Сегодня 26 июля 2017 г., среда, 21:47USD 59.91 0.0917EUR 69.68 -0.0189
Статьи газеты «Мир новостей»

Что будет с Москвой к 2025 году

16 мая 2013
hits 1423
Что будет с Москвой к 2025 году

«Миру новостей» удалось узнать, как будет развиваться наш мегаполис

К разработке московской стратегии привлекли компании с мировым опытом - PricewaterhouseCoopers, которая проводила подобные исследования для Нью-Йорка, и институт «Номура», делавший то же самое для всех главных мегаполисов Азии.

С нашей стороны участвуют Российская академия народного хозяйства, главный исполнитель проекта, и Высшая школа экономики. В академии все эти стратегические разработки координирует директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований Александр Савченко. С ним мы и разбирались в новой московской стратегии.

РАБОТАТЬ МОЖНО, ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ

Стратегия рассматривает Мос­кву как мировой город. «Мировой город» - это не почетный титул, а научный термин. Речь идет о нескольких десятках мегаполисов, в которых сконцентрирована половина всего мирового экономического потенциала. Рейтингов «мировых городов» несколько.

- Две главные группы критериев - это уровень деловой активности и качество жизни, - рассказывает Александр Савченко. - И здесь проявляется главный московский парадокс: по первой группе у Москвы 18-е место, а по второй - только 70-е. То есть заниматься бизнесом в городе можно достаточно эффективно, но живут люди плохо.

Плохо - это в смысле невысокого достатка, скученности, слабой социалки, плохой транспортной ситуации и низкого качества городской среды. Америку открыли! Мы и без рейтингов знаем, что наша столица - не лучший для жизни город. Но дальше разработчики сделали нетривиальный вывод: если немедленно не превратить Москву во что-то пригодное для житья, то о повышении деловой активности лучше забыть.

НЕТ - «СПАЛЬНИКАМ»

Руководствуясь стратегией, городские власти не будут больше предпринимать шагов, направленных на экономический рост, но ухудшающих экологию и транспортную ситуацию, уменьшающих доступность жилья и т.д. Раньше таких шагов было множество. Взять хотя бы строительство Москва-сити и уплотнительную застройку в центре. В новой Москве точно не должно быть беспорядочного строительства и спальных районов. Кварталы, где жить можно, а рабочих мест нет, строили во всем мире, и во всем мире признали, что это ошибка. А у нас до сих пор продолжают строить.

ЗАСАДА ДЛЯ ТУРИСТОВ

Характерный пример, где качество городской среды влияет на доходы города, - сфера туризма.

- Представьте себе: приезжает иностранец на Манежную площадь, здесь Кремль, Александровский сад и тут же улица Моховая - мощнейшая транспортная артерия, связывающая север и юг города, - иллюстрирует свою мысль Савченко.

Изящное решение, которое предлагают авторы стратегии, - увеличить число пешеходных зон в центре. С одной стороны, туристам так удобнее. С другой - хуже для деловых центров, что должно подтолкнуть предпринимателей к тому, чтобы выводить офисы в другие части города.

ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ ЦЕНТР

- Примерно 40 процентов мест приложения труда для Москвы, если не для всей московской агломерации, сконцентрированы в Центральном административном округе, - объясняет Александр Савченко. - Парадоксально, но в ЦАО даже рабочих мест в промышленности больше, чем в других округах. Еще около 30 процентов москвичей ездят на работу через центр. Представляете себе эту нагрузку!

О том, что в Москве должно появиться несколько альтернативных центров, говорят давно. Еще в генплане 1971 года заложена эта идея, есть она и в генплане-2025. Только вот альтернативные «точки притяжения» всегда располагались кольцом вокруг нынешнего центра. И этим только усиливалась радиально-кольцевая планировка, из-за которой и перегружен центр. Эта планировка обрекает нас на то, что, сколько колец и радиусов ни строй, все равно никуда не проедешь. Выход один - сформировать альтернативный центр на окраине города, чтобы не все транспортные потоки сходились в одном месте. Что это будет - финансовый центр или городок правительственных учреждений, не так уж и важно.

БАРЬЕР ПРОМЗОНЫ

Москва хотя и радиально-кольцевая, да не совсем. Дело в том, что первый сталинский генплан развития Москвы приняли в 1935 году. К тому времени в городе были построены основные производственные мощности.

- Был такой гениальный и незаслуженно забытый архитектор Шестаков, который в голодные 20-е годы нарисовал схему Большой Москвы, - рассказывает Савченко. - На этой схеме было намечено два пояса производственных территорий. Один - на востоке и юго-востоке, другой - на северо-западе.

К чему это привело? Промзоны - это градостроительный барьер. Поэтому нормально развиваться в качестве столицы город мог в двух направлениях. На юго-западе - от Рублевки до Ясенева (неудивительно, что в этой стороне масса научных центров и правительственных учреждений). И на северо-востоке - между Лосиным Островом и районом Измайлово. Из этого следует один простой вывод: нынешнее присоединение к столице юго-западного участка Подмосковья - вовсе не такое спонтанное решение, как многим сейчас кажется.

МАЯТНИК ТРУДА

Впрочем, без взаимодействия с остальной, не присоединяемой, частью области тоже не обойтись. Специалисты давно уже рассматривают крупные города не по отдельности, а вместе с пригородами, вовлеченными в городскую жизнь. По поводу того, что собой представляет московская агломерация, есть две точки зрения. Одна распространенная, другой придерживаются Савченко и его команда.

Первую вы наверняка знаете. В расчет берется маятниковая миграция, то есть люди, которые ежедневно ездят в Москву на работу. Тогда агломерация - это все Подмосковье, кроме окраинных районов, то есть кольцо вокруг МКАД в 40-50 км шириной.

СОЮЗ ДЕВЯТИ

- Этот взгляд совершенно не учитывает еженедельную миграцию, - говорит Александр Савченко. - Посмотрите на тех, кто строит московское метро. Это в основном туляки. Пообщайтесь с чоповцами - они из Владимира, Ярославля, Рязани. По большому счету, московская агломерация включает не только Москву и область, но и еще семь прилегающих субъектов Федерации.

Например, на уровне «большой» агломерации надо решать проблему транзитного транспорта. Исторически столица стала крупнейшим автомобильным и железнодорожным узлом. Из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород ездят через Москву, из Архангельска в Сочи - тоже. Даже из Твери в Ярославль. В общем, доходит до смешного. Все это нагружает город огромным количеством поездов, автомобилей, пассажиров. И без новых хордовых магистралей на территории агломерации регионов эту проблему не решить.

- Москва - единственный из крупных мировых городов, у которого нет системы управления собственной агломерацией, - отмечает Савченко. - В идеале здесь, как и во всем мире, должны быть специальные органы, созданные по договору между субъектами Федерации и наделенные специальными бюджетами. Программа минимум - плотное взаимодействие Москвы и области и общие крупные проекты с другими семью регионами.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ЗА МКАД

Автомобильные заводы и швейные фабрики, как считают разработчики стратегии, столице не нужны.

- Когда в Москве хотели строить АЗЛК, некоторые даже самые конформистски настроенные экономисты писали письма протеста, поскольку знали, что рабочей силы для этого производства в городе не найти, - напоминает Александр Савченко. - Кончилось тем, что на заводе работали лимитчики. В Москве и сейчас не хватает рук в промышленности: на двух работников приходятся три места.

А в той же Смоленской и Ярославской областях рабочие найдутся. Всевозможные ДСК и железобетонные заводы, вероятно, тоже имеет смысл переселить, поскольку массового строительства внутри МКАД больше не предвидится. Естественно, речь идет не о переселении кого-то насильно, а о том, чтобы заинтересовать в этом самих предпринимателей.

НАУКОГРАДАМ РАДЫ

Промзоны сейчас занимают 15% столичной территории. Половину этой земли, по идее, можно освободить. Там вместо заводов должны появиться неплотная жилая застройка с многочисленными скверами и всевозможные культурные объекты. А вот оставшиеся предприятия необходимо сохранить и активно развивать. Если вкратце, то остаться должны только разнообразный хай-тек плюс пищевые производства для внутреннего московского потребления.

- С экономической точки зрения Москву можно сравнить с Лос-Анджелесом, - считает Савченко. - И там, и там - огромный аэрокосмический комплекс. Другие отрасли для потенциального развития - атомная промышленность, отчасти - радиопромышленность.

На новых присоединяемых к Москве территориях тоже предлагается развивать наукоемкое производство. Делать это авторы стратегии хотят на базе наукоградов: включаемого в состав Москвы Троицка, а также расположенных поблизости Обнинска и Пущина.

УСЛУГИ РАЗВЕДКИ

- Москве надо учиться зарабатывать деньги самостоятельно, - констатирует Савченко. - Необходимо делать ставку на московский интеллектуальный и культурный потенциал.

Речь идет о наукоемкой промышленности и сфере услуг. Услуги - это ведь не только парикмахерские, психологические тренинги и тайский массаж. Это, например, разработка строительных и инженерных проектов, геологическая разведка или сложные медицинские манипуляции. Последние, кстати, Москва уже и так экспортирует - иностранцы приезжают делать глазные операции в Федоровском центре.

ЗАЧЕМ НУЖНА СТРАТЕГИЯ?

Развитие Москвы регулирует целая куча документов. Тут и ежегодный бюджет с адресной инвестиционной программой, и городские целевые программы, принимаемые каждые пять лет, и генплан до 2025 года. Но даже генплан на роль главного, координирующего документа не подходит.

- Можно сломать генеральный план, в точности ему следуя, - объясняет Александр Савченко. - Например, мне нужно спланировать какую-нибудь программу на пять лет. Я смотрю в генплан и выбираю на эти пять лет самые выгодные и легко реализуемые пункты в нужной мне области. Потом история повторяется. В итоге через пару пятилеток вы свой генплан не узнаете.

Именно это и происходило со всеми советскими и постсоветскими московскими генпланами. Исправить ситуацию должна стратегия развития Москвы до 2025 года. В первой ее части будет подробно разобрано, что у нас в городе не так (этот кусок стратегии уже написан). Во второй части - что по пунктам надо сделать, чтобы исправить ситуацию (этот раздел будет готов к концу весны). Например, авторы стратегии рассчитывают до 2025 года увеличить в полтора с лишним раза обеспеченность москвичей жильем. Сейчас на каждого жителя столицы приходится порядка 19 кв. метров, а должно стать как в европейских городах - 30 «квадратов». Другая задача - в два раза увеличить валовой региональный продукт. Смело, конечно, но, по крайней мере, конкретно.

Никита Аронов
"Мир новостей"


Просмотров: 1423
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Нарисуем - будем ездить


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.