Президент США продолжает обвинять Данию в хищническом захвате Гренландии.
«Нет никаких письменных документов, свидетельствующих о праве Дании на владение Гренландией, - написал он в ответном письме норвежскому премьер-министру Йонасу Гару Стере, умолявшему Трампа согласиться на деэскалацию конфликта. - Говорят только о лодке, которая приплыла к берегам Гренландии сотни лет назад, но ведь и наши лодки причаливали к ее берегам. Мир станет безопаснее, если мы установим полный, тотальный контроль над Гренландией».
Обозреватель Daily Mail пишет о панике, вызванной этим письмом. Высказывались даже мнения, что оно может быть подделкой. Но норвежский лидер подтвердил, что письмо настоящее. Кстати, Дания незаконно отписала себе еще и пользующиеся автономией Фарерские острова, расположенные между Шотландией и Исландией. Они находятся в 1117 километрах от Дании, правит ими датский администратор. Копенгаген всячески подавляет стремление фарерцев, говорящих на своем языке, к полной независимости. А первыми на островах поселились шотландцы, впоследствии выбитые викингами. В 1946-м народ Фарерских островов проголосовал за выход страны из состава Дании, но она объявила результаты референдума недействительными и разместила на Фарерах свою военно-морскую базу.
Правительство Норвегии засуетилось еще и от того, что в 500 километрах от Гренландии и в 1000 от Норвегии расположен захваченный в 1929 году Норвегией стратегически важный остров Ян-Майен длиной 55 километров, на котором отсутствует постоянное население. Длина его береговой линии 124 с лишним километра, зато экономическая зона простирается на 200 морских миль. На нем вполне нормальный климат, летом температура достигает +18, зимой -5. На острове есть пригодная для питья пресная вода из ледников. Управляют им норвежские военные из службы спутниковых коммуникаций. Трамп наверняка обратил внимание на Ян-Майен и уж точно - на Шпицберген. Он не простит норвежским властям того, что Нобелевскую премию мира, на которую он так рассчитывал, они присудили - в пику ему - малоизвестной и отвергнутой самими венесуэльцами оппозиционерке Марии Мачадо, которую жалкие политические провинциалы из Нобелевского комитета сочли «принесшей наибольшую пользу для человечества».
А вот англичане всерьез высказываются за то, чтобы президент США вместо Гренландии купил Великобританию и избавил народ от негодных правителей, ввергающих людей в нищету. Не случайно британская политическая элита называет Трампа «гангстером-пиратом», хотя именно пираты завоевывали для Британской империи острова в Карибском море. Англия без колебаний аннексировала Северную Ирландию, сделав ее частью королевства. А Трамп всего лишь хочет совершить торговую сделку с Данией, такую как, например, покупка США у Франции в XIX веке Луизианы и других земель с выходом к Мексиканскому заливу. Для Трампа это вполне естественно, ведь Дания в 1917 году продала Америке за 25 миллиона долларов свою Датскую Вест-Индию, ставшую Американскими Виргинскими островами.
Сейчас Трамп предлагает Копенгагену несколько триллионов за малопригодную для жизни, покрытую чудовищным ледником территорию с населением всего 56 тысяч человек, за которых все решает Копенгаген, считающий гренландских аборигенов людьми второго сорта. Трамп вполне резонно полагает, что для жителей маленького европейского королевства это чрезвычайно выгодная сделка, а добиться ее мешают его давние враги из трансатлантического глубинного государства.
Обозреватель Daily Mail Ричард Литтлджон пишет, что под американским флагом гренландцы будут иметь точно такую же автономию, как и под датской юрисдикцией, они получат права американского штата и, конечно, больше свободы, чем страны, загнанные в Евросоюз. А если Великобритания войдет в состав США, то это воскресит страну, ее промышленность и сельское хозяйство - освободит от «склеротического антидемократического влияния единой Европы».
Николай Иванов.