Наряду с бурным развитием экономики малых высот в Поднебесной нарастает еще и бум в стремлении молодежи получить сертификаты операторов БПЛА.
Этой актуальной теме посвятил свой специальный репортаж корреспондент агентства «Синьхуа». Побывав на одной из учебно-тренировочных баз по обучению операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в восточнокитайском городе Чанчжоу, журналист знакомит нас с двумя курсантами - студентом Цзянсуского политехнического университета Хуаном Юйшо и Фэном Юйцзя, аспирантом находящегося в Шанхае университета Фудань. На вопрос репортера, для чего им понадобилась учеба в центре, оба, не сговариваясь, объясняют свое появление здесь желанием повысить свою конкурентоспособность при поиске работы в будущем.
Пока же, как уточняет Синьхуа со ссылкой на китайскую газету «Кэцзи жибао» («Наука и техника»), на 2,177 млн единиц зарегистрированных БПЛА в стране приходится немногим более 247 тыс. лицензированных пилотов (данные по состоянию на конец 2024 года. - Ред.). Но многое изменилось в июле 2025 года, когда Министерство людских ресурсов и социального обеспечения КНР включило специалиста по планированию полетов группы БПЛА в национальный перечень профессий.
Благодаря этому и ряду других стимулирующих мер индустрия БПЛА в Китае стала стремительно развиваться, делая профессию пилота дронов все более популярной, особенно по управлению БПЛА гражданского назначения.
Индустрия БПЛА является одной из основных отраслей экономики малых высот, которой в Поднебесной предрекают светлое будущее. Согласно прогнозу Администрации гражданской авиации КНР, обнародованному ежедневной китайской газетой «Нунминь жибао» («Крестьянин»), рыночный объем экономики малых высот Китая составит в 2025 году 1,5 трлн юаней (около 210 млрд долларов США), а к 2035 году он может достигнуть 3,5 трлн юаней.
«Зачем же нужны беспилотники?» - задается вопросом Синьхуа и тут же предлагает ответ, обращая основное внимание на слово «беспилотник», которое, по его мнению, объясняет незаменимость БПЛА в условиях повышенного риска для людей. В ряде китайских районов, включая город Шанхай, провинцию Цзянсу, АР Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский АР, дроны уже давно заменяют Человека-паука при таких небезопасных работах, как очистка стеклянных наружных стен высотных зданий или фотоэлектрических панелей гелиостанций. В южнокитайском городе Шэньчжэнь беспилотник участвует в экстренной доставке препаратов для спасения пациентов, находящихся в критическом состоянии.
Ожидается, что в ближайшие пять лет совокупный среднегодовой темп роста мирового рынка гражданских БПЛА в Китае составит более 19 процентов, а объем рынка коммерческих БПЛА, используемых в логистике, для защиты растений, в геодезии и картографировании, в 2029 году превысит 300 млрд юаней. Это еще одна причина появления в Китае профессии «пилот дронов».
Данные Китайской национальной платформы интегрированного и всеобъемлющего надзора за гражданскими БПЛА показывают, что по состоянию на 31 июля 2025 года по всей стране было зарегистрировано 3579 организаций по обучению пилотов БПЛА (для сравнения: в конце 2024 года этот показатель составлял только 1343 учебные организации). Однако на пути к новой профессии встречаются и проблемы, которыми озабочено сейчас китайское общество.
Не все из появляющихся как грибы после дождя организаций по обучению управлению БПЛА обладают необходимой квалификацией, что приводит к негативным результатам, в том числе к снижению качества курсов.
- Обучение операторов БПЛА — это развивающаяся область, поэтому в ней часто возникает проблема беспорядочной экспансии, - считает Сунь Тао, глава авиационного клуба «Дом пилота» (Pilot’s Home) со штаб-квартирой в Шанхае.
По его мнению, в связи с тем, что возможности учебных заведений для будущих пилотов БПЛА сильно различаются между собой, соответствующие ведомства должны повысить порог входа, еще больше усилить надзор и бороться с незаконной организацией учебно-тренировочных занятий. Отраслевым ассоциациям надлежит способствовать созданию классифицированной системы сертификации и уделять внимание практическому обучению, подчеркнул он.
По мнению Сунь Тао, необходимо уяснить требования к навыкам пилотов младшего, среднего и продвинутого звеньев. Младшим пилотам следует делать упор на базовые операции и выполнение простых задач, пилоты среднего звена должны обладать навыками работы со сложными сценариями, в то время как пилотам старшего звена надлежит овладеть глубокими отраслевыми знаниями и всесторонними управленческими возможностями. Он предложил разработать специальные курсы для таких прикладных сценариев, как защита растений, инспекция и аэрофотосъемка, чтобы обеспечить точное соответствие содержания обучения отраслевым потребностям.
В России по понятным причинам профессия оператора дрона с некоторых пор стала не только модной, но и остро востребованной. Учебных заведений, где готовят таких специалистов, очень много, поэтому мы ограничимся лишь некоторыми из них.
Например, в Московском авиационном институте (МАИ) работает Школа операторов беспилотных авиационных систем (БАС; далее - Школа). В широком смысле это специалисты, которые занимаются не только управлением и обслуживанием дронов, но и выполняют сопутствующие задачи: составляют план и осуществляют подготовку к полету, управляют самим полетом, обрабатывают и анализируют данные, полученные с беспилотника. Как подчеркивается в аннотации о работе Школы, «расширяющийся рынок беспилотных авиационных систем и резко возросшие потребности в специалистах, умеющих профессионально обращаться с беспилотниками, потребовали предоставить как физическим, так и юридическим лицам качественные программы подготовки от ведущего аэрокосмического вуза страны». Школа создана на базе Дирекции «Аэромобильность» - подразделения МАИ, которое координирует деятельность по направлению беспилотных авиационных систем и с гордостью заявляет, что готовит специалистов мирового уровня. Не случайно 80 процентов учебной программы отводится практическим занятиям, которые проводят опытные инструкторы.
Отдельный факультет БАС открыл не так давно университет «Синергия». Он готовит специалистов по программированию, управлению и обслуживанию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а в перечне предлагаемых профессий значится даже такая - «архитектор интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта». Выпускники нового факультета могут работать в авиационной промышленности, транспорте, геодезии, сельском хозяйстве, экологии, то есть практически во всех областях, где требуется использование беспилотных робототехнических авиационных систем.
Сергей Гришанин
Фото: LEGION-MEDIA,
CREATIVE COMMONS.