Центральное событие III международного форума «Балет XXI века» - премьера балета П. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке художественного руководителя Красноярского государственного театра оперы и балета, заслуженного артиста России Сергея Боброва, которой он торжественно откроется 5 октября.
Форум состоится при поддержке Министерства культуры России, губернатора и правительства Красноярского края, Министерства культуры Красноярского края, администрации г. Красноярска и Международной федерации балетных конкурсов.
Рассказывает С. Бобров: «Мы сделали одновременно и новую, и старую версию этого балета, такую, какой она была за восемнадцать лет до постановки Мариуса Петипа. За основу мы взяли оркестровку Чайковского, а не использующийся повсеместно вариант Р. Дриго, опирались на пометки самого Петра Ильича. Тот порядок музыкальных номеров, который воспроизведен в нашем спектакле, полностью соответствует задумке Чайковского. Напомню, что первоначальное либретто (у Чайковского) - отличается от того, которое широко распространилось потом. Композитор написал классический романтический балет о невозможности счастливой любви между земным юношей и феей. У Петипа же счастье принца и Одетты было возможно, если бы не сиюминутная, чисто человеческая увлеченность принца яркой, броской Одиллией. У Петипа обличье лебедя символизирует плен, у Чайковского лебедь олицетворяет свободу. Видимо поэтому, практически все танцы лебедей написаны композитором в мажоре… Изменение замысла композитора объясняет некоторые «несостыковки», которые сто с лишним лет сопровождают прекрасную постановку М. Петипа. Мы возвращаем порядок номеров и аранжировку Чайковского, чтобы показать замысел Петра Ильича: фея и земной принц изначально не могли быть вместе».
Первая редакция оригинальной партитуры П.И. Чайковского и первая редакции либретто «Лебединого озера» способны удивить самых больших знатоков балета неожиданными трактовками образов, развитием музыкальных тем и сюжетными поворотами. Специально для участия в этой постановке был приглашен известный австрийский сценограф, профессор Гаагской академии художеств Хартмут Шоргхофер. Ключевым элементом, который, по его словам, помог ему найти визуальное решение для спектакля, стала картина художника Карла Вальца, созданная после премьеры «Лебединого озера» в 1877 года.
Важнейшей составной частью форума «Балет XXI века» является международный конкурс балета «Гран-при Сибири», предоставляющий возможность открыть новые таланты и познакомить с ними профессионалов балетного мира. В состав жюри Красноярского международного конкурса балета «Гран-при Сибири» под руководством Юрия Григоровича войдут известные деятели отечественного и зарубежного балетного искусства.
7 октября лауреаты I Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов по специальности «Хореографы» представят Гала-концерт, который познакомит гостей Форума с творчеством будущих звезд балетного искусства, а 9 октября состоится Гала-концерт лауреатов конкурса «Гран-при Сибири» и звезд балета.
Выставки. Красноярский музейный центр, музей художника Б.Я. Ряузова, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, а также Красноярский государственный театр оперы и балета разместят в своих стенах бесценные экспонаты – фотоматериалы, афиши, эскизы, связанные с историей постановок балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Часть экспонатов предоставлена из фондов Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина.
В дни Форума состоятся также кинопоказы и лекции сотрудника Государственного института искусствознания, доктора искусствоведения Дмитрия Трубочкина, посвящённые актуальным проблемам развитии современного балетного театра. В рамках Форума пройдут творческие встречи с выдающимися деятелями хореографического искусства. Завершит научно-практическую часть программы «круглый стол» с участием гостей и участников Форума.
Из истории Форума.
Два первых форума (2010 и 2012 гг.) были посвящены творчеству Галины Улановой и юбилею Юрия Григоровича. Они стали заметными событиями в культурной жизни Красноярска и всей России.