Российский мессенджер MAX не является клоном китайского WeChat. В этом уверен сооснователь ИТ-компании «Рулла» Хэнлун Чжао.
Более того, российская платформа, по мнению китайского эксперта, в чем-то даже превосходит WeChat благодаря прежде всего современному дизайну, а небольшой размер приложения (около 24 МБ), как считает зарубежный специалист, свидетельствует о «высоком уровне инженерной подготовки и уважения к пользователям».
Чуть раньше высокую оценку MAX дали за океаном. Так, бывший менеджер американской телекоммуникационной корпорации Sprint Джозеф Шуцман назвал российский мессенджер важной заявкой на построение национальной цифровой инфраструктуры, а в небольшом размере приложения (около 24 МБ) усмотрел признак «высокого уровня инженерной подготовки и уважения к пользователям».
Кто-то скажет: «Это все слова...» Но есть еще такая упрямая вещь, как цифры. Они красноречивее слов говорят о впечатляющем успехе российской платформы. Всего за несколько недель после появления в магазинах приложений MAX набрал свой первый миллион пользователей. А по состоянию на 2 октября текущего года, как заявили в пресс-службе МАХ, в новом мессенджере зарегистрировались уже более 40 млн пользователей, что, согласно нехитрым вычислениям, составляет 27,4% от общего количества населения России. Тогда как, заметим для сравнения, платформой WeChat - самой распространенной в Поднебесной - активно пользуются 91,8% китайцев. То есть по этому показателю России до Китая еще ох как далеко. Тем не менее прислушаемся к тому, что говорит Хэнлун Чжао.
Говорит же китайский эксперт о том, что, несмотря на некую схожесть платформ, российская Max развивается как самостоятельная экосистема цифровых сервисов, адаптированная под российские реалии. «У MAX, - уверен Хэнлун Чжао, - есть шанс построить собственную модель с учетом российских реалий, сильной банковской инфраструктуры и запросов на цифровой суверенитет».
Во всяком случае, в одном из важных компонентов отечественного мессенджера (речь о телефонных звонках) наш МАХ, судя по отзывам подключившихся к нему коллег (автор этих строк провел среди них специальный опрос), уже утирает нос WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена в России. - Ред.). Подавляющее число моих собеседников отметили высокое качество связи и отличную слышимость, сопоставимые с китайским WeChat, который по этим параметрам практически вытеснил мобильную связь в стране. Max, судя по всему, намерен достичь такого же результата, используя с этой целью более 2500 медиасерверов по России и внедряя современные технологии для улучшения звонков: например, DRed и NoLACE. Другой вопрос: сможет ли инфраструктура Max выдержать жесткую конкуренцию с американской WhatsApp, когда число российских пользователей достигнет более 96 млн пользователей, именно такой охват этой сетью в России зафиксировала компания Mediascope в июле 2025 года.
Остается, впрочем, и очень щекотливый вопрос относительно стратегических (и якобы тайных) целей созданной под эгидой государства платформы Max. Некоторые из экспертов по информационной безопасности обвиняют российский национальный мессенджер в нарушениях приватности. Многие из них, как пишет SecurityLab.ru (один из популярных российских порталов, специализирующихся на теме информационной безопасности. - Ред.), опасаются, что MAX станет инструментом тотальной слежки, «сумасшедшим экспериментом над людьми» и т. д и т. п. И хотя разработчики мессенджера выступили с опровержениями каких бы то ни было подозрений, критика Max сохраняется, что, с другой стороны, рассматривается властями (такую версию отмечает и SecurityLab.ru) не иначе как управляемая информационная атака на MAX с целью дискредитировать платформу и помешать технологической независимости России.
Создателем Max принято считать ООО «Коммуникационная платформа», которое, в свою очередь, является дочерним предприятием компании VK («ВКонтакте», принадлежит Павлу Дурову), запустившей в 2006 году одноименную социальную сеть. По информации сайта mobime.ru, проект создала команда инженеров во главе с Алексеем Морозовым и Никитой Елисеевым.
Сергей Гришанин
Фото: Агентство «Москва»,
LEGION-MEDIA