До старта летнего туристического сезона остаются считаные дни. О самых популярных внутренних маршрутах, об их плюсах и минусах «МН» рассказали его читатели - опытные путешественники.
- В Сочи в сезон на пляжах отдыхающих столько, что ногу поставить некуда, - отметила юрист из Москвы Ольга Евстигнеева. Раньше она путешествовала по Европе, а теперь открывает для себя российские направления. - На пляже пьют горячительное, закусывая горячей кукурузой, шумно выясняют отношения, утомившись, ложатся спать. Просыпаются и продолжают застолье…
Остается проблема с инфекциями. Подцепить в Сочи заразу - раз плюнуть. Потом дети с ротавирусом с горшка не слезают весь остаток отпуска. В хваленой Красной Поляне тоже проблемы с водой и канализацией.
Москвич, разработчик космических аппаратов Сергей Левашов не советует ехать в Сочи на личном транспорте.
- Дороги узкие, серпантин, много машин. Еще и грузовики едут. Наблюдал, как машина с катером на прицепе поднималась в гору. На серпантине катер отрывается и «приплывает» в следующий сзади автомобиль. Аварий много. Шанс провести в пробках в общей сложности пару суток - более чем реальный, - уточняет Сергей.
- На российском побережье стали появляться отели с собственной ухоженной территорией, вкусной кухней. Но цены! Есть и 30 тысяч рублей в сутки за номер. Прямо стерильно. А с другой стороны дешевый фонд - домики-развалюхи, некоторые с тараканами или муравьями, - говорит юрист Ольга. - Нам с подругой предлагали заселиться в такой. Причем там уже проживали трое отдыхающих. Хозяйка, не моргнув глазом, сказала, что «одна дополнительная кровать еще есть и на пол матрац бросим - уместитесь». И искренне удивилась, когда мы отказались от таких «царских условий». Ценник составлял 1,5 тысячи рублей в сутки с носа.
Ольга посетовала, что не встречала в Сочи отелей среднего уровня: либо клоповник, либо хоромы. В России золотая середина, говорят опытные туристы, - большая редкость.
В Анапе в этом сезоне грустно. В минувшие майские праздники, уточнила Ольга, город был почти пустой. В конце прошлого года, напомним, у берега затонули два танкера с мазутом. Спасать природу тогда ринулись волонтеры со всех уголков страны.
- Анапа почти вся перекопана, стоят заградительные валы. Но сами пляжи чистые. Кажется, что убрали даже мусор, скопившийся за прежние годы. В воде мазута не видно, и запаха нет. Но поскольку затонувшие танкеры с частью мазута находятся по-прежнему на дне, в любой момент новая порция жижи может подняться. И куда ее понесет, одному богу известно, - отметила собеседница «МН».
Сергей Левашов добавил, что представители крымского сервиса задрали цены в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Из очевидных крымских плюсов - полуостров стал гостеприимнее. Либо самые недовольные уехали на Украину, либо крымский сервис действительно взялся за ум.
Куда еще едут? Алтай. Потрясающая природа. Туда приезжают в поиске вдохновения и мест силы. Но все огорожено заборчиками, рассказывают наши собеседники. Идешь, например, к изумительной красоты водопаду. А путь лежит через заборчик, тебе говорят: проход платный - от 50 до 100 рублей. Пока дойдешь до водопада, кошелек пустой: заборчик-то не один. Местные куют деньги, не отходя от кассы. При этом с нормальными дорогами просто беда, их нет от слова «совсем».
- Мы жили в маленьких домиках. Туалеты общие, стоят в отдалении, попасть туда ночью в темноте - настоящий квест, - вспоминает Ольга Евстигнеева.
Развивается как туристическое направление Калининград.
- Но там особо нечего смотреть, разве что выполненный под Европу центр - несколько домиков и ресторанчики, - делится впечатлениями Ольга. - Остальной город советско-хрущевского типа. Интереснее Зеленоградск, в 32 километрах. Но там огромные проблемы с гостиницами. В сезон мы с трудом нашли съемную квартиру на два дня через знакомых.
Абхазия на днях открыла авиасообщение с РФ.
- Есть места общеизвестные, попсовые: Гагры и прочие, - рассказывает Сергей Левашов. - Если отходить от общепринятых маршрутов, то очень много расстрелянного в 1990-х во время грузино-абхазского конфликта, ржавеющего, брошенного. Жители повторяют, что «война была, все плохо». Но столько лет прошло, могли бы и восстановить. Во время моего путешествия по Абхазии мы с моими спутниками поднялись в горы к знакомому. Встретил нас человек с автоматом Калашникова. Спросил о цели визита. Мы ответили: «К Ашоту». В ответ слышим, что не знает он никакого Ашота. Ситуация… У него калашников. У нас телефоны, деньги, одежда. Случись что, никто не станет нас искать в горах. Потом оказалось, что все-таки с Ашотом он знаком. Даже в гости пригласил. Жил он в горах вместе с двумя приятелями. Один раз в две недели спускается с гор в магазин за пополнением запасов: соли, пороха и так далее. А двоих разыскивает полиция… В общем, я бы никому не советовал в Абхазии посещать что-то еще кроме известных мест. Там люди как будто остались в реалиях 90-х.
Резюмировала впечатления юрист Ольга:
- В России классная природа, разнообразная. Уникальные места, огромные территории. Сервис в целом на троечку. Иногда поражает очевидное хапужничество - стремление за два месяца заработать на туристах на годы вперед. Услуги при этом не всегда высокого качества. Но после ЧП в Анапе я стала гордиться своими соотечественниками: тысячи людей со всех уголков России устремились туда спасать природу, без какой-либо личной выгоды.
Кстати, Ольга и Сергей тоже были там волонтерами - ликвидировали последствия аварии.
Виктория Катаева
Фото: LEGION-MEDIA