Сегодня 27 июля 2017 г., четверг, 18:02USD 59.41 -0.5000EUR 69.64 -0.041
Статьи газеты «Мир новостей»

Год без Лужкова

16 мая 2013
hits 2106
Год без Лужкова

Ровно год назад в Москве сменилась власть: 28 сентября президент своим указом отправил в отставку многолетнего столичного градоначальника Юрия Лужкова. Этому предшествовали несколько недель довольно противной травли, где заслуженные обвинения чередовались с откровенно надуманными. Потом Москвой в качестве и.о. правил Владимир Ресин. Он отменил некоторые наиболее одиозные решения столичных властей, например чудовищную стройку напротив дома Пашкова. В этот момент многим еще казалось, что у руля останется старая команда, некоторым членам которой прочили мэрское кресло. Но 15 октября градоначальником стал совершенно новый человек - Сергей Собянин. Сейчас, год спустя, можно твердо сказать, что заменой чиновников дело не ограничилось, Москва теперь действительно развивается по-другому.

ЧИНОВНИКИ

Поначалу все задавались вопросом, как Сергей Собянин поступит со старой лужковской командой. Многие считали, что новому мэру будет нелегко сладить с этой бюрократической глыбой. Мэр, однако, сладил, причем тонко и изящно, почти без скандалов и отставок. Громким стало только увольнение начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, прошедшее на фоне прокурорских проверок. Ну и первый зам Лужкова Юрий Росляк, которого многие прочили в преемники бывшему градоначальнику, перешел из мэрии в Совет Федерации - вполне достойная синекура.

У иных могущественных членов старой гвардии власть буквально утекла сквозь пальцы. Так, Владимир Ресин хоть и остался первым замом мэра, причем единственным (у Юрия Лужкова первых было четверо), но пост главы стройкомплекса утратил. Теперь за столичные стройки отвечает Марат Хуснуллин. Людмила Швецова хоть и не перестала быть главной по социальной политике, но уступила образование со здравоохранением Ольге Голодец. Пожалуй, единственные значимые члены прошлой команды, никак не потерявшие в должности, - это глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков и главный архитектор Александр Кузьмин. В итоге Сергей Собянин потихоньку расставил на ключевых постах собственную команду, но сделал это так, что многие читатели этого, наверное, даже не заметили.

ЛАРЬКИ И РЫНКИ

Едва вступив в должность, Сергей Собянин объявил вой­ну ларькам. Палатки, конечно, улиц не украшают, и это хорошо, что при новом мэре архитекторы разработали для киосков единый стиль (точнее, даже четыре стиля). Проблема в том, что ларьков будет существенно меньше. В результате в Москве уже сейчас стало сложнее купить бутылку воды. Поначалу та же беда постигла киоски с прессой. Чиновники собирались сократить их число почти втрое. И действительно, многие ларьки «Печать» в одночасье исчезли с московских улиц. Однако в марте в мэрии прислушались к мнению возмущенной общественности и решили оставить газетные киоски в покое. Эти ларьки вернули на прежнее место, но над торговлей прессой нависла новая угроза: киоски нового образца предпринимателям придется покупать за свой счет.

Разработанные Москомархитектурой по инициативе мэра типовые ларьки стоят существенно дороже аналогов - по 600-700 тысяч рублей за штуку. Это без транспортировки, монтажа и утилизации старого киоска. В том, сколько именно времени дано на замену, чиновники друг другу противоречат. То ли менять ларьки на новые надо прямо сейчас, до 1 октября (на этом настаивают чиновники некоторых префектур), то ли с 1 июля 2012-го. В любом случае в ближайшее время предстоит серьезный удар по газетной рознице. Сфера эта малорентабельная, и предпринимателям, чтобы выжить, придется поднять цены на 20-30%. Так что платить в конечном счете придется нам с вами.

Другой жертвой стали вещевые рынки. Сергей Собянин презрительно называет их «барахолками» и считает борьбу с ними одной из своих заслуг. С этим не согласны как лишившиеся работы торговцы, так и окрестные жители, оставшиеся без привычно дешевых вещей.

Впрочем, никакого коррупционного следа в этой борьбе за цивилизованную торговлю никто пока, как ни старался, не обнаружил. Тут скорее издержки хозяйского отношения нового мэра к городу.

ТРАНСПОРТ

Первоочередная задача, которую поставил перед собой новый мэр, - решение транспортных проблем мегаполиса. Чтобы сделать Москву городом, удобным для передвижения, одного года, конечно, мало. Но первые необходимые меры заложены в недавно принятую пятилетнюю программу.

Так, до 2016 года заявлено строительство трех новых вокзалов (в Сити, на станции Каланчевская и на площади Ильича). Кроме того, в Москве появятся еще шесть автовокзалов: Север, Юг-1, Юг-2, Восток, Запад-1, Запад-2. Заявлены просто беспрецедентные для Москвы темпы строительства метро.

Уже сейчас на главных магистралях размечаются выделенные полосы для общественного транспорта. Справедливости ради надо отметить, что это не собянинские изобретения - первые такие полосы появились еще при Лужкове. Но не в таком масштабе. А новый мэр обещает не меньше 100 км до конца года.

Самое главное, мэр показал, что не боится непопулярных мер. Те же выделенные полосы отнимают у машин часть дорожного пространства, вызывая ропот автомобилистов. Однако без ущемления их прав в пользу общественного транспорта разгрузить такой город, как Москва, увы, невозможно. На днях в одном из интервью Сергей Собянин твердо дал понять, что пойдет на введение в центре города платной парковки. Меру еще менее популярную, но по всему миру применяемую. Одновременно с этим будет строиться больше бесплатных автостоянок на окраинах. А до 2016 года планируется ввести 235 тысяч машино-мест на дешевых, а то и вовсе бесплатных перехватывающих парковках.

СТРОЙКА

Главная московская беда - это, конечно, сама радиально-кольцевая организация транспортной сети. Сергей Собянин и тут сделал ход конем - отказался от дорогущего четвертого транспортного кольца и объявил о строительстве Северо-западной хордовой трассы. В дополнение к запланированным еще при Лужкове Северной и Южной рокадам это будет уже третья в городе хордовая магистраль.

Впрочем, транспортные проблемы, как не раз говорил мэр, не решить, пока Москва перенаселена и основные рабочие места сконцентрированы в центре города. Новая команда провела ревизию подписанных старой командой инвестконтрактов и отменила строительство общим объемом в 7 млн квадратов. В основном это была точечная застройка.

Если все и дальше так пойдет, то строительство в центре Москвы практически прекратится. При этом мэр декларирует одной из своих целей сохранение исторического облика города, чего при его предшественнике и в помине не было.

ПАРКИ И ЛЕСА

Еще одна приоритетная для Сергея Собянина область - парки, скверы и зоны отдыха. Это стало ясно еще зимой, после массовой закупки городом прокатных лыж и повсеместного строительства на детских площадках снежных горок. Зимой же проявилась главная проблема, когда мэр приказал построить в природно-историческом парке «Битцевский лес» и ландшафтном заказнике «Теплый Стан» два типовых спортивных комплекса.

Выяснилось, что новый градоначальник не делает разницы между скверами и городскими лесами и вообще, кажется, не очень понимает, зачем в городе нужна дикая природа. Теперь экологи всерьез опасаются за природные объекты столицы, особенно после принятия программы «Развитие индустрии отдыха и туризма», где на освоение и «окультуривание» особоохраняемых природных территорий отпущено несколько миллиардов рублей. Это если не говорить о безумном прожекте по вольерному содержанию лосей в Лосином Острове.

Зато в зонах отдыха действительно заметен прогресс. Например, в Центральном парке культуры и «Сокольниках» отменили платный вход и сделали бесплатный доступ в интернет. Запланирована масштабная реконструкция всех главных городских мест рекреации: ЦПКиО, «Сокольников», Филевского и Измайловского парков, ВВЦ, Лужников и многих других объектов.

Никита Аронов
"Мир новостей"


Просмотров: 2106
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Переход на тот свет


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.