20 апреля 2016 в 18:45

«Уходящая натура? Для меня это понятие оскорбительное». Последнее интервью Альберта Филозова

Это интервью ждало своего часа. Но, конечно, не такого. Ведь все были уверены, что со своей болезнью он справился. Несколько лет назад врачи обнаружили у Альберта Филозова онкологию. Лечение прошло успешно, казалось, все самое страшное позади. Но... 11 апреля блистательный актер нас покинул. Это интервью стало его последним...

- Альберт Леонидович, в «Школе современной пьесы» вы уже 26 лет. Никогда не жалели о выборе? Ведь есть куда более именитые театры.

- Я жалею только об одном - что наш театр называется «Школа современной пьесы». Все актеры играют много классики - я не играю ее совсем. Вот единственное, о чем жалею.

- От чего еще испытываете дискомфорт в дне сегодняшнем?

- От того, что театр другой стал. Совсем другой. Все-таки я привык к психологическому театру, а сейчас сплошные шоу.

- Опять вы о театре. Но ведь есть еще жизнь за окном, какие-то общественные вещи, политические... Или все остальное не так уж и важно?

- Боюсь показаться не живущим сегодня, но меня действительно это куда меньше интересует. Я ощущаю себя человеком только в момент, когда играю в театре или снимаюсь в кино. Это основное мое ощущение жизни.

- А все, что вокруг?

- А все, что вокруг, лучше не замечать.

- Как же семья, дети?

- Ну семья - есть семья. А в остальном, наверное, все-таки стоит жить в каком-то своем, замкнутом мире. Вообще, ни политика, ни общественная жизнь меня никогда особенно не волновали. Тем более что участвовать в этом сложно, от тебя ничего не зависит...

- Многие актеры полагают иначе. Считают себя совестью нации, пытаются решать судьбы родины.

- Это неправильно. Актеры - люди, подверженные настроению. Сегодня им одно нравится, завтра - другое. Потом, если они что-то говорят, это не значит, что так думают. Я бы их не слушал.

- Вы земной человек, в облаках не витаете. В профессии это больше помогало или мешало?

- Мне как-то везло всегда, я был в хорошей компании, начиная с Школы-студии МХАТ, где были замечательные педагоги, однокурсники. Вот мы никогда не интересовались политикой и социальным устройством. Когда выбирали комсорга, доходило буквально до скандала - никто не хотел этим заниматься. Вот курс на год младше - тот был очень социальный: все в месткоме, в профкоме, в комитете комсомола. Новые веяния они быстро усваивали: когда пошли эти коммунистические бригады, объявили себя коммунистическим курсом и своего педагога, Павла Владимировича Масальского, этой своей деятельностью буквально до истерики доводили. Ну что, известным актером с того курса стал только Володя Высоцкий, а у нас Саша Лазарев, Женя Лазарев, Толя Ромашин, Слава Невинный, Кашпур, Лаврова, Покровская... То есть звездный курс был. И мы ничем не интересовались, кроме профессии.

«АЛЕН ДЕЛОН ПОКАЗАЛ, ЧТО ТАКОЕ СЛАВА»

- В кино все по-разному попали. Вы - поздно. Почему?

- Не знаю. Кино вообще дело такое: повезет - не повезет. Случайность.

- Но именно кино дает популярность. У вас был момент, про который говорят «проснулся знаменитым»?

- Нет. 10 лет я не снимался вообще - меня только пробовали и пробовали. Когда стали снимать, начал я с ролей отрицательных - сначала фашиста играл, потом спекулянта. И это не стало началом карьеры: снялся и снялся, никто меня не узнавал. Потом был фильм «Вид на жительство» - тоже не могу сказать, что как-то меня прославил. После «Тихони» старушки начали меня привечать, внукам своим говорили: это хороший дядя идет... «Тегеран-43» - после этого фильма как-то стали признавать. Ну потому что широко прошел, Ален Делон там снялся, другие знаменитые артисты...

- Глядя на Алена Делона, вы поняли, что такое слава?

- Ну да. Когда снимали на Елисейских Полях, Наумов уговаривал его сидеть в автобусе и не выходить. А тот специально вышел, чтобы показать, какой он великий. И там, в Париже, движение просто остановилось!

- Можете сказать, что Делон был самым звездным вашим партнером?

- Конечно... Джигарханяна еще могу назвать - наверное, самый популярный наш актер, не заметить его невозможно. Снимались как-то в Германии - он так разговаривал в магазинах с местными продавщицами! И что удивительно, они его понимали. Что бы ни примерил, ему все время говорили: кляйне, кляйне. Армен отвечал: «Какое на фиг (он, конечно, не так сказал) «кляйне» - давай заворачивай!» Очень веселый человек. Был. Сейчас не знаю - давно с ним не встречались. Хотя вижу Армена часто. У нас спектакль есть такой, где я играю человека, к которому никто не приходит на юбилей. Этих людей, которые не пришли, показывают на экране, и Джигарханян там тоже присутствует.

- В том же спектакле на сцену у вас выходил актер еще более популярный - Владимир Вольфович. Как с ним игралось?

- Ну как сказать... Поскольку я там юбиляр, он мне какие-то сувениры элдэпээровские дарил. И водка, например, очень хорошая! Водка «Жириновский». Мы там по ходу действия выпиваем. И два раза пили настоящую водку. Это было так здорово!..

- Вы народного получили относительно недавно, в 90-е. Статус греет?

- Как к этому отношусь? Да никак. Когда заслуженного дали - об этом даже не узнал. И народный никак на мне не сказался. Матери, пока она жила, наверное, было приятно. А у меня никаких эмоций это не вызвало.

- Вообще, многие уверены, что народные артисты живут несколько иначе, чем вы. У вас довольно скромный дом, более чем скромная квартира...

- Видите ли, когда я много снимался в кино, таких денег, как сейчас, не платили. Когда начали платить, меня перестали снимать.

- Но вам, судя по всему, сейчас нужно очень много работать. Правда же?

- Ну, поскольку у меня семья, и жена не работает, и дети - то да, конечно. Надо зарабатывать, что поделаешь. Поэтому, когда бывают съемки, конечно, живется легче. Последнее время их что-то нет. В театре зарплата небольшая. Есть антрепризы, но их тоже сейчас не так много.

«НЕ ЗНАЮ, О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ С ДОЧКОЙ»

- Маленькие детки - маленькие бедки... Помню, общались с вами на 70-летии, дочки совсем маленькие еще были, вызывали у вас сплошное умиление. За прошедшие восемь лет с проблемами столкнулись?

- Конечно. Одна сейчас оканчивает университет. Что будет делать дальше - непонятно.

- Где учится? На кого?

- Ни на кого. Это кафедра искусств в РГСУ. Вообще, она хочет петь. У нее есть голос, но... А вторая в 9-м классе учится. И вот с ней больше проблем.

- Многие через это проходят, всем непросто. Но вам, быть может, непросто вдвойне из-за возраста?

- Не поэтому. А потому что это был ангельский ребенок. Она никогда не плакала, не капризничала. Когда я уходил на работу, она бежала поцеловать. А сейчас это совершенно другое существо.

- Пытаетесь быть строгим?

- Да нет. Ругать ее бессмысленно. Только единственная надежда на то, что гены сыграют. В нашем роду все-таки нет мерзавцев, алкоголиков, параноиков... Я только очень сожалею, что рано купил ей компьютер, надо было повременить. Потому что если старшая дочь все-таки что-то читала, то эта вообще не читает. Все время в компьютере. Все время!

- Время другое, люди другие. Вам сложно понять этих новых людей?

- Мне понять их невозможно. Вот ей, например, нравится этот Бибер...

- Джастин Бибер? Симпатичный паренек - вот и нравится, что тут удивительного?

- Ну чудовище просто!

- Спорное утверждение, но ладно. В чем еще криминал?

- Ну то, что она рисует. Всякие чудовища. Я этого не понимаю. Не понимаю и не могу с этим примириться.

- Но для нее вы тоже, наверное, инопланетянин, она вас также не понимает.

- Да, наверное. Но видите ли, то, что сейчас они смотрят, вместо того чтобы читать великую литературу, опустошает их души. Мы, когда были в их возрасте, читали «Над пропастью во ржи». Это все-таки человеческое произведение, это о душе. А то, что они смотрят, - не человеческое, нет.

- Ну что вы так волнуетесь - перерастет.

- Не знаю... Жена моя выбрасывает ее рисунки, все эти чертики, гадости - и опять скандал. Вообще, я вижу сейчас молодых людей... Не в театре, потому что у нас очень хорошая молодежь. Где есть профессия и любовь к профессии, там эти проблемы уходят. Но то, что я вижу в массе, - это, конечно, чудовищно. О чем с ними разговаривать, я не знаю.

- Есть такое понятие «уходящая натура». В этом смысле чувствуете себя уходящим?

- Меня это не интересует. И ваше определение меня не интересует. Более того, считаю его оскорбительным. Поскольку я живу в профессии, то для меня только один критерий есть - что я нужен еще, что я играю. Так всегда и было с актерами, лишь это позволяло им доживать до глубокой старости. И я живу только премьерами, только сценой, только будущей работой. Мне кажется, этим и стоит жить...

Дмитрий Мельман

Фото Г. Усоева, FOTODOM.RU, PERSONA STARS

 

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ