Сегодня 26 июля 2017 г., среда, 13:58USD 59.91 0.0917EUR 69.68 -0.0189
Статьи газеты «Мир новостей»

Слезы по российскому авиапрому

16 мая 2013
hits 1551
Слезы по российскому авиапрому

На прошлой неделе подмосковный авиаград Жуковский собрал паломников со всего мира - стартовал восьмой по счету авиационно-космический салон. “Освящать” МАКС прилетел на вертолете президент РФ Владимир Путин, а освещать событие - журналисты более четырехсот печатных изданий, десятков телеканалов и радиостанций.

Нельзя не вспомнить - для нынешнего главы государства МАКС-1999 стал политическим дебютом: в августе 1999 года салон открыл именно премьер-министр Владимир Путин. В качестве председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации президента в этом году сопровождал вице-премьер Сергей Иванов...

Именно он в июне 2007 года поставил перед отечественным авиапромом более чем амбициозную задачу: к 2025 году выйти на третье место в мире по производству гражданских авиалайнеров и транспортных самолетов. В то же время пять лет - максимальный срок, в который мы должны избавиться от обветшавшего авиапарка. Как обеспечить технологическое перевооружение отрасли, откорректировать налоговую политику, поставить барьер на пути импорта иностранных самолетов, особенно старых, отбить устойчивую, хоть и не врожденную брезгливость отечественных авиакомпаний к отечественным же машинам? И как в итоге взять прицел на строительство самолетов нового поколения, в первую очередь МС-21?

Вероятно, именно об этом думали, греясь в лучах утреннего солнышка в ожидании президента, глава МЭРТ Герман Греф, министр обороны Анатолий Сердюков, глава Минтранса Игорь Левитин, премьер-министр Украины Виктор Янукович, приехавший в том числе пробивать Ан-148 и контракт с моторным заводом “Сич”.

Президент был бодр и жизнерадостен, лихо поднявшись на трибуну, заявил, что считает МАКС визитной карточкой отечественного авиапрома. “Мы гордимся тем, что за достаточно короткий период МАКС не просто занял достойное место в ряду авиасалонов мира, но и утвердился здесь в позиции одного из лидеров”, - подчеркнул президент.

Солнце поднималось все выше и выше, над аэродромом Летно-исследовательского института им. Громова повисла раскаленная дымка - гарь подмосковных пожаров усугубляла 34-градусную жару. Надо отметить, что ВВП появился одетым не по погоде. Было видно, что главе государства безумно тяжело в его плотном черном костюме, Владимир Владимирович не выпускал из рук платок, которым сиюминутно протирал лицо. Тем не менее Путин мужественно обошел всю экспозицию, пообщался с ведущими конструкторами и эффектной блондинкой в красном. Последняя оказалась обладательницей именной медали FAI- как лучший пилот столетия. Чемпионка Светлана Капанина в непротокольной беседе горячо убеждала поверить в непревзойденное мастерство наших летчиков, а маленькая девочка из Казахстана подарила президенту вязаную модель авиалайнера... Путин предельно внимательно осмотрел шале корпорации “Тактические военные вооружения”, павильоны Космических войск и концерна “Алмаз-Антей”. Выполнив стратегическую миссию, Владимир Владимирович тормознул у прилавка с мороженым, у которого почему-то не оказалось продавца. Утомленный солнцем президент разочарованно повернулся в сторону ларька, где продавали хот-доги. “Чем торгуете?” - без всякой надежды спросил ВВП девушку-продавщицу. Впрочем, мороженого у девушки не нашлось. Даже для президента... Глава государства подарил экзальтированной продавщице прощальную улыбку и покинул Жуковский...

“Освящение” прошло не зря. Вскоре стало известно, что глава Рособоронэкспорта Сергей Чемизов и представитель министерства обороны Индонезии вице-маршал Сламет Прихатино подписали контракт на поставку шести боевых самолетов - трех Су-27СКМ и трех Су-30МК2.

“Сухой” стремится в лидеры продаж не только боевых машин. Холдинг совместно с компанией “Гражданские самолеты Сухого” заключили с банком развития и внешнеэкономической деятельности соглашение о сотрудничестве в области финансирования продаж самолетов Suxoi SuperJet-100. Настоящим событием МАКСа-2007 стала договоренность о создании СП “Гражданские Самолеты Сухого” и итальянской Alenia Aeronautica. Партнерство ГСС с итальянцами уже имеет реальные плоды - в сентябре миру будет представлен первый 95-местный региональный самолет SuperJet-100. С 2008 года ожидаются поставки “Суперджета” в “Аэрофлот”. Новый пассажирский региональный самолет проходит испытания в ЦАГИ и придет на смену обветшавшим “тушкам”. Презентация машины намечена на 26 сентября этого года.

В целом по объему контрактов за три бизнес-дня российский авиасалон не смог догнать своих европейских и азиатских конкурентов, таких, как выставки Ле-Бурже во Франции, Фарнборо в Великобритании или Asian Aerospace Show в Сингапуре, - пока наши производственные мощности слишком малы, а за зарубежной техникой пока на МАКС ездить не принято.

Впрочем, чуть ли не каждая представленная здесь машина относится к отряду семейства новых-старых. Вот “Сухой” не без торжества заявил, что впервые представит на МАКСе-2007 многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35. Но эта машина (модификация Су-27) существует аж с 1987 года. В 1992-м ее демонстрировали в Фарнборо, в 1993 на МАКСе - и все “впервые”. На вооружении этой машины нет, так же, как, по сути, нет и Су-34, а в декабре

2006-го лишь пару Су-34 с немалой помпой передали в ВВС.

Если на предыдущем МАКСе откровением для всех стал многоразовый космический корабль “Клипер”, разработанный корпорацией “Энергия”, то в этом году фаворитом можно считать уральский ракетный центр им. Макеева с разработками “Россиянки” и “Воздушного старта”. Особенностью проекта является предполагаемый способ возвращения и спасения ступени в районе старта за счет многократного включения собственных двигателей. Эта транспортная система может использоваться для доставки космических аппаратов на траекторию полета к Луне и Марсу. Уникальность второго проекта состоит в том, что при выводе на орбиту полезного груза отпадает необходимость использовать дорогостоящий и экологически зависимый наземный стартовый комплекс. В качестве ракеты-носителя будут использовать ракету на экологически безопасных компонентах топлива “Полет”, стартующую с тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 “Руслан”. У “Воздушного старта” более радужные перспективы с точки зрения коммерческого использования. Так, уже подписано соглашение с Индонезией о запуске спутников с острова Биак. Модной тенденцией для российских авиаторов и ракетостроителей стало создание СП с иностранными компаниями. Так, в 1998 году российским НПО “Машиностроение” и Организацией оборонных исследований и разработок министерства обороны Индии было создано предприятие BrahMos Airspace Ltd. На этом совместном российско-индийском предприятии были разработаны сверхзвуковые ракеты “Брамос” трех модификаций (авиационного, морского и наземного базирования). Ракеты современные, но сильно напоминают разработки советских лет... Хотя индийская сторона считает их своими, что подтверждает их владение 51% акций в СП. Российской стороне принадлежит только 49%. Не сразу ясно, в чем именно выгода НПО “Машиностроение” в этом проекте: основная прибыль идет в Индию.

И все-таки МАКС - это не только “выставка достижений народного хозяйства”, но и авиашоу. Смог, которым был окутан Жуковский из-за торфяных пожаров, не помешал лучшим в мире летчикам продемонстрировать свое мастерство. Гвоздем программы стало выступление пилотажных групп “Русские витязи” и “Стрижи”. Впервые десять самолетов Су-27 и МиГ-29 показали фигуру высшего пилотажа “бочку”, сверхманевренные перевороты и так называемый смешанный ромб. В сомкнутом строю расстояние между самолетами составляло не более метра, принижение между боевыми машинами от 50 см до метра. В небо Жуковского поднимались и американские F-15, F-16, французские “Миражи” - пилотажная группа “Патруль де Франс” рисовала в вечернем небе огромное сердце, пронзенное дымной стрелой. Мировые асы встретились на МАКСе для того, чтобы посоревноваться в виртуозности... в конкурсе, в чем-то похожем на фигурное катание, под музыку... на “воздушном льду”...

МАКС в большей степени стал праздником для народа. Летное поле к середине дня потихоньку превращалось в пляж. Москвичи пытались воспользоваться последними деньками уходящего лета и хорошенько позагорать, наблюдая авиашоу с воздушными боями, феерическими полетами и гирляндами парашютистов. Пока посетители авиасалона отпаивались пивом, штатовские летчики вели здоровый образ жизни. Пилоты-гладиаторы не забывали то и дело подкрепляться яблоками и салатиками. Ребята все свободное время активно интересовались русскими красавицами и лазили к особо понравившимся через забор. Французы с огромным пиететом отнеслись к Ил-76 и даже сфотографировались, забравшись всей командой в огромный двигатель.

За время работы авиасалона МАКС посетили более 600 тысяч человек. По данным ГУВД Московской области, никаких серьезных правонарушений не зафиксировано. Один из посетителей похитил модель самолета со стенда американской делегации и вскоре был задержан. В Жуковском за незаконную фотосъемку задержали троих любопытных англичан - “диверсанты” вели себя отнюдь не со шпионской осторожностью. Перегревшийся пожарник ухитрился несанкционированно забраться в кабину Су-27 и выломать у боевой машины прицел. Впечатляет, какое количество оружия и запрещенных предметов хотели пронести посетители на территорию МАКСа, - при досмотре было изъято полторы тысячи ножей и несколько сотен газовых баллончиков и пистолетов.

Мария Рунова


Просмотров: 1551
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.