18 октября 2025 в 11:28

Мы доброе эхо друг друга...

Количество китайских компаний, зарегистрированных в России, за пять лет выросло более чем вдвое, а их выручка превысила 3,3 трлн рублей.

Такие впечатляющие данные на полях 10-го Восточного экономического форума (ВЭФ) представил заместитель руководителя департамента по работе с клиентами рыночных отраслей ВТБ Артем Кулик.

Эксперт уточнил, что на сегодняшний день в России зарегистрировано 13 тысяч китайских компаний, 40 из которых, являясь дочерними структурами крупнейших китайских корпораций, обеспечивают порядка 80% от всей выручки компаний с китайским капиталом в России.

ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

- По расчетам наших аналитиков, - особо подчеркнул топ-менеджер, - там, где китайские компании локализуются, выигрывают все: ниже себестоимость, ближе потребитель, доступнее гос­поддержка и фондирование в локальных валютах. Есть несколько невероятных примеров локализации: те из китайских компаний, что пришли сюда давно, сейчас начали пожинать лавры своей смелости и принятого в то время определенного риска.

В качестве примера эксперт, в частности, привел автомобилестроителей, назвав локализацию дорогой в будущее. При этом под локализацией представитель ВТБ подразумевал не отверточное производство, не пере­упаковку товаров, а владение российскими промышленными активами со стороны китайских инвесторов.

Наибольшее количество китайских компаний сосредоточено в сфере розничной электронной коммерции (545), оптовой торговли (529) и автомобильной промышленности (438).

При этом многие из факторов, которые способствовали росту числа китайских компаний в России, лежат, что называется, на ладони. Это, во-первых, уход западных компаний, позволивший конкурентам из Поднебесной занять ключевые позиции, в частности, на автомобильном рынке РФ. Во-вторых, упрощение правовых процедур для иностранных инвесторов, что сделало Россию более привлекательной для китайского бизнеса. В-третьих, создание новых логистических коридоров и транспортной инфраструктуры, которые активировали торговлю и обмен товарами между странами. Кроме того, свою заметную роль в «экспансии на север» со стороны Китая сыграли налоговые льготы и возможность получения субсидий. Это касается корпораций, которые вносят вклад в развитие высоких технологий и научных исследований.

НЕ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИ

Особенно привлекательными для китайских компаний в России, кроме авторынка, за счет которого Поднебесная обеспечивает 43% от совокупной выручки всех компаний с китайским участием, становятся и другие отрасли. В их числе - оптовая торговля и сектор потребительских товаров, обрабатывающая промышленность, сектора с наукоемким потенциалом, дистрибуция продуктов питания и напитков, а также складское хранение и транспортировка.

Кроме того, китайские инвесторы заинтересованы в открытии совместных с российскими бизнесменами предприятий, специализирующихся на поставке автомобилей, электроники, строительной техники, а также на строительстве.

Некоторые проекты, которые реализуются китайскими компаниями в России, по предварительной оценке экспертов, обещают стать успешными. Так, в марте 2024 года частная китайская компания Great Wall в рамках специального инвестконтракта по локализации производства открыла в России завод по сборке двигателей, на котором кроме основных агрегатов автомобилей планируется наладить также оте­чественную сборку коробок переменных передач (КПП), электронных блоков и системы управления. Отдельное производство КПП китайские партнеры намерены запустить в Узловой (Тульская область) - инвестиции в соответствующий проект оцениваются в 30 млрд рублей. Тем временем российская компания «БалтПроект» обнародовала проект по созданию судовых и промышленных двигателей в Астраханской области совместно с международным консорциумом KIT Shipbuilding и китайской компанией C.S.I., считающейся ключевым партнером проекта стоимостью 2,5 млрд рублей. Наконец, АО «Корпорация развития Рязанской области» и производитель сельхозтехники из города Циндао провинции Шаньдун подписали соглашение об организации сборки тракторов мощностью до 640 лошадиных сил, комбайнов и другой агротехники. В реализацию этого амбициозного проекта, рассчитанного на три года и предусматривающего локализацию производства комплектующих и цеха по замене двигателей, китайский партнер намерен вложить около 600 млн долларов США.

ТРЕНД – НА ЛОКАЛИЗАЦИЮ

А вот как в интервью журналу «Эксперт» в ходе работы ВЭФ-2025 во Владивостоке оценил работу китайских компаний в РФ председатель Союза китайских предпринимателей Чжоу Лицюнь, считающий Россию, по его собственному признанию, второй родиной. «Многочисленные отрасли, в которых сегодня представлен китайский бизнес в России, демонстрируют широту интересов предпринимателей из КНР. Это и финансы, и логистика, и энергетика, и туризм, и автопром», - говорит бизнесмен.

Что касается локализации китайских производств в России, наращивание уровня которых (в частности, по линии автопрома) декларирует российское правительство, то ее, по словам Чжоу Лицюня, обсуждают сегодня многие китайские автогиганты - такие как Haval, Geely, Chery и др., уже запустившие данный процесс. Разумеется, тренд на локализацию активно поддерживает и Союз китайских предпринимателей. Причем, помимо автопрома, китайские компании заинтересованы в локализации на территории России и других передовых технологий, например, производство бытовой техники. Первый такой завод в России открыла компания Haier и уже успела вложиться в следующий - в Татарстане. Всего за 10 лет компания инвестировала в Россию больше 1 млрд долларов США.

Чжоу Лицюнь уверен, что экономики Китая и Россия взаимно дополняют друг друга. По его данным, в прошлом году Китай увеличил объем инвестиций в Россию на 30%, а Россия в Китай - на все 50%. Это ли, как считает г-н Чжоу, не пример того, что наши страны - стратегические партнеры, поддерживающие друг друга всегда и везде.

КРОМЕ ТОГО

Некоторые примеры успешных совместных проектов России и Китая:

«Ямал СПГ»

В этом российском проекте 20% акций принадлежат китайской нефтегазовой корпорации CNPC, а еще 9,9% - Фонду Шелкового пути. Совокупный объем инвестиций - порядка 20 млрд долларов.

«Запсибнефтехим»

Китайская компания Sinopec приобрела 10% акций российского «СИБУР Холдинга», что позволило построить в Тобольске один из крупнейших нефтегазохимических комплексов мира.

Russia Forest Products

Холдинг по производству, переработке и транспортировке древесины. Его фабрики находятся в Амурской области и Хабаровском крае, большая часть готовой продукции экспортируется в Китай.

Создание электромобиля

«Атом». Разработчик проекта, компания «Кама», использует собственные лаборатории в России и Китае.

(Окончание следует)

Максим Брунов,

Роман Кудряшов

Фото: LEGION-MEDIA, ИТАР-ТАСС/Е. АФОНИНА,

РИА «НОВОСТИ»/М. БОГОДВИД, CREATIVE COMMONS

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ