8 июня 2013 в 04:12

Турецкая осень и ее последствия

«Турецкая осень» пришла так же нежданно-негаданно, как «арабская весна». Казалось бы, Турция отличается одними из лучших экономических показателей на евразийском континенте.

Привыкшие к суждениям и оценкам на основе индекса современного золотого тельца оказались снова не у дел. Преуспевающая экономически Турция, верный американский союзник и оплот НАТО в борьбе с режимом Асада - и вот такие дела...

Всем стереотипам вопреки сотни тысяч протестующих в Стамбуле, Анкаре и других турецких городах ­ это вовсе не роющиеся в мусорных баках люмпены. На улицы вышли студенты, учителя, интеллигенция и даже служащие биржи. В Турции таких называют белыми турками. Среди протестующих можно выделить утомленных деревенско­исламистским напором премьера Эрдогана свободомыслящих представителей креативного класса. Рядом с ними суфии и кемалисты. Стоит напомнить, что для Турции умеренный созерцательный суфизм является куда более традиционным религиозным направлением, нежели агрессивный суннитский тренд “арабской весны”. А сторонники Кемаля Ататюрка ­ это местные националисты, постепенно вытесняемые из властных структур правящей исламистской партией. Там же можно увидеть и антиглобалистов, одетых в майки с изображением Че Гевары.

Два дня провел я с турецкими демонстрантами в попытке понять, что же побудило их выйти на площадь. Как отрадно было слушать их. Никто не говорил об экономике, никто не сводил жизненные и политические принципы к курсу доллара. Надо сказать, что эти молодые люди сами не ожидали, что так получится. Все началось с малого ­ выступления защитников окружающей среды, а затем очень быстро переросло в общенародный бунт. О спонтанном характере демонстраций можно судить по отсутствию транспарантов на английском. При любой профессиональной подготовке к демонстрациям учат выставлять как можно больше плакатов на английском, чтобы привлечь внимание международной прессы. В Стамбуле об этом и не подумали. Заметно было отсутствие единой организации. Неупорядоченность компенсировалась удивительно высокой культурой поведения. Так, в воскресенье вечером полиция практически покинула центр города, предоставив полную свободу протестующим. Массы возмущенных людей оказались удивительно законопослушными. Выйди на улицы “его величество рабочий класс”, участь шикарных бутиков в Стамбуле была бы незавидной.

Итак, все началось с протеста против запланированной ликвидации небольшого парка и с молниеносной скоростью переросло в крупнейший антиправительственный бунт в истории современной Турции. Трудно сегодня сформулировать, чего именно хотят возмущенные. Ясно, что они не могут больше терпеть ни дня своего премьера Эрдогана. Это и вопрос чрезмерности в исламизации страны, это и деревенский стиль премьера и его неумолимая настырность. Последнее время турецкий премьер был на удивление схож по манерам с грузинским президентом Саакашвили. То же состояние постоянной взвинченности на грани срыва.

Для понимания степени серьезности происходящего в Турции в эти дни можно сравнить это с такими событиями, как свержение Чаушеску в Румынии в 1989 году и революционные события в Москве в 1991 и в 1993 годах. Во всех этих случаях люди собирались в одном месте в центре города. У каждой революции был свой майдан. Кому удалось сломить волю правителей присутствием десятков тысяч, кому пришлось привести на площадь и сотню. Известны и примеры, когда власть успешно подавила выступления, как это было в Китае.

Куда труднее придется Эрдогану. Демонстранты в Стамбуле сходились в основном на площади Таксим, но другие десятки тысяч перекрывали движение в центре города и устраивали повсеместно митинги протеста. Незадолго до моего отбытия из Стамбула днем в понедельник я встретился с друзьями в фешенебельном районе, неподалеку от аэропорта. Вскоре к вальяжно сидящим подошла женщина и призвала всех выйти на акцию протеста. В ответ ей послышались приветствия и обещания присоединиться вечером.

Очень знаменательно, что нигде люди не вышли на демонстрации в поддержку власти. Никаких попыток урезонить или переубедить протестующих не было зафиксировано за эти дни. Улица полностью оказалась в руках бунтующих.

Можно гадать, что произойдет в Турции в ближайшие дни. Если полиция проявит излишнюю жесткость, нельзя исключать действий со стороны армии. Это привычный ход дел для этой страны. Многие видные офицеры и генералы находятся сейчас за решеткой по разным обвинениям в заговоре с целью свержения власти исламистов. Нельзя исключить возможность освобождения их как шаг в сторону гражданского примирения.

Есть и опция досрочных выборов или переговоров между бунтующими и режимом Эрдогана. Так или иначе, Турция уже изменила свой облик за эти дни. Процесс исламизации будет сильно замедлен там, если вовсе не прекращен.

Последние события могут возыметь влияние и на события в Иране. Там уже наблюдаются акции протеста против существующего режима. Исключение из списка кандидатов в президенты многих видных политиков и содержание оппозиционеров под стражей могут послужить толчком к массовым народным выступлениям там. События в Турции ­ это лишь начало глубинного процесса отката от жесткого исламизма.

После тридцати четырех лет власти аятолл в Иране эта страна пришла к идеологическому кризису в еще большей степени, чем Турция. Рождаемость упала там до среднеевропейского уровня. Соблюдение религиозных законов достигает низшей отметки, что признается самими духовными лидерами Ирана. Похоже, что возврат к светской персидской модели там ­ это вопрос ближайших лет.

Дело в том, что для Турции и Ирана жесткий исламизм никогда не являлся основой государственного управления. В обеих странах уживались люди с разными религиозными убеждениями. Как в Анкаре, так и в Тегеране не утратило силу имперское сознание, исключающее образчик суннитской или шиитской удавки.

Похоже, мы являемся свидетелями краха поддержанного Вашингтоном процесса исламизации Ближнего Востока, обозначенного термином “арабская весна”. Наступило время “турецкой осени”, которая стучится во врата Ирана. Наблюдаемый процесс может послужить началу четкого разделения на Ближнем Востоке между арабским пространством и прочим. А если принять во внимание скорые последствия “сланцевой революции” в США, можно ожидать резкого падения влияния исламизма во всем мире.

Авигдор Эскин
из Стамбула специально для “Мира новостей

Фото: FOTOBANK.COM

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ