13 декабря 2013 в 05:13

В Алтайском крае пенсионер 17 лет добивался отмены незаконного разрешения на перепланировку квартиры соседки

Чтобы убедить чиновников, пенсионеру потребовалось 17 лет, 128 судов, 88 решений.

Валентин Ханович потратил треть своей жизни на то, чтобы доказать местным властям: «Вы выдали моим соседям незаконное разрешение на перепланировку квартиры». За это время у него выросли внуки, родились правнуки, а состав местной администрации и прокуратуры обновился на 80%.

Предмет спора возник в лихие 1990-е. Соседка Хановича - известный в городе нотариус - решила увеличить полезную площадь своего жилья на 11 квадратных метров. Как выяснилось позже, она хотела выгодно его продать. Для переоборудования двух балконов частично разрушили несущие конструкции, а на межэтажное деревянное перекрытие собирались установить кирпичные перегородки. Кроме того, хозяйка намеревалась произвести в помещении серьезную перепланировку - санузел по проекту оказался над кухней соседа снизу - Валентина Хановича.

«На потолке появились трещины, строительные и санитарные нормы были нарушены. А наш дом, между прочим, является памятником истории архитектуры и охраняется государством. Конечно, мы испугались, выдержат ли стены», - вспоминает Валентин Евсеевич о своем первом походе к районному прокурору.

Тот потребовал техническое заключение от проектной организации и прочие разрешительные документы. И, что удивительно, они у ответчицы оказались. Добро дали и проектный институт, и районная администрация. Но строительный надзор и судебная строительная экспертиза запретили реконструкцию.

Суд отменил разрешение районной администрации и признал перепланировку незаконной. Но чиновники не расстроились - тут же выдали женщине новое разрешение, на сей раз созвав специальную комиссию из архитекторов, сотрудников БТИ, санэпидемстанции, пожарных и работников НПЦ «Наследие», который охраняет памятники архитектуры. Все они дружно согласились с перепланировкой. Правда, заключения не составили.

Предприимчивая соседка завершила все работы, выставила квартиру на продажу и уехала на ПМЖ за границу.

«Краевой суд обязал ее вернуть стены и санузел на прежние места. Этого решения я добивался 4 года, - объясняет Ханович. - Соседка его проигнорировала. Потом мне пришлось воевать с судебными приставами. Исполнительное производство постоянно откладывалось. Дело дошло до Генеральной прокуратуры РФ и лишь спустя 9 лет сдвинулось с мертвой точки: новых владельцев временно отселили, а злополучную квартиру переоборудовали. Демонтаж обошелся государству в 220 тысяч рублей».

Барнаульский пенсионер считает, что одержал победу над чиновниками. Но какой ценой она ему досталась? Эту тяжбу Валентин Евсеевич запомнит на всю жизнь.

Ольга Полиенко,

фото автора

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ