У депутатов Госдумы стало традицией вносить в парламент к Новому году законопроект о выплате пожилым людям тринадцатой пенсии. И всякий раз у пенсионеров появляется надежда, что новогодний подарок наконец состоится. А чуда все не случается.
Очередной законопроект возвращают авторам с формулировкой «инициатива не поддержана». Бессмысленно задавать вопрос: кем не поддержана? Имена этих людей в правительстве все знают. Они не отличаются эмпатией и не умеют делать добрые дела хотя бы по праздникам.
К Новому году каждый пенсионер получал бы допвыплату в размере страховой пенсии по старости. В прошлом году такая сумма составила бы около 23 тысяч рублей. Так называемая предновогодняя пенсия могла бы помочь пожилым людям справиться с сезонным ростом цен и праздничными расходами.
Соответствующий законопроект вносится более десяти лет подряд. В декабре 2025 года история повторилась. Официальные возражения правительства всегда сводятся к высокой нагрузке на бюджет и противоречиям с пенсионным законодательством. Аргумент бредовый - при желании Кремля поправки в законодательство проходят в Госдуме за несколько дней.
В итоге идея тринадцатой пенсии в России превратилась в регулярный политический сюжет: инициативы вносятся, активно обсуждаются в обществе, но так и остаются на уровне предложений.
В ряде европейских стран, где социалку в связи с известными событиями вроде как режут нещадно, такие возможности почему-то есть. В Польше пенсионеры получают не только тринадцатую, но и четырнадцатую пенсию. В Венгрии допвыплата пенсионерам была отменена в кризисный период, но затем возвращена и полностью восстановлена уже к 2022 году. В Словакии дополнительная выплата положена пенсионерам с минимальными доходами. Италия пошла по своему пути: там пенсии изначально выплачивают 13 раз в год, а сама система считается одной из самых сбалансированных в Европе. Опыт не самых богатых стран показывает: проблема решаема.
Жаловаться на нехватку «пенсионных» денег в стране, которая считает себя четвертой экономикой мира? Постыдились бы.
Алексей Воробьев.
Рисунок: Е. Кран.