
ПОМНИ О ГОРБИ
- И все же, почему «тихая революция»? - спрашиваю я доктора социологии, официального эксперта Торгово-промышленной палаты Андрея Вознесенского.
- СССР очень зависел от алкогольных доходов, треть бюджета Союза - алкогольные акцизы, - говорит Андрей Сергеевич. - В современном бюджете России доходы от алкоголя занимают менее двух процентов, в прошлом году - это 63 миллиарда рублей. Копейки. А ущерб, который несут государство и нация, в разы больше, чем в советское время.
По словам Вознесенского, здесь и смертность от суррогатов, и аварии на дорогах, и алкогольная преступность, не говоря о криминальной и коррупционной составляющих отрасли в целом.
- Если все это суммировать, то получается, что алкоголь - враг №1 современной России, - говорит Андрей Сергеевич. - Но враг очень сильный и коварный, которого простыми методами не победить. Вспомните Горбачева. Поэтому сегодня действуют исключительно экономическими методами.
И первая задача здесь, по мнению эксперта, возвращение контроля над отраслью.
В СССР в середине 80-х действовало 36 спиртовых заводов и еще около 90 ЛВЗ. При этом экспорт иностранного алкоголя ограничивался почти исключительно винами.
Самогоноварение и кустарное производство других видов алкоголя оценивалось как 4 к 1 (то есть на 4 литра легального алкоголя приходился один нелегальный). Это, напомню, на 365 миллионов населения.
В 2004 году в России действовало уже 1500 алкогольных производств, а соотношение производства легального алкоголя и «паленки» оценивалось как 1 к 5 (с учетом самогоноварения и производства домашнего вина). Это по официальным оценкам Счетной палаты. При этом у нас в стране разрешен экспорт любых видов алкоголя.
НА ПУТИ К МОНОПОЛИИ
В 2006 году Владимир Путин впервые высказался за введение государственной монополии на производство спирта в России. Сразу же в Думу внесли несколько законопроектов на эту тему. Но до реального воплощения они так и не дошли.
- Это были все больше популистские шаги подхалимского характера, - говорит мне Борис Сирин, член экспертной комиссии правительства РФ по подготовке поправок в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и Налоговый кодекс (ныне советник Антимонопольного комитета РФ). - Типа чего изволите, Владимир Владимирович. Но нам удалось доказать, что введение монополии может просто взорвать рынок и обострит ситуацию в стране.
По словам Сирина, нынешняя стратегия государства заключается в укрупнении ликеро-водочных производств и повышении роли государства. И первым шагом здесь стала организация в 2008 году Росалкогольрегулирования. Вторым - реформирование ФГУП «Росспиртпром» в ОАО. Следующий шаг - резкое сокращение алкогольных производств в России. В итоге к середине 2011 года в России осталось всего 160 официальных производителей алкоголя, у 37 лицензии временно отозваны.
- Логика очень простая: чем меньше предприятий, тем проще их контролировать, - говорит Сирин. - Такова и общемировая практика. Консолидация крупных алкогольных производств в США по некоторым категориям доходит до 90 процентов, в Европе ниже 70 нет. То есть мировой опыт пока нашел только два пути эффективного контроля за алкогольным рынком: введение монополии либо кардинальное уменьшение рыночных игроков.
В прошлом году впервые ввели минимальную фиксированную цену на водку (87 рублей), таким образом уравняв производителей легальной водки и «паленки». Мера была признана удачной. В этом году ввели «минималку» на вино и коньяк (193 рубля). Среди непопулярных мер - резкое повышение акциза на пиво.
ПОЛЛИТРОВКА ЗА 270 РУБЛЕЙ
На этом наступление на алкогольный рынок не закончится. В 2012 году впервые в истории России запланировано сразу два серьезных повышения акцизов. Одно в начале года - на 30 процентов, второе сразу после выборов президента - на 40 процентов.
- В итоге минимальная цена бутылки водки в России должна вырасти до 150 рублей, - говорит известный российский экономист Сергей Дробежецкий, сотрудник Института социально-экономических исследований при Минэкономразвития. - Но и это еще не все. В 2014 году минимальная цена водки в России должна составить 230-270 рублей за бутылку.
По мнению ученого, весь этот комплекс мер должен повысить доходы в бюджет от алкоголя до 400-500 миллиардов рублей в 2015 году.
Я возражаю в том смысле, что большинство экспертов прогнозируют всплеск самогоноварения при таком резком повышении цен на водку.
- Это все от лукавого, - резко отметает возражения Дробежецкий. - Во-первых, нам прогнозировали это еще в 2010-м, когда ввели минимальную фиксированную цену на алкоголь. Ничего страшного не произошло. А во-вторых, о каком самогоноварении мы говорим, когда в сельской местности и без того официально произведена только каждая десятая бутылка водки на прилавке. Какая разница, что будут пить - «паленку» или самогон. А что касается стонов пивоваров, то у них в России были самые тепличные условия в мире. Почему они должны находиться в привилегированных условиях?
ТИХО НЕ ПОЛУЧИТСЯ
Впрочем, как считают некоторые правоохранители, без серьезной борьбы все же не обойдется.
- Все эти меры не будут эффективными без введения серьезной уголовной ответственности за производство суррогатного алкоголя, - говорит мне заместитель руководителя Общественного совета при Ассоциации ветеранов спецслужб РФ, генерал ФСБ в отставке Николай Дежнев. - Сравните: в США за производство «паленки» можно получить пожизненное, в Турции предусмотрена смертная казнь, ни в одном государстве Евросоюза нет срока за это преступление менее 15 лет. И только у нас за «левак» штрафы от пяти МРОТ. Это ведь издевательство над законом. В прошлом году от прямого отравления суррогатами умерло 40 тысяч человек. Это официально. А неофициально - еще сто тысяч.
По словам генерала, Россия - настоящий рай для производителей всякого рода алкогольных суррогатов.
- Себестоимость производства бутылки левой водки составляет всего 8 рублей, продавать ее можно сегодня в среднем за 90 рублей, - говорит Николай Петрович. - Как правило, сегодня криминальные структуры владеют собственными крупными дистрибьюторскими сетями, а это значит, что доход с одной бутылки водки составляет минимум 500-600 процентов. Кто просто так отдаст такие прибыли? В следующем году государство начнет активно регулировать и эту часть рынка, а значит, ломать сложившуюся систему. Прежде всего в регионах. Без большой крови здесь не обойдется. Тихой революции не получится.
В пример генерал приводит 2002-2003 годы, когда спецслужбы пытались перекрыть поток левого спирта из Грузии.
- Тогда за год с небольшим на Северном Кавказе погибли пятнадцать офицеров ФСБ и УБЭП, которые так или иначе вели алкогольные дела, - говорит Николай Петрович.
Могу добавить: в последующие годы было уничтожено около 30 с лишним водочных королей и преступных авторитетов, связанных с алкоголем, - как в России, так и на территории сопредельных государств, прежде всего в Грузии. Как считают некоторые криминологи, таким образом Россия поставила точку в алкогольной войне 2002 года. Вполне возможно, нечто подобное может произойти и сейчас.
ПРОСТОЙ ПЕРЕДЕЛ
У алкогольной реформы в России немало противников.
- Никакого отношения все это к заботам о россиянах не имеет, - говорит член правления Российской ассоциации производителей алкогольных напитков Леонид Адамович Снегин. - Происходит банальный захват рынка. Государство просто цинично банкротит малые производства в пользу нескольких компаний, так или иначе аффилированных с конкретными людьми в руководстве страны.
- Уже сегодня цена бутылки в 110 рублей - некомфортная для большинства россиян. Особенно в сельской местности. Так-же это отразится и на качестве, особенно в сегменте «эконом», - говорит Леонид Адамович. - Зачем производителю бороться за качество, если и цена на водку уже известна. Поэтому качество водки и большинства крепких напитков будет снижаться. Большинство производителей уйдет в тень. А это рост производства суррогатов. Пивной рынок вообще ждет стагнация.
Впрочем, все эти прогнозы не пугают приверженцев реформ алкогольного рынка.
- Пока, несмотря на плохие прогнозы, ничего страшного не произошло, - пожимает плечами Андрей Вознесенский. - По итогам 2010 года производство алкоголя и соответственно доходы от него только выросли. А что касается высоких цен, так я хочу сказать, что приоритеты у нас расставлены уже давно. Читайте Стратегию развития страны до 2015 года - снизить потребление алкоголя в стране минимум в два раза. Государство не заинтересовано в том, чтобы больше пили, оно заинтересовано как раз в обратном. А если абстрактный человек употребляет алкоголь, то пусть платит. Все - на этом точка.
Марат Хайруллин
"Мир новостей"