В скором времени в городе Шанхай /Восточный Китай/ откроется первый в Китае нестандартный спортивный зал, где будут укреплять здоровье не люди, а их питомцы!
В рекламном посте, опубликованном в официальном аккаунте фитнес-клуба GOGOGYM в популярном китайском приложении-соцсети Сяохуншу /Rednote/, на видео запечатлено как несколько собак занимаются на специальных беговых дорожках.
По словам работника фитнес-клуба, питомцам будут предоставлены такие тренажеры, как беговая дорожка, бассейн, подводная беговая дорожка, наземные тренажеры и т.д., которые совсем не уступают тренажерам для людей.
Хотя подобные спортзалы для животных-компаньонов давно уже появились в России, они остаются «новинкой» в Китае. Индустрия новая, зато перспективная.
В отчете американского инвестиционного банка Goldman Sachs говорится, что в 2024 году количество домашних животных в Китае впервые превысило количество детей в возрасте до четырех лет. Кроме того, предполагается, что к 2030 году данный показатель будет в два раза больше.
Для справки, в 2021 году в Китае насчитывалось 73,4 млн младенцев и малышей ясельного возраста в возрасте до четырех лет, но в последние годы это число сократилось из-за снижения рождаемости.
Однако по сравнению с данными из «Белой книгой индустрии домашних животных Китая» за 2025 год расчеты Goldman Sachs были довольно консервативными.
В белой книге отмечается, что число домашних животных только в городских районах Китая в 2024 году достигло 120 млн, а объем потребительского рынка, ориентированного на домашних собак и кошек, в китайских городах и поселках городского типа по итогам 2024 года превысил 300 млрд юаней /около 41,8 млрд долл. США/, увеличившись на 7,5 проц. в годовом исчислении.
Последние данные, опубликованные Министерством жилья, городского и сельского строительства КНР, показали, что в 2023 году городское население Китая составляло около 930 млн человек, что означает, что в среднем у каждого восьмого городского жителя, независимо от возраста или пола, было домашнее животное.
Предприимчивые предприниматели не упустят подобную бизнес-возможность, так что появился модный в современных китайских соцсетях и СМИ термин - экономика домашних животных. Этот сектор охватывает широкий спектр товаров и услуг, включая корм для домашних животных, здравоохранение, уход, страхование и даже предметы роскоши.
В древнем Китае считали, что самым главным для человека является пища. Эта поговорка распространяется и на питомцев. В настоящее время в крупных городах Китая, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Чунцин, Ухань и др., открыты «столовые для домашних животных».
Как отметила сотрудница одной из «столовых для домашних животных» в городе Ухань /пров. Хубэй, Центральный Китай/ Чэнь Жуйци, в столовой продают свежий корм и легкую еду, включая вяленую курицу, леденцы, пиццу с сыром и колбасой и даже торты.
По словам покупательницы по фамилии Ван, ее кошке очень понравилось утиное мясо из этой столовой. «Моя кошка съедает все при каждом приеме пищи. Хотя цены на продукты здесь выше, чем цены на обычный корм, но мне не нужно беспокоиться об их качестве и безопасности, потому что я могу наблюдать за процессом приготовления», - пояснила она.
На каждом типе свежего корма в столовой проставлена маркировка с указанием рекомендованного возраста питомца и калорийностью. Здесь также предлагаются «рецепты для похудения» в отношении разных питомцев.
Кроме того, хозяева могут заказать торт на день рождения своего питомца в столовой. Желающие могут организовать здесь соответствующую вечеринку.
В последние годы в Китае появилась новая профессия - догситтер, о которой еще десять лет назад почти никто не слышал. Проще говоря, это «няни для питомцев», которые заботятся о животном, пока его хозяев нет дома. Они ухаживают за питомцем, выгуливают, кормят строго по рекомендациям ветеринара, играют, а также обеспечивают комфорт.
Примерно с 2019 года эта профессия начала приобретать все большую известность, привлекая тех, кому нравится гибкий график работы. Для многих предоставление услуг по кормлению животных на дому в выходные или праздничные дни стало идеальным способом получить дополнительный доход, просто проводя время с кошками и собаками.
В 2023 году 25-летняя Бай Сяо, работающая в финансовом секторе города Чунцина на юго-западе Китая, превратила свою любовь к животным в дополнительный заработок. С помощью онлайн-платформ она предлагала услуги по присмотру за домашними животными и быстро обзавелась постоянной клиентурой.
Каждый сеанс у няньки-сиделки длится около 45 минут. Она кормит питомцев, убирает за ними, играет с ними и документирует весь рабочий процесс с помощью фото- и видеоматериалов в режиме реального времени, отправляя информацию хозяевам.
Праздники приносят прилив заявок на обслуживание. Во время первомайских каникул этого года Бай Сяо работала с 10 утра до 8 вечера ежедневно, почти не делая перерывов между визитами. Она зарабатывает от 60 до 100 юаней /от 8,3 до 13,9 долл. США/ за сеанс.
Видимо, рост индустрии домашних животных обусловлен большим спросом. По состоянию на конец 2024 года в китайских городах и поселках городского типа число их владельцев составило почти 77 млн человек. Более 70 проц. этих владельцев относятся к поколениям после 80-х и после 90-х годов.
Здесь возникает вопрос: «Почему молодые люди в Китае так сильно любят домашних животных?». Кроме того, некоторые эксперты отмечают, что питомец для многих заменяет ребенка.
По словам китайского психолога Гао Айхуа, из-за быстрого темпа и высокой интенсивности работы в современном обществе многие молодые люди сталкиваются с проблемой эмоциональной изоляции. Они часто чувствуют одиночество.
«Животные помогают справиться с тревогой и одиночеством. Они способны снизить уровень стресса, полученного на работе и в социуме. Виляющий хвост и забавная походка в конце тяжелого дня - хорошая терапия», - сказал он.
А как отметил заместитель директора Института социологии Центрально-Китайского педагогического университета Ли Цзюньпэн, в современном обществе Китая вместо больших семей доминируют маленькие, которые делают упор на независимую личность. Многие холостые молодые люди или небольшие семьи рассматривают домашних животных как «дополнительного» члена семьи.
«Поэтому хозяева домашних животных берут на себя ответственность по уходу и оплачивают различные товары и услуги, основываясь на своих теплых чувствах к питомцам», - пояснил социолог.
Он заключил, что сегодня потребление, ориентированное на питомцев, уже «олицетворено» и охватывает весь цикл их жизни. «Домашние животные перестали быть простыми «объектами для кормления», а превращаются в «членов семьи»», - подчеркнул он.
К примеру, такие услуги, как кремация, хранение праха, уход за трупом после смерти животного и проведение церемонии прощания, теперь широко доступны. По данным китайской платформы бизнес-информации «Тяньяньча», только за последние шесть месяцев появилось более 1 100 новых компаний, занимающихся похоронами домашних животных.
Однако, эксперты также предупредили, что питомцы в конечном счете не заменят семейные и общественные связи, и что развитие данного сектора необходимо регулировать.
Сяо Бэйин, доцент Университета Хуацяо, отметил, что отношения между людьми и домашними животными отличаются от отношений между самими людьми. Последние более сложные.
Замглавы Китайской ассоциации индустрии домашних животных Янь Цзиньшэн обратил внимание на такие проблемы, как устаревшая политика и пробелы в законодательстве. Он подчеркнул необходимость позитивного общественного обсуждения и внедрения соответствующих политических мер и нормативных актов для обеспечения устойчивого и здорового роста китайской экономики домашних животных.
Чжан Чэньгуан,
корреспондент Синьхуа.
Фото: 25 октября 2024 года, в городе Шанхай /Восточный Китай/
открылась 3-я Шанхайская неделя моды для питомцев.
Фото: Синьхуа