6 июня 2014 в 14:57

Иван Макаревич: «Батя для меня настоящий авторитет»

Даже если бы он взял другую фамилию, породу не скроешь. Глядя на Ивана, нисколько не сомневаешься, кем он приходится Андрею Макаревичу. Продолжатель династии доволен тем, что в его жилах течет кровь известного музыканта, и в то же время гордится, что принципиально не пользуется славой своего отца. 

На самом деле именно отец - пусть и невольно - помог Ивану начать актерскую карьеру. Режиссер Алексей Сидоров просто увидел в глянцевом журнале репортаж с какой-то светской вечеринки, наткнулся на фото Макаревича-младшего и пригласил его в свой фильм «Бой с тенью»

- Даже не верится, что вот так запросто ты вдруг стал артистом...

- Но именно так и было. Мне позвонили с «Мосфильма» и позвали на пробы. Я пришел, познакомился с группой, мне выдали сценарий: «Почитай, подумай, выучи несколько сцен и приходи на кастинг». Мне кажется, я никогда в жизни так сильно не волновался. Но само испытание прошло гладко и довольно быстро: я прочитал то, что выучил, и сразу был утвержден на роль.

- Вот они, прелести родства с великими мира сего. Ведь, как ни крути, а первую роль ты получил благодаря отцу. Режиссер-то, приглашая на пробы, наверняка знал, что ты - сын Андрея Макаревича.

- Может, Леша догадывался, а может, и нет. Лично для меня это не имеет никакого значения, потому что я-то знаю: в фильм попал не из-за фамилии. Вообще моя главная гордость в жизни - то, что я всего добивался сам.

 

«МЫ С ПАПОЙ ОДИНАКОВО ТРЯСЕМ НОГАМИ»

- Тебя раздражает, когда сравнивают с отцом?

- Конечно, мне смешно, когда задают вопросы типа: играю ли я на гитаре и пою ли песню «Поворот». Но во всем остальном я не отстраняюсь: пускай сравнивают. В конце концов, он же - мой отец.

- Если вас сравнивать, то, конечно, в первую очередь бросается в глаза внешнее сходство. А что есть такого, чего не видно стороннему глазу, но тем не менее очень вас роднит?

- На самом деле у нас много общего. Мы похожи повадками, жестами, иногда даже мышлением. О каких-то наших общих привычках мы иногда узнаем совершенно случайно. Например, и я, и отец, когда раздеваемся, одежду кидаем на пол. Еще мы оба все время трясем ногами (коленки Ивана, видимо для наглядности, начинают мелко подергиваться. - Авт.). Многие считают, что это нервное, но я-то знаю: такая уж наша «фамильная» привычка.

- То есть ты на отца больше похож?

- Думаю, 50 на 50: половина от мамы, половина от отца. От обоих и хорошего, и плохого нахватался.

- Твои родители развелись, когда ты был достаточно маленький. Для тебя это было шоком, трагедией?

- Нет, ничего такого. Я никогда не считал, что произошло что-то ужасное. У меня есть отец, есть мать, они в хороших отношениях – все в порядке.

- Но с отцом удается часто общаться?

- Да как и во всех обычных семьях. Встречаемся, как только выпадает возможность: или я еду к нему, или он ко мне, или выбираем нейтральную территорию.

- В свое время Юлия Меньшова рассказывала, что ей даже нравился тот период, когда ее родители были в разводе. Потому что отец, будто чувствуя свою вину, позволял ей абсолютно все. Твой отец тебя баловал?

- У нас такого не было. Система: добрый полицейский - злой полицейский - не про моих родителей. Они оба у меня - умные люди и запрещали мне ну что-то совсем уж ужасное. Вернее, это даже на запрет не было похоже, они просто говорили мне: «Делай, но нам кажется, что не нужно».

- И что, даже никогда не наказывали ремнем?

- Может, и наказывали, когда я был совсем маленьким. Но, видимо, быстро прекратили, раз я этого даже не помню. Я вообще-то довольно быстро стал самостоятельным человеком и начал делать то, что сам считал нужным. И потом, мне кажется, главное в деле воспитания – не наказание, не контроль, а личный наглядный пример.

- Какой пример тебе подает твой отец?

- В этом смысле отец для меня - настоящий авторитет. Он - очень ответственный человек: как бы себя ни чувствовал, что бы у него ни случилось, никогда никого не подведет. Я, к сожалению, не такой, могу о чем-то забыть, не прийти на встречу. Но я с этим борюсь. Никогда не забуду такой случай. У меня в школе намечался очень важный экзамен - от его результатов зависело, буду ли я вообще учиться дальше. Но мне так не хотелось заниматься! И в этот момент я увидел отца: он сидел за столом и делал что-то абсолютно незначительное - какие-то бумажки подписывал. Он углубился в них с такой сосредоточенностью, будто для него это - главное в жизни. Меня тогда будто озарило: ведь если я сейчас сяду и просто заставлю себя позаниматься хотя бы 20 минут, я сдам экзамен. С тех пор я себя частенько заставляю: Иван, если ты сконцентрируешься, ты это сделаешь. А все благодаря бате.

 

«ВСЕ ДУМАЮТ, ЧТО Я ПОЛЬЗУЮСЬ ФАМИЛИЕЙ»

- Про твоего отца знают все и всё. А кто твоя мама? Расскажи про нее.

- Мамка у меня по профессии - косметолог. А по жизни - мой лучший друг. Потому что все свои дела я обсуждаю именно с ней, и она говорит мне очень правильные вещи. Как ни странно.

- А что здесь странного?

- Дело в том, что мама – человек абсолютно не от мира сего. И мысли у нее развиваются в совершенно неожиданных направлениях. Советы, которые она дает, на первый взгляд, кажутся абсурдными, но если им следовать, результат иногда оказывается идеальным.

- Например?

- Расскажу такую историю. Довольно долго я встречался с одной девушкой. У нас были прекрасные отношения - первые настолько серьезные в моей жизни. И вдруг в какой-то момент что-то перестало ладиться. Я голову сломал, что мне делать. А мама тогда сказала: «А ты просто возьми и уйди». Со стороны - решение довольно странное. Но я послушал маму и ушел. И сейчас понимаю, что поступил правильно, хотя, если бы не мамка, никогда бы на такое не решился. Поэтому у меня в жизни два ориентира – мама и отец. Так, как им, я никому не доверяю.

- Отец когда-нибудь пытался тебя увлечь тем, что интересно ему самому? К примеру, кулинарией или дайвингом?

- Да, к дайвингу он меня склонял активно. Правда, поначалу без особого успеха. Мне было лет 12, когда мы с ним впервые стали погружаться. Но я тогда, видимо, еще не дорос до этой забавы. Хотя с раннего детства обожал воду, очень любил плавать и в волны с легкостью нырял. Но как только погружался глубже, чем на пару метров, мне становилось страшно. Поэтому я сопротивлялся всеми силами. Но прошло года два, и я сам понял: пора! Впервые погрузился в одном из московских бассейнов. Сейчас стараюсь ездить с отцом, как только появляется возможность. Это действительно удивительное состояние, ни с чем не сравнимое. Помню свое потрясение, когда впервые встретил в воде акулу. А когда мы с папой были в Мексике, я нашел на глубине очень красивую старинную бутылку, заросшую кораллами. Привез ее в подарок маме, сейчас эта бутылка стоит у нас дома.

 - С дайвингом понятно. А на гитаре-то ты играешь?

- Самое смешное, что отец действительно какое-то время пробовал «подсадить» меня на гитару. У него ничего не вышло - я занимался в музыкальной школе два года, но без всякого удовольствия. Потом пришел черед фортепиано. На этот раз мне хватило одного занятия, чтобы осознать: и это не мое. А потом я случайно нашел дома у отца, где-то на чердаке, симпатичный африканский барабан: даже скорее не барабан, а так – маленький барабанчик. С того момента я играю на ударных. И на юбилее бати я даже отвечал на перкуссии, а еще подыгрывал на бонгах.

- Отец дает профессиональные советы?

- Конечно.

- Ну а ты можешь взять да и сказать, как на духу, что-то по поводу его музыки?

- Да. Но это даже не советы, а скорее некий взгляд со стороны: что-то мне нравится, что-то нет. Как мне кажется, он прислушивается к моему мнению. По крайней мере иногда мы с ним устраиваем бурные дискуссии - в том случае, если он не сразу соглашается с моими доводами.

- И тем не менее с такими генами и такой мощной поддержкой (одна фамилия чего стоит!) ты решил пойти в актеры. Почему вдруг?

- Потому что в музыке, увы, слишком многое зависит от удачи.

- Так ведь и в актерстве тоже, уж поверь!

- Да, но пока у меня с кино все складывается.

- А что родители сказали, когда узнали о твоем окончательном выборе?

- Мамка очень возражала. Она мечтала, чтобы в будущем у меня была работа, которая стабильно приносила бы деньги. А отец хотел, чтобы я все-таки искал себя в творчестве. После долгих споров мамка смирилась. Но на самом деле у меня хватает сил и на кино, и на музыку. Пока не жалуюсь.

- И все-таки, если подвести итог: в том, что твой отец - человек известный, больше минусов или плюсов?

- Конечно, можно найти и отрицательные стороны, и положительные. Минусов, наверное, больше. Со временем ты понимаешь, что есть люди, которые общаются с тобой только из-за отца. Я, правда, научился их отсеивать, но такой факт все-таки присутствует. Еще мне было очень трудно первые пять лет моей учебы в школе - даже не хочу вспоминать то время, противно… Но главный минус как раз в том, что все вокруг считают: я пользуюсь своей фамилией. А я ей не пользуюсь!

- А плюсы?

- Я могу ходить на концерты «Машины времени» абсолютно бесплатно! 

Фото ИТАР-ТАСС

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ