейной замены труб. Например, технология «труба в трубе», когда в старую трубу затаскивают новую пластиковую в свернутом виде, а потом внутри ее распрямляют сжатым воздухом или паром. В некоторых случаях стенки старой трубы (стальной или чугунной) начищают до блеска и новую трубу распаривают, чтобы она плотно приклеилась к старой.

Иногда сантехники просто творят чудеса. Могут даже заменить тонкую трубу на толстую, не выкапывая траншеи.

­ К примеру, лежит труба 400 мм, но потребителей стало больше и нужно уже 600 мм, ­ рассказывает Александр Квальвассер. ­ В старую трубу мощной лебедкой затаскивается специальный расширитель, который разрушает трубу и втапливает образовавшиеся осколки в окружающий трубу грунт. К хвосту расширителя крепится новая пластиковая труба большего диаметра.

Сейчас на такие вот бестраншейные технологии приходится порядка 70­80% всей перекладки труб. Обратная сторона технологических чудес в том, что они очень дорогие. В среднем в два раза дороже обычного траншейного ремонта.

НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Удивительно, что, бросив на произвол судьбы капремонт существующего водопровода и канализации, городские власти готовы тратить деньги на водопроводно­канализационное освоение новых московских территорий. Хотя работа предстоит титаническая. На присоединяемых к Москве землях нет толковых очистных сооружений, а иногда и банального водопровода нет. То, что есть, крайне изношено ­ обычное для коммунальной сферы Подмосковья состояние. И в Каналстройпроекте, и в МосводоканалНИИпроекте согласны, что сети на этих территориях придется перекладывать. И это не единственная проблема.

­ Недавно мы делали между Чеховым и Подольском большой проект ­ дома для военных. Так вот, воды там нет, ­ констатирует Эдуард Калинин. ­ Грунтовых вод мало, и они сильно загрязнены железом, марганцем, стронцием. Придется качать воду из Москвы.

В принципе, некоторый излишек воды в столице есть. В конце советского периода реальное потребление Москвы составляло 700 литров на человека в день (вместе с промышленностью). А нормативом для нового строительства была возможность поставлять по 1000 литров на каждого москвича ежедневно. Сейчас же реальное водопотребление на одного жителя столицы ­ 216 литров в сутки.

Канализационные очистные сооружения на новых московских землях придется строить с нуля или качать фекалии аж в Люберцы и Курьяново. Небольшая московская станция в Бутове и с местной­то канализацией до конца не справляется.

В общем, куда ни посмотри ­ везде километры труб и миллиарды бюджетных рублей. Но их­то наверняка дадут. Как­никак новая Москва ­ знаковый проект. А старые москвичи перебьются и с гнилыми трубами поживут.

Никита Аронов
"Мир новостей"







Тем временем в Северной столице решили не повторять московских ошибок. Водоканал Санкт-Петербурга недавно представил городским властям программу по массовой замене старых труб, рассчитанную на 10 лет. Уже в течение 2012 года Водоканал планирует обновить более 420 км водопроводной сети.
Просмотров: 2306
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.