Нужно ли образование артисту и обязательно ли оно должно быть «по профилю»?
Эти вопросы стали широко обсуждаться в интернете после скандальных заявлений Вячеслава Добрынина и Иосифа Пригожина.
Вячеслав Добрынин во время рядовой пресс-конференции неожиданно припечатал коллег по шоу-бизнесу: «Не знают нот, плохо говорят, не знают, как выразить свои мысли. Потому что они все тупые!»
Скорее всего, композитор имел в виду не столько уровень интеллекта, сколько недостаток образования. Потому что особо подчеркнул, что он в отличие от многих других артистов окончил МГУ и отучился в аспирантуре. Специальность у Вячеслава Григорьевича не музыкальная («историк искусств»), но она позволяет ему разбираться в своей сфере. Сердитого Добрынина горячо поддержал Иосиф Пригожин:
- Раньше нельзя было просто взять и полезть на сцену, а сейчас этим занимаются все. Все хотят легкой добычи. Профессия музыканта девальвировалась. Кто-то думает: а запишу-ка я песню! Но никто не хочет трудиться. Алла Пугачева, например, много работала, чтобы заслужить внимание и любовь своего зрителя. А сейчас рэпер даже нот может не знать.
Нормы эти носят рекомендательный характер. Однако в госучреждениях регулярно проводятся проверки на предмет квалификации сотрудников. А с января 2020-го такие проверки трудовая инспекция будет проводить и в частных компаниях. У звезд эстрады тоже могут спросить, есть ли у них корочка музыкального училища или института культуры.
Получается, что Пригожин прав? И прежде, чем «лезть на сцену», надо обязательно получить профильное образование?
- Я не согласна с высказыванием Пригожина, - говорит Татьяна Буланова. - В первую очередь важен талант. Можно ведь получить нужное образование, но не иметь при этом никакого дара и харизмы. Или сидеть, зубрить что-то, а потом выйти на сцену перед пустым залом, потому что тебя никто не захочет слушать...
Кстати, научить петь нельзя. Я абсолютно в этом уверена. Так же, как нельзя научить рисовать. Технику освоит любой, но этого мало. Надо еще, чтобы народ захотел тебя послушать или посмотреть на твои картины. Если талантливый человек еще и образован, то это замечательно. Но если образования нет, ничего страшного. Я сомневаюсь, что у Лидии Руслановой был диплом консерватории. И Кирилл Лавров не оканчивал актерский факультет.
- Я вам одну историю в тему расскажу, - сразу заявил нам Лев Лещенко. - Парень приходит к педагогу по музыке и говорит: «Хочу научиться на бас-гитаре играть». Педагог ему показывает упражнение на этой бас-гитаре: «Потренируйся сегодня делать вот так - пум-пум-пум. А завтра будем с тобой ноты учить». Паренек после этого исчезает.
Проходит полгода. Педагог случайно встречает своего несостоявшегося ученика и восклицает: «Вася, ты же хотел у меня учиться!» А тот отвечает: «Ой, простите! Но у меня концерты, корпоративы - на учебу времени нет!» (Смеется.)
Поэтому ну какое образование? Все это очень индивидуально! Кто хочет учиться, познавать, двигаться вперед, тот будет это делать. А то, что всякая шушера на сцене... Это быстро отсеивается, отфильтровывается. Остаются только таланты и трудяги. Мимолетные звездочки - это скоропортящийся товар. Они быстро протухнут, и никто про них не вспомнит.
В советское время, чтобы стать успешным, надо было окончить музучилище. Или в самодеятельности участвовать. До того как поехать на конкурс в Сопот и проявить себя, я 10 лет работал, учился. А сейчас все в одночасье происходит. В интернет выпустил ролик с песней - и готово, ты уже известный певец. Зачем для этого образование? И ведь нельзя с этим ни бороться, ни осуждать. Что вообще с этим делать? Можно плевать в телевизор, когда там выступает непрофессиональный артист. А что толку? Это бессмысленно...
Лидия Мезина.
Фото: агентство «Москва»,
Г. Усоева.