Сегодня 27 июля 2017 г., четверг, 17:54USD 59.41 -0.5000EUR 69.64 -0.041
Статьи газеты «Мир новостей»

Клара праведная

16 мая 2013
hits 1360
Клара праведная

1 июля звезде советского киноэкрана Кларе Лучко исполнилось бы 85 лет.

«СУДЬЕЙ БЫТЬ НЕ ХОЧУ»

Аккурат на стыке веков и тысячелетий, в знаменитый миллениум, народная артистка СССР Клара Лучко написала книгу “Виновата ли я..?”. На сегодняшний день в мемуарном жанре - при советской власти вотчине крупнозвездных военачальников, ученых и вообще людей государственных - в России отметились уже все кому не лень или у кого есть деньги. При этом за мемуариста в 99,99 процента случаев трудился литраб, кормящийся возле известного персонажа. А Лучко написала книгу сама.

Клара Степановна долго на это не решалась, несмотря на упорные понуждения мужа, известного журналиста Дмитрия Мамлеева. Все твердила: не мое это дело - заниматься писательством. Долго потом над книгой работала, по многу раз переписывая уже готовые к печати страницы. Дмитрий Федорович досадовал: никак не могу разубедить Клару в ее постоянных сомнениях, жутко придирчива сама к себе.

Клара Лучко никогда не была подвержена самообольщению. В последние годы почти не снималась - редко встречались такие роли, за которые не стыдно было бы взяться. А уж в надоедливой рекламе на телевидении вообще ни разу не появилась. А ведь большущие деньжищи сулили - только снимись! Однако она неизменно отказывалась.

- Почему? - спросил я однажды.

- Поверьте, даже если бы мне пришлось голодать, не согласилась бы ничего рекламировать, тем более сомнительную продукцию, услугу, политическую партию, - серьезно ответила Лучко. - Я слишком дорожу тем высоким доверием зрителей, которое, смею надеяться, завоевала многолетним трудом. Да и в их памяти хочу остаться такой, какой они запомнили меня в кино. Но это вовсе не значит, что я осуждаю коллег, которые от бедности и безысходности вынуждены зарабатывать, торгуя творческим имиджем. Никому судьей быть не могу и не хочу. За себя только отвечаю.

ИСЧЕЗАЮЩЕЕ БЛАГОРОДСТВО

Отечественный выродившийся кинематограф не жалует тех, кто творил его славу в так называемые застойные годы. Счастливых исключений здесь почти что нет. Гремевшие на всю страну артисты вынуждены влачить жалкое существование. Лучко нищенская участь, слава богу, миновала. Но когда президент Ельцин установил вдруг персональные пенсии для избранных известных российских деятелей искусства, то и Клара Степановна была отмечена монаршей милостью. Тогда же у нее появилась возможность встретиться с Наиной Ельциной. “Спасибо за то, что ваш муж решил отметить мои скромные заслуги, - сказала Лучко тогдашней первой леди страны. - Но я согласна отказаться от своей пенсии ради того, чтобы государство хоть чем-то помогло выдающейся актрисе Марине Ладыниной”.
Ролью в “Кубанских казаках” Клара Лучко гордилась


Ладынина жила в одном доме с Лучко на Котельнической набережной, и жила трудно. Разговор Клары Степановны с супругой главы государства, к чести последней, имел весьма конструктивное продолжение. Ладыниной тоже выделили президентское вспомоществование, после чего о бывшей звезде киноэкрана первой величины, соперничавшей в свое время с непревзойденной Любовью Орловой, стали лихорадочно писать газеты и журналы. Однако Марина Алексеевна, и в гроб сходя, так и не узнала, что последние дни ее земной юдоли привела к праведному знаменателю Клара Степановна. Они ведь даже не дружили. И вы, дорогие читатели, стопроцентно уверен, впервые узнаете о благородном поступке Лучко лишь из этих строк. Как и о том, что она разбилась в лепешку, но собрала для своего друга Михая Волонтира (знаменитого Будулая), начавшего слепнуть, несколько сотен тысяч долларов на операцию. Хвастаться добрыми делами тоже было не в ее натуре.

Да, Лучко считалась женщиной весьма строгих нравов. Однако сейчас, наглотавшись сверх меры вседозволенности и циничного бесстыдства, мы вдруг с удивлением обнаружили, что подобная нравственная личностная строгость и есть, увы, исчезающее из нашего обихода благородство.

В той же своей книге Лучко не допустила ни одной скабрезности в чей-либо адрес, ни одного даже намека на сведение счетов с кем-то, хотя, понятно, недругов на ее долгом и весьма преуспевающем творческом пути встречалось предостаточно.

А в жизни это была добрая, приветливая женщина. Глядя в ее красивые и лучистые глаза, я понимал, почему именно ее избрал на главную роль Клавдии Пухляковой режиссер многосерийных фильмов “Цыган” и “Возвращение Будулая” Александр Бланк. Сыграть такую масштабную роль женщины из самой гущи народа удается далеко не каждой актрисе. Но то, что Лучко всей своей прожитой жизнью оказалась готовой к ней, исключительно ее и только ее заслуга. Твердо убежден: ни одна из актрис так называемой новой генерации не способна на отдачу подобного накала. Не случайно нет у нас больше картин, которые имели бы подобный совершенно фантастический успех.

СОХРАНИТЬ ГАРМОНИЮ

Более полутора десятка лет я имел счастливую возможность, как говорится, приватного общения с Кларой Степановной. Вот лишь некоторые фрагменты из наших бесед:

- К великому сожалению, Миша, но я чувствую, как в сегодняшней жизни явственно проступает духовный кризис. Ломаются стереотипы прошлого, меняется отношение людей к жизни. Отчасти это и хорошо: так жить, как мы жили прежде, нельзя, тут я согласна со Станиславом Говорухиным. Но происходит, на мой взгляд, и весьма негативный процесс, который многие стараются не замечать: разрушается достоинство человека. Сейчас стало модным сталкивать людей лбами и выискивать виновных на стороне. Все говорят о плюрализме, а по сути идет массированное давление (именно давление, а не влияние) на умы. Старательно смакуются изнанки жизни, тотально утверждается негативное, а добрые человеческие дела и поступки не в чести. Почитаешь некоторые издания - и такое впечатление, что все мы летим в тартарары, ничего светлого, святого у нас с вами нет, не было и не предвидится. По-моему, это очень дурной тон - ниспровергать все подряд. А ведь мой друг Расул Гамзатов не зря взял эпиграфом в одной из лучших своих книг “Мой Дагестан” слова Абуталиба: “Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки”. Нельзя нам забывать эту мудрость.

- С Пикассо я встречалась на Каннском фестивале. Пабло пригласил в гости и подарил мне блюдо, которое до сих пор висит дома на стене. Меня спрашивают, сколько оно стоит. Да ни за какие деньги не отдам подарок гения!

- Мы с Аллой Ларионовой на встречах со зрителями обычно представляли отрывок из фильма “Двенадцатая ночь”. А Николай Рыбников, муж Аллы, помогал нам тем, что пел песню из фильма “Высота”. Играли мы эту сцену несчетное количество раз, но однажды все же умудрились забыть слова. Коля набросился на нас: как так, мол, слова забыть. Растяпы! После этого отправился петь свою песню, как всегда, без фонограммы. Мы слышим: “Не кочегары мы, не плотники...” А потом: “Ля-ля-ля”. Так пролялякал всю песню. Нам объяснил сконфуженно: “Представляете, стою на сцене и думаю: “Вот идиотки, дуры, текст забыли”. И понимаю, что забыл сам”.
Клавдия и Будулай (“Цыган”)


- Роль Ули Громовой в фильме “Молодая гвардия” должна была играть я. Это была моя дипломная работа. Но, как говорится, интриги помешали. Тогда, в молодости, я очень переживала, а теперь на все смотрю совершенно иначе. Кстати, со студенческой скамьи у меня число “13” счастливое.

- С “Кубанских казаков” началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны. Я говорю об этом совершенно искренне, не боясь быть обвиненной в выспренности. Лакированных картинок в фильме - море. Но выбросьте их. И что останется? А то, что для того, чтобы пересчитать такие народные картины, как “Кубанские казаки”, в нашем кино пальцев двух рук много.

- В советские времена я много лет получала письма с адресом: “Москва, Кларе Лучко”. Десятками, сотнями получала. От этого могла ведь и крыша поехать, но Бог меня уберег. Может быть, еще и потому, что в моей трудовой книжке одна-единственная запись: “Студия “Мосфильм”. Театр киноактера. Актриса”. Все.

- Я скажу вам о том, о чем почему-то всегда забывают писать журналисты. Так вот, своим успехом фильм “Цыган” во многом обязан не только режиссеру, нам, актерам, но и очень талантливому композитору Зубкову. Финальная мелодия фильма удивительная, бесподобная. Такая музыка, что о ней словами не скажешь. Как несправедливо, что Валерий столь рано ушел из жизни...

- Когда я общаюсь с животными, будь то на съемочной площадке или в собственном доме, мне всегда хочется знать, насколько наши представления о братьях наших меньших соответствуют истине. И мне кажется, что они гораздо умнее, гораздо тоньше организованы, чем мы о них думаем. Во всяком случае, наш кокер-спаниель Бони был чрезвычайно умной собакой, к сожалению, его у нас украли. Мы с мужем очень переживали, когда его не стало.

- Сохранить внутри себя добро, надежду, покой, гармонию очень трудно. Но мы должны двигаться в этом направлении, иначе уходят доброжелательность, духовность, человечность, а это уже страшно.

КЛАРЫ НЕ СТАЛО...

Муж Клары Лучко Дмитрий Мамлеев - старейший в стране публицист. Всю жизнь - в “Известиях”. Высшее его достижение в карьерном росте - первый заместитель председателя Госкомпечати СССР. Завидная профессиональная и нравственная судьба. Просто поразительно, как он, всю сознательную жизнь просидевший в больших руководящих креслах, не скурвился, не забронзовел, а остался нормальным человеком. Наверное, поэтому Мамлеев и Лучко были на удивление редкой и гармоничной супружеской парой. Клара Степановна и умерла на руках мужа. Ее дочь Оксана Сергеевна как-то сказала мне: “Для того чтобы так умереть, надо было так праведно жить”. А Дмитрий Федорович через несколько дней после похорон жены вышел на службу. Я, помнится, попенял ему за излишнее рвение: дескать, никто же вас в шею не гонит. “Да я от безделья, - ответил, - быстрее околею, чем от болезней”.

К своему восьмидесятилетию Дмитрий Федорович написал книгу “Далекое-близкое эхо”. Выдержкой оттуда и закончу: “В марте 2005 года Клары не стало. Она умерла внезапно, вернувшись только что из очередной поездки в Питер: снималась там в многосерийной ленте “Разведенные мосты” с Кириллом Лавровым. Клара похоронена на Новодевичьем кладбище. Там упокоились наши друзья: Евгений Матвеев и Никита Богословский, Георгий Жженов и Николай Крючков, Ян Френкель и Михаил Ульянов, Наталья Бессмертнова. Когда я навещаю Клару, прохожу мимо памятников Юрию Никулину, Борису Брунову, Галине Улановой, Никите Хрущеву; адмиралам и генералам, космонавтам и ученым... Как бы перелистываю историю своей жизни, своей страны...”

Михаил Захарчук


Просмотров: 1360
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.