12 ноября 2025 в 10:31

Китайский дракон в ледяной пустыне

Китай стремится закрепиться в Арк­тике - богатом ресурсами и стратегически важном регионе - и делает это не без всесторонней поддержки своего стратегического партнера - России.

Крайний Север привлекает Пекин по нескольким причинам. Прежде всего он богат природными ресурсами. Хотя точные объемы запасов Арктики пока неизвестны, очевидно, что речь идет о значительных объемах углеводородов, включая природный газ, и редкоземельных металлов, важных для развития зеленых технологий, на которые делает ставку Поднебесная.

Вторая причина - Северный морской путь (СМП). Маршрут через Северный Ледовитый океан короче пути через Южно-Китайское море и Индийский океан на 30-40%, а таяние льдов способствует увеличению продолжительности сезона навигации. Можно как угодно относиться к суровому климату Крайнего Севера, но именно он таит в себе колоссальный потенциал, особенно когда речь заходит о Северном морском пути - артерии, движение по которой не только значительно снижает расходы на топливо и, как следствие, углеродный след, сокращает логистические цепочки, но и позволяет избежать рисков, связанных с пиратством в некоторых регионах.

В прошлом номере «ЗК» мы сообщили о знаковом событии - первом арктическом вояже китайского контейнеровоза по заполярной водной магистрали в Европу. По данным информагентства «Синьхуа», судно, вышедшее из порта Нинбо-Чжоушань в восточной провинции Чжэцзян, хоть и было задержано штормом на два дня у берегов Норвегии, но доставило в Великобританию 4 тысячи контейнеров на сумму 1,4 млрд юаней (190 млн долларов) всего за 20 дней. Это значительно быстрее, чем железнодорожный маршрут Китай - Европа (25 дней), а также судоходные маршруты через Суэцкий канал (40 дней) и мыс Доброй Надежды (50 дней).

Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность сотрудничества с Китаем в Арктике. В частности, в августе 2025 года в интервью информагентству «Синьхуа» президент России отметил, что СМП должен стать конкурентоспособным транспортным коридором, выгодным не только для России, но и для партнеров. Владимир Путин также назвал эффективным сотрудничество РФ и Китая по СПГ-проектам в российском Заполярье. Напомним, КНР является партнером в таких стратегических проектах в Арктике, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2»,

в Амурском газохимическом кластере на Дальнем Востоке, а также вместе с РФ успешно развивает ряд направлений в энергетической сфере, полярном туризме, морской охране и научных исследованиях, связанных с наблюдением за изменениями льдов, экосистемы и биоразнообразия.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

В Харбине прошло второе заседание подкомиссии по СМП российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, сообщает издание «Страна Росатом». Российскую сторону представлял гендиректор Росатома Алексей Лихачев, китайскую - министр транспорта Лю Вэй. «Огромный интерес КНР к Севморпути отражен в утвержденной большой дорожной карте, предусматривающей выход на 20 миллионов тонн российско-китайских ежегодных перевозок по СМП до 2030 года», - сказал Алексей Лихачев и добавил, что китайские партнеры заинтересованы также в строительстве грузовых судов ледового класса - балкеров, контейнеровозов, которые в летнюю навигацию не нуждаются в сопровождении ледоколов.

Роман Кудряшов.

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ