24 февраля 2024 в 08:06

Военные преступления - без срока давности

24 февраля исполняется два года со дня начала специальной военной операции России на Донбассе.

Для чего на самом деле российские войска вошли на территории ДНР и ЛНР, кого пришли защищать? Какой была обстановка на Донбассе с 2014-го и по 2022-й? Почему начало СВО жители Донбасса и сейчас воспринимают как праздничную дату?

Анна Сорока живет в Луганске. С 2014 года она возглавляет Рабочую группу по розыску захоронений жертв украинской агрессии, восстановлению обстоятельств смерти и имен погибших. Собранные за эти годы материалы ложатся в основу уголовных дел в отношении боевиков украинских националистических батальонов и военных ВСУ.

- Что было самым страшным для вас за эти годы?

- Осознание того, что государство - а мы считали Украину своим государством - присылает самолеты, танки и тяжелую артиллерию и начинает уничтожать твой родной город. Лето 2014-го - первые бомбежки Луганска. Пустые улицы, догорающие здания, на земле трупы погибших, в том числе детей...

Пятилетний Евгений Орехов шел с мамой по улице. Попал снаряд - маму на месте разорвало, а мальчику раздробило таз, на операционном столе скончался. Таких историй - сотни на Донбассе с 2014 года. Это настоящий геноцид, который совершает все эти годы военно-политическое руководство Украины. А финансируют страны Европы и Америки, поставляя оружие и являясь соучастниками преступлений против жителей Донбасса.

- В чем состоит ваша работа?

- Ну вот смотрите. 2014 год. «Новая власть» на Украине, совершившая незаконный госпереворот на Майдане, развязала полномасштабную войну против населения Донбасса. За то, что мы выступали против незаконного госпереворота, против навязывания нам украинской мовы и преступника и убийцы Бандеры в образе «национального героя». В ответ Украина объявила АТО - «антитеррористическую операцию», - и Донбасс начали попросту уничтожать: танками, самолетами и артиллерией.

Мы - юристы - создали профессиональную группу. Для того, чтобы фиксировать каждое совершенное преступление против мирных людей. Изначально вообще писали протоколы осмотра места происшествия - после обстрелов, бомбежек со стороны ВСУ и националистических формирований - на листах формата А4. Все это постепенно складывалось в тома уголовных дел! В нашем рабочем кабинете стоят огромные шкафы - железные - с папками. Каждая папка рассказывает про жизнь отдельных населенных пунктов Луганской области. Какими они, эти села и города, были до 2014 года, каким разрушениям подверглись после, сколько людей погибло при обстрелах, бомбежках, от истязаний и пыток боевиков украинских нацбатов. За эти годы мы вдоль и поперек объездили Луганскую область. Знаем о каждом населенном пункте, о каждом человеке, который погиб или получил ранение.

- Вы упомянули про националистические батальоны...

- С началом СВО нацбаты были выбиты российской армией из ряда городов и деревень, в частности, Луганской области. И с освобождением населенных пунктов на их территории обнаруживались пыточные. Подвальные или полуподвальные помещения. Например, Половинкино знаменитое, Старобельского района. Боевики нацбата «Айдар» захватывали людей и в полуподвале истязали. Кого-то - за подозрения в «симпатиях к России», у кого-то просто вымогали деньги и имущество.

Есть целые списки видов пыток. К примеру, в узкой камере заливали людей ледяной водой по горло на несколько часов. Немногие выжившие в этом аду позже дали нам показания. В станице Луганская стояли «Торнадо» — это еще один нацбат, там обнаружена пыточная. В Северодонецке, в Трехизбенке, в Кряковке в военном городке - везде мы обнаружили следы истязаний людей...

Большая часть боевиков нацбатов — это выходцы из мест лишения свободы. Их выпустила «новая власть» после незаконного госпереворота, снабдили оружием и фактически дали карт-бланш на любые действия. Судя по показаниям выживших, нацбатовцы — это нелюди и маньяки, испытывающие удовольствие от страданий других.

На освобожденных российской армией территориях обнаруживаются, в том числе, крупные захоронения с неопознанными обезображенными трупами. Мы понимаем, что в ряде случаев убийства носили массовый характер, причем их совершали с проявлением максимальной жестокости...

- Откуда это желание убивать соотечественников? Ведь Донбасс был частью Украины.

- Ну а чем отличается то, о чем я вам сейчас рассказываю, от происходившего во время Великой Отечественной войны в отношении тех же молодогвардейцев, которые были - давайте вспомним возраст - детьми? Тоже были пыточные. И ведь на самом деле не немцы пытали. А представители ОУН УПА - украинского националистического формирования того времени.

После победы СССР в вой­не некоторых из оуновцев посадили. А через несколько лет после смерти Сталина в 1953 году - знаменитая хрущевская амнистия - отпустили. Часть этих людей эмигрировала, а многие рассеялись по Украине, воспитывая своих детей и внуков в парадигме ненависти и к Советскому Союзу, и к России. Ну а после распада СССР украинский национализм расцвел - при кураторстве и поддержке западных структур и инструкторов.

Уже известно, что в якобы детских лагерях на западной Украине детей и подростков буквально натаскивали, прорабатывали психологически: на то, что русские - это враги и должны быть уничтожены. Работали психологи, психиатры, использовалось НЛП - нейролингвистическое программирование... Очень сильно промывали голову.

- Как планируете использовать собранные материалы о зверствах украинского режима на Донбассе? Возможен ли Нюрнберг-2?

- Мы множество раз обращались в ЕСПЧ — это Европейский суд по правам человека, Международный уголовный суд в Гааге с требованием принять к сведению наши материалы. Но европейские структуры игнорируют все наши обращения. После того как ЛНР вошла в состав России, документы переданы для изучения в Следственный комитет России.

Хочется, конечно, трибунал по аналогии с Нюрнбергским после Второй мировой войны. Тогда и у нас в городе, и в Харькове, и в Киеве на центральные площади выводили преступников - фашисты, нацисты, оуновцы. И они получали заслуженное наказание за свои преступления. А люди могли посмотреть на тех, кто творил зверства в отношении наших земляков. Аналогичные процессы нужны сейчас. Слишком много страдали дончане с 2014-го. Вот как успокоить душу матери, которая потеряла своих детей во время обстрелов? Хотя бы - справедливым наказанием преступников.

 

«Диму привязали к БТР и тащили по улицам...»

Олег Михайлов - житель города Старобешева Донецкой области - потерял 20-летнего сына Диму и пожилого отца в 2014 году. Их без суда и следствия запытали боевики, заподозрив в «поддержке ополченцев».

КАРАТЕЛИ

Вспомним хронологию событий 2014 года. Февраль, государственный переворот в Киеве. В ряде городов Украины прокатились протестные митинги, в том числе в Донецке и Луганске. Март, референдум в Крыму - жители полуострова проголосовали за присоединение к России. Донбасс начал готовить такой же референдум. В ответ в регион были введены войска и националистические батальоны.

Во время Великой Отечественной войны в феврале 1943 года в соседней Луганской области - поселок Краснодон - фашисты запытали и убили участников «Молодой гвардии»: 71 человека. Мальчишкам и девчонкам не было и 20. Еще живых их сбросили в шахту. В 2014-м боевики «Азова» убили Диму Михайлова и его пожилого деда...

«ХОДИЛИ С ПОРТРЕТАМИ ГИТЛЕРА И СВАСТИКОЙ»

- Мой сын, Михайлов Дмитрий Олегович, родился 28 декабря 1990 года. Это был мой первенец. Рос, учился жить, занимался спортом. Был добрым, отзывчивым. После школы учился в автодорожном техникуме. Строил планы - работать, жениться. Но не дали сбыться его мечтам, - стиснув зубы, рассказывает Олег Михайлов.

- Украина все эти годы кричит, якобы у них «нацизма и фашизма нет», - продолжает он. - Однако азовцы в 2014-м ходили по Старобешеву с наколками свастики, портретами Гитлера и Гимлера, пели нацистские марши. И убивали людей. 26 июля 2014 года в 19 часов боевики приехали на джипах к моим родителям. Азовцы забрали моего сына Диму и моего пожилого отца - издевались, избивали прикладами и сапогами, увезли «на допрос»...

Жители Донбасса помнят, что повод для ареста мог быть любой. На Михайловых донес сосед: якобы дед и внук «работают» на ополчение ДНР...

Избитого Дмитрия привязали к БТР и гнали по улицам, от травм парень умер. Деда забили до смерти.

Через месяц - в августе - нацбаты и войска ВСУ были отброшены от Старобешева ополчением Донбасса - обычными работягами, которые встали на защиту родной земли. Некоторые украинские вояки, вспоминает Олег Михайлов, переодевались в гражданскую одежду, пытаясь затеряться среди жителей. Их вычисляли и задерживали, чтобы обменять на своих пленных ополчения.

- Мы сохраняли им жизни - не позволяя себе мстить этим нелюдям. Не увечили, не пытали их. Мы не расчеловечились, остались людьми, - отмечает Михайлов.

УРОКИ ИСТОРИИ

Заместитель главы администрации Старобешевского района Михаил Ольмезов рассказал «МН», как при отступлении украинская армия уничтожает инфраструктуру.

- Бьют по жилым домам, по социальным объектам: школы, котельные, больницы - из танков, из любой артиллерии. Чтобы как можно больше нанести ущерба. Этот почерк украинская армия применяла и в Старобешеве, и в других населенных пунктах, - говорит Ольмезов, - Я лично видел, как в 2014-м два украинских танка остановились и расстреливали в упор многоэтажку.

Нина Николаевна - жительница Старобешева - вспоминает, как осколок пробил стену ее дома в августе 2014-го, а на соседней улице возле магазина в этот же день убило сватью - маму жены сына:

- Раиса Петровна, так ее звали, вышла за продуктами. Тут началась стрельба, осколок попал в нее, перебив сонную артерию. Она медработником была - в детсадике медсестрой, а потом в больнице в хирургическом отделении. В последние годы на пенсии сидела, ей было уже за 80. И еще нескольких человек тогда убило в магазине и возле него.

- В марте 2022 года украинская армия готовила масштабное наступление на Донбасс. Регион бы просто сравняли с землей. Российская армия опередила, начав наступление и спутав им все карты, - с воодушевлением говорит Олег Михайлов.

Он безоговорочно верит в победу России, сам работает на победу, после которой «будем строить новый Донбасс».

- Восстановим города разрушенные, общими силами. Отстроим регион, будем растить детей, давая им правильное воспитание. Чтобы никогда не повторилась историю, которая произошла после распада СССР с Украиной, захваченной и почти уничтоженной неонацистами, - резюмирует он.

 

Сломанная жизнь

Августовский день летом 2014-го трагически разделил жизнь Любови Крестьянниковой из села Самсоновка Луганской области на до и после.

Она жила с родителями - мамой Татьяной и папой Николаем - в частном доме. Держали хозяйство: поросята, кролики, огород... Люба, которой тогда было 28 лет, работала продавцом в магазине недалеко от дома. Строили планы, хотели жить...

«РОДИТЕЛИ ПОГИБЛИ СРАЗУ»

В мае 2014-го украинские войска начали обстреливать Луганск. Доставалось и малым городам. В Самсоновке тоже периодически гремело и ухало. Крестьянниковы подумывали уехать в более безопасное место хотя бы на время. Но откладывали отъезд: трудно вот так в один момент бросить родную землю, да и куда деть поросят и кроликов? От обстрелов прятались в подвале. Как и тысячи других семей на Донбассе с 2014 года.

- В тот день обстрел был особенно сильным, и гремело совсем рядом, - рассказала «МН» Любовь Крестьянникова. - Мы с родителями побежали прятаться. Мама успела втолкнуть меня в подвал. Следом раздался взрыв. Я потеряла сознание. Через некоторое время очнулась в полумраке и увидела маму, она была уже мертвой. Тело отца соседи обнаружили позже в огороде, его отбросило от подвала взрывной волной. В наш дом попал украинский снаряд. Вот так в один миг теряешь все, что тебе дорого...

Самой Любе оторвало обе ноги до колена. Потом в ее жизни были больницы: сначала в Краснодоне Луганской области, затем перевезли в Ростовскую, подальше от обстрелов. Многие месяцы в ее жизни были больничные стены. И навсегда перечеркнутая судьба. Ведь не вернуть ни погибших родителей, ни собственные ноги и подорванное здоровье, ни дом родной, от которого осталась лишь груда кирпичей...

«НАС ПРИШЛИ УБИВАТЬ»

Как зарождается жестокость? Почему одни люди считают себя вправе лишать жизни других, перечеркнуть судьбу - одной семьи, всего села, города, целого региона Донбасса? Нет ответа.

Люба вспоминает, что и раньше в мирное время Украина была негласно разделена - условно «по Днепру». Жители западных территорий называли себя «чистыми украинцами». А восточных они, мягко говоря, недолюбливали, называя «москаляками» и «ватниками». Западенцы страшно возмущались, когда дончане или одесситы, приезжая по каким-то своим делам, например во Львов, говорили на русском языке.

И вот после госпереворота 2014 года неприязнь западных регионов к Донбассу переросла в ненависть.

- Мы жили обычной жизнью. На своей исконной земле, в своем доме. А нас пришли убивать - украинская армия, украинские военные. Что мы им сделали? - недоумевает Любовь Крестьянникова. - После начала специальной военной операции жители Киева и Львова, да и всех остальных украинских и некоторых европейских городов раскричались в интернете и СМИ: мол, «Россия пришла на чужую землю, захватывать территорию». Это неправда. Россия пришла спасать - тех, кого Украина восемь лет безнаказанно уничтожала! Таких, как мои родители, как я...

Вы знаете, я ведь любила Украину. Это была моя родина. Но с 2014 года эта страна ассоциируется у меня только со смертью, страхом и болью. Нет для меня больше Украины! Зато Россия меня спасла, приютила. И даже обеспечили протезами, я могу снова ходить.

«БУДЕМ ЖИТЬ!»

Историю Любови Крестьянниковой показали на российском телевидении. После чего добрый человек - владелец бизнеса - проникся ее ситуацией и подарил квартиру в Белой Калитве Ростовской области. Группа местных волонтеров поддерживали молодую женщину продуктами и деньгами. Ведь она не могла работать, а значит, и обеспечивать себя. Затем добровольцы-энтузиасты объявили сбор средств в интернете на протезы и собрали нужную сумму.

Крестьянникова стала заниматься в секции настольного тенниса, передвигаясь на коляске. Участвует в соревнованиях - местных и уже даже региональных. Она благодарна всем и каждому - добрым людям, которые встретились и продолжают встречаться на ее жизненном пути. «Хороших людей точно больше, чем плохих!» - убеждена она.

От всего сердца желает победы российской армии - армии освободителей, а не завоевателей.

Материалы подготовила

Виктория Катаева.

Фото: РИА Новости/И. Питалев,

А. Майшев/РИА Новости,

из архива Л. Крестьянниковой.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ