Сегодня 20 июля 2017 г., четверг, 19:49USD 59.08 -0.1595EUR 68.00 -0.2725
Статьи газеты «Мир новостей»

Образование вулкана

16 мая 2013
hits 908
Образование вулкана

ШКОЛЬНИКИ КОЛОМНЫ ШЛЮТ СИГНАЛ SOS

Директор средней российской школы сжимает виски руками и неотрывно смотрит в одну точку стола. Хотя логичнее было бы вцепиться в собственное кресло, которое ух как качается под сегодняшним директором. Модернизация образования шагает по стране. Школу трясет и лихорадит. Укрупнение школ, подушевое финансирование, омоложение кадров, профильные классы - все это должно сделать наше образование лучше. Да и звучит красиво, даже грандиозно. За новыми терминами - слезы учеников, растерянность педагогов и полная беспомощность директоров. Первыми жертвами реформы образования стали ученики и педагоги города Коломны. За ними - вся Россия.

По сути, Коломну можно назвать неким городом N, потому что то же самое происходит сегодня во многих городах страны.

- Мы сами ничего не знаем. Живем как на вулкане, реформа у нас, - разводит руками одна из инспекторов Управления образования Коломны.

- Сокращается число школ, как когда-то детских садиков, и через несколько лет мест не будет на всех хватать, как сейчас в садах, - говорят школьные педагоги.

- Что нам делать?! - истерят родители.

Реформа накрыла коломенскую среднюю школу № 1 за четыре дня до начала учебного года. 10-классникам района Городищи объявили, что они всем классом с 1 сентября будут учиться не в родной школе, а в другой, под номером 7. Потому что десятиклассников в первой школе 15 человек, а нужно, чтобы было 25. А держать класс, где 15 человек, экономически невыгодно для государства.

Называется процесс школьной миграции - укрупнение.

Председатель родительского комитета Ольга Янчевская решила бороться за права детей.

- Они даже сигнал SOS по-своему расшифровали: “Save our school” - “Спасите нашу школу”. А я уже месяц не могу попасть на прием к начальнику Управления образования, то “на совещание уехала”, то “на День учителя в Москву вызвали”. Школу № 5 тоже хотели укрупнить, но директор и родители обратились в министерство образования Московской области, и пришел указ: “Не трогать!” Почему такая несправедливость?!”

Родители десятиклассников поначалу обивали пороги Управления образования Коломны. Один папа записал на диктофон, как начальник управления Татьяна Старателева “вежливо выставила” родителей вон. Потом запись стер. Испугался за ребенка.

Тогда Ольга Янчевская обратилась в местную газету, чтобы подняли проблему. После выхода статьи родителям изгнанного 10-го класса пригрозили: “Не угомонитесь, раскидаем детей по двое в разные школы!”

Мамы и папы струхнули: а вдруг и правда определят в школу, что в 30 минутах езды на маршрутке?! И велели детям не плакать, а привыкать к новым условиям.

Так что Ольга Янчевская теперь воюет с реформой в одиночку. И сдаваться не собирается. У нее свой кровный интерес в том, чтобы в школу вернули 10-й класс. Ее дочь сейчас учится в 8-м классе. А вот где она окажется после 9-го, неизвестно.

Несколько лет назад 11-летнее образование из формального стало фактическим, и дети вновь стали переходить из 3-го в 4-й класс, а не перепрыгивать сразу в 5-й. А значит, в 2011 году в школе № 1 города Коломны не будет 11-го класса. Не будет его и в 2010 году, потому что 10-й класс увели в другую школу. А если школа два года подряд не выпускает 11 классов, она автоматически становится девятилеткой и лишается права давать 11-летнее образование.

Клеймо девятилетки - страшная для школы вещь. Уровень подготовки в таких школах традиционно считается ниже, потому что вроде как “не для вузов учат”. После девятилетки дорога только в ПТУ.

- Моя дочь уже сейчас боится, говорит: мама, я в ПТУ не хочу! - рассказывает Ольга Янчевская.

Конечно, родителям обещают, что тем девятиклассникам, кто захочет получить 11-летнее образование, такую возможность обязательно предоставят и найдут местечко в другой школе, уже одиннадцатилетке.

Но в туманные обещания на словах (хоть бы расписку давали) родители не верят.

Самим придется бегать по школам и засовывать ребенка в 10-й класс. А вдруг мест не будет? А вдруг взятку потребуют? И опять перспектива ПТУ. Рабочих в стране не хватает, так что спихивать детей в средние специальные заведения для государства выгодно!



- Сокращается число школ, как когда-то детских садиков, и через несколько лет мест не будет на всех хватать, как сейчас в садах, - говорят школьные педагоги.





Директорам коломенских школ после заметки в местной газете запретили общаться с прессой под угрозой увольнения. Угроза реальна, потому что в КЗОТе появилась замечательная статья под номером 254, дающая право учредителю (им выступает местное Управление образования) увольнять директоров без объяснения причин.

Но один из директоров все же рискнул со мной встретиться, взяв обещание не называть фамилии и номер школы: “Иначе мне здесь больше не работать”.

Реформа инакомыслящих не терпит. Совсем недавно мягко прикрыли рот тем, кто восставал против ЕГЭ. Тех, кто посмеет критиковать реформу, просто выгонят из класса.

Поэтому в нашем городе N логично возникает персонаж без имени, некий Директор.

“Укрупнение школ - глупость несусветная, - говорит Директор. - Детям придется учиться в две смены как минимум, значит, занятия будут заканчиваться в 18.30. О каком качестве обучения может идти речь?! Вопрос о кружках и дополнительных занятиях отпадает автоматически. К тому же увеличивается нагрузка на само здание. Здание, кстати, остается тем же самым, типовым. Каждый директор в течение года что-то подмазывает, подклеивает, меняет, устанавливает - если дети учатся в две смены, значит, мелкий ремонт просто некогда проводить. Из 26 школ в Коломне более-менее современных всего пять, остальные - откровенное старье. Нам объявили, что в классе должно быть не менее 25 человек, если меньше, то класс в любой момент учебного года могут расформировать, а учеников распределить по другим школам. А если на 1 сентября у меня в классе было 25 человек, а потом девочка с родителями уехала в другой город, и детей стало 24? Поэтому мы набираем детей “с запасом”. С расчетом на то, что в течение года кто-то переедет, кто-то родит, кто-то переведется. Но все равно сохранится заветная цифра 25. Детям в классе не хватает места, они учатся на приставных стульях. Ну и что! Зато 25, как и положено. А то и все 30”.

В количестве детей оказались заинтересованы и сами учителя. Если в классе будет меньше 25 человек, то педагог будет получать меньше. За то же количество часов и объем данных знаний. А если в классе меньше 15 учеников, то педагог будет получать меньше в три раза против коллеги, который преподает в классе, где больше 25 детей.

Та же странная арифметика и по доплате за классное руководство, которым спасаются многие учителя. Если в классе меньше 20 человек, то доплата снижается на 50 процентов.

То есть больше детей - больше зарплата. За качество педагог как бы не отвечает.

“Нам сказали, что подушевое финансирование - эксперимент, - продолжает Директор. - Но никто не спросил, хотят ли участвовать в эксперименте дети, родители, педагоги и директора. О том, что это такое, мы пока не знаем, обучающие курсы еше не начались. А вводят подушевое финансирование уже с января 2009 года. Мы пока понимаем это так: если у тебя в школе 300 детей, ты получишь 300 рублей. На эти деньги купишь учебники, отремонтируешь классы. Если детей 1000, то получишь 1000. А классы те же, здания те же, значит, школа, где учится больше детей, будет в лучшем состоянии? Богатые станут еще богаче, а бедные еще беднее.

Директора уже стали ругаться из-за детей. Я знаю, что один директор не разговаривает с другим, потому что к нему ушли его ученики. То есть директор потерял деньги. А то, что детям удобнее до школы добираться или в той школе хороший учитель по нужному для вуза предмету, это никому не важно. Это к тому, что директора будут бороться за детей. Да они просто перестанут друг с другом разговаривать! Но это еще что! Класс можно делить на подгруппы только при наличии 25 детей. То есть если в течение года мама с папой разведутся, ребенок уедет с мамой в другой город и в классе останется 24 человека. И тогда все - и мальчики, и девочки - на уроках труда должны будут заниматься чем-то одним. Либо фартуки шить, либо петли навешивать. Делить-то их на две группы нельзя.”

В самом Управлении образования больше обеспокоены тем, что расформировали классы вспомогательной коррекции (не путать с ЗПР), в них учились дети из социально неблагополучных семей. Детей в этих классах всегда меньше 25, а значит, ответ вы знаете - экономически невыгодно.



Родителям изгнанного 10-го класса пригрозили: “Не угомонитесь, раскидаем детей по двое в разные школы!” Мамы и папы струхнули: а вдруг и правда определят в школу, что в 30 минутах езды на маршрутке?! И велели детям не плакать, а привыкать к новым условиям.





Теперь эти дети пойдут в общеобразовательные классы. Что плохо для них самих. Они обучаемы при индивидуальном подходе. И плохо для других детей: все вирусы улицы будут в школе - от клея до воровства.

Мы с Ольгой Янчевской, открыв рот, смотрим на инспектора Управления образования: “Что делать?”

- Домашнее обучение, - выдыхает она.

- Так мы ж не графья - гувернеров нанимать! - возмущается председатель родительского комитета.

Реплика повисает в воздухе.

А пока Директор, как и другие директора, бьется за 10-е классы. “Хоть мертвые души приписывай”, - смеется Директор. - А если не будет 10-х классов в школе - это минус пять часов, например, уроков истории, значит, учитель истории у меня будет голодать. Но на первом месте - престиж школы. Я девять лет рассказываю своим ученикам о том, в какой хорошей школе они учатся, а в 10-м классе должен им сообщить, что они обязаны перейти в другую. Получается, я девять лет обманывал детей?”

Но реформе мало. Модернизация образования предусматривает омоложение педагогического состава школы. Проще говоря, старых надо гнать в шею, а то они места молодых занимают.

В городе N Управление образования рекомендует омолаживать коллектив на 15 процентов в год. Пока это не представляется возможным, потому что нет молодых учителей, желающих работать в школе за 10 тысяч рублей “на руки” с премией и надбавками. Старые тоже уходить не хотят, потому что на пенсию не смогут оплачивать коммунальные расходы за квартиру. Да и старость в России безрадостна. Это в Европе пенсионеры надевают кроссовки и путешествуют по миру. Наши, пока могут ноги таскать, таскают картошку с огорода.

“10 лет назад перед началом учебного года ко мне на собеседование приходило 10 молодых педагогов, - говорит Директор, - в этом году пришел один. После окончания педагогического университета в школу приходит один процент выпускников, из них работать с детьми могут 0,5 процента”.

Десятиклассники школы № 1 района Городищи города Коломны написали на стене школы: “Дорогие учителя, мы вас любим! Мы хотим к вам!” И фамилии списком. Они по привычке ходят обедать в “свой” буфет и всем классом пришли поздравлять с Днем учителя “своих учителей”.

От редакции: Мы сочли необходимым обратиться за комментарием в министерство образования Московской области. Через три дня раздумий министерство образования МО дало ответ: “Не считаем целесообразным комментировать данную ситуацию”. Зато сочли нужным переслать текст еще не вышедшей статьи начальнику Управления образования г. Коломны (!). Какой-то замкнутый круг. Мы обязательно будем следить за развитием событий в коломенских школах.

Надежда Арабкина,
Коломна - Москва











Комментарий

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ г. КОЛОМНЫ ТАТЬЯНА СТАРАТЕЛЕВА: “ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО НАДО ПОДДЕРЖИВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ?”

- Татьяна Владиславовна, почему так получилось, что 10-й класс перевели в другую школу за 4 дня до учебного года, а школе теперь грозит участь девятилетки?

- Школа № 1 находится в отдалении от города, и детей там осталось мало. А наполняемость сейчас - 25 человек. И я думаю, что они ничего не потеряли, если они попали в нормальную, хорошую школу, где смогут общаться и на современном уровне обучаться. А в первой школе будет, скорее всего, школа полного дня - наверное, потому, что школа далеко от центра и там желательно кружков побольше развивать. Вместо буфета там столовую планируем сделать. Но это наши представления, а все зависит от финансов.

- А почему не укрупнили школу № 5?

- По пятой школе ситуация несколько иная, министерство разрешило продержать там 10-й класс еще один год. Там ситуация другая, там гимназия, а школа № 1 - общеобразовательная. А с января будет подушевое финансирование, и финансы сами скажут, где какие классы держать. Я родителям на все вопросы ответила, они были у меня в кабинете.

- Родители сказали, что им запретили бороться под угрозой того, что детей раскидают по двое в разные школы.

- Почему вы считаете, что надо поддерживать позицию родителей и оставить 10 человек в какой-то школе?

- Но их же 15!

- Вы сами вникните в проблему, а потом пишите свои статьи, чтобы впросак не попасть.

- Татьяна Владиславовна, в 10-м классе школы № 1 было 15 учеников.

- Какая разница сколько их? Мы должны каждому ребенку дать возможность обучаться.

- Но ребенок и родители имеют право сами выбирать школу, и каждый ребенок имеет право учиться в школе по месту жительства.

- Они имеют право выбирать школу, где есть 10-е классы. Это разные вещи. Это старшая школа, и она формируется иным способом, чем начальные классы. Посмотрите Закон об образовании.

- Татьяна Владиславовна, еще один тонкий момент: директора коломенских школ не хотят общаться с прессой, потому что им грозят увольнением.

- Назовите мне фамилию директора, который так сказал. У меня нет такой методы кому-то что-то запрещать. Я человек демократичный. От ваших статей все равно пользы нет. Мы знаем, как журналисты работают. Я не верю вам. Мы даже не обсуждали с директорами те проблемы, которые вы передо мной ставите. Может, забыли они. Поговорите с десятиклассниками, у них все хорошо.

- Поэтому они пишут на стене школы: “Дорогие учителя, мы хотим к вам!”?

- Писать можно где угодно. Мы скоро придем к тому, что по месту жительства будут институты открывать. Вы пытаетесь сделать шаг назад, а давайте смотреть вперед. Потому что мы идем к тому, чтобы обеспечить старшее звено передовыми методами обучения.
Просмотров: 908
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Жизнь в банке


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.