В праздник православного казачества в Донской монастырь будет перенесена Донская икона Божией Матери из Третьяковской галереи
1 сентября 2014 года – праздник Донской иконы Божией Матери, который также известен как главный праздник российского казачества. В этот день в Москве пройдут различные торжества. Как ожидается, Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря возглавит Святейший Патриарх Кирилл.
Кроме того, накануне, по сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет доставлена чудотворная Донская икона Божией Матери. Святыня будет пребывать в Большом соборе монастыря до 09.00 2 сентября 2014 года.
Принесение иконы состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также при поддержке Правительства города Москвы.
Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская святыня почиталась как защитница Отечества. Позже 1 сентября (19 августа по старому стилю) в 1591 году при царе Федоре Ивановиче (сыне Ивана Грозного) монголо-татарские орды подошли к Москве. В этот день русские воины вышли на бой с иконой Донской Божьей Матери и победили.
Отныне 1 сентября считается днем иконы Донской Божьей Матери. На месте победной битвы был заложен Донской монастырь.
По решению Патриарха Кирилла День иконы Донской Божьей Матери стал праздником всего православного казачества.
Справка:
В 2009 года, будучи в Новочекасске, неофициальной казачьей столице, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обещал взять казаков (казачество) под свое особое покровительство. Его решением создан Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, его возглавил наместник Донского монастыря в Москве епископ Павло-Посадский Кирилл.
В 2010 года у стен Донского монастыря в Москве проходила ярмарка под лозунгом «Слава Богу, что мы — казаки!» и была приурочена к празднику в память чудотворной иконы Донской Божьей Матери. На одни сутки эта икона переехала из запасников Третьяковской галереи в стены храма Донского монастыря. За это время отслужили молебны, и тысячи православных людей поклонились чудотворной иконе. Божественную литургию в храме Донского монастыря проводил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, где он объявил День иконы Донской Божьей Матери – 1 сентября – главным Праздником православного казачества.
Дмитрий Донской первым из русских князей осмелился создать собственное войско, способное сопротивляться ордынскому порядку и привлечь к битве союзников. Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Помимо московского войска самого Дмитрия, шли полки его брата Владимира Серпуховского, а также полки белозёрских, ярославских и ростовских князей. В последний момент к русскому войску присоединились новгородцы под командованием литовского князя Юрия Наримантовича. На Куликовом поле под знамена московского князя Дмитрия Донского встали отважные казаки.
Ранним утром 8 сентября 1380 года на обширном Куликовом поле, «на Дону усть Непрядвы», русские и ордынские войска сошлись для решающей битвы. Согласно легенде, русских воинов на эту битву благословил преподобный Сергей Радонежский, основатель и игумен Троицко-Сергиевского монастыря. В битве против хана Мамая под сенью иконы Донской Божьей Матери русские победили. Куликовская битва закончилась позорным бегством Мамая с поля боя и полным разгромом ордынского войска.
Тем самым «русские» православные казаки признали, кто для них свой, а кто чужой. Пришедший на смену Мамаю новый ордынский хан Тохтамыш жестоко наказал и казаков, и москвичей. Донские земли были опустошены, а Москва сожжена дотла.
В истории казачества Куликовская битва стала датой третьего его возрождения. Если первым считать приобщение скифских племен к христианству апостолом Андреем Первозванным в I веке, а вторым — освобождение казаков от иудействующего хазарского каганата и образование христианской Азовской Руси (Тмутаракани) старанием Святого равноапостольского Владимира Крестителя.
1 сентября (19 августа по старому стилю) в 1591 году при царе Федоре Ивановиче (сыне Ивана Грозного) монголо-татарские орды подошли к Москве. В этот день русские воины вышли на бой с иконой Донской Божьей Матери и победили.
С тех пор 1 сентября считается днем иконы Донской Божьей Матери. На месте победной битвы был заложен Донской монастырь.
Справочный материал порталов Патриархия.ру, Седмица.ру.