30 октября 2013 в 11:35

Почему граненый стакан стал символом СССР

Простой, как три копейки, граненый стакан стал безусловным символом советского времени, незаменимой частью советского быта, символом национального характера.

Он стал абсолютным мерилом для всех жидких и сыпучих продуктов. Любой рецепт из советской поваренной книги начинался словами “возьмите стакан...” и далее следовало: муки, крупы, сахара и т.п. С первого издания классической “Книги о вкусной и здоровой пище” (1939 г.) ингредиенты стали измеряться стаканами, а не граммами.

Это именно он - граненый стакан - находился в каждом из многих тысяч автоматов для газировки на необъятных просторах нашей страны. На колхозных рынках в граненых стаканах продавали мед, сметану, орешки, ягоды и многое другое, а вездесущие бабульки стаканами отмеряли ароматные жареные семечки. Ну и, конечно, разлить пол-литра на троих не составляло никакой проблемы - можно было даже использовать всего один стакан, но, наливая по поясок, каждый получал равную порцию.

А еще домовитые хозяйки использовали граненый стакан как формочку для вырезания из теста заготовок для печенья, вареников и пельменей, а деловитые дачники выращивали в граненых стаканах рассаду, расставляя ее на подоконниках. И немудрено: этот неприхотливый товар массового и ежедневного спроса выпускался нашей промышленностью умопомрачительным тиражом - полмиллиарда единиц граненой продукции в год!

А вот вождь мирового пролетариата В.И. Ленин в своей работе “Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина” следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана: “Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и “опосредствований” со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное”.

Но кто автор этого бессмертного творения, когда в нашей стране появился первый граненый стакан? Этими вопросами я озадачился, когда в числе других гостей с огромным изумлением разглядывал коллекцию одного уважаемого человека. И эта коллекция состояла из невероятно огромного количества граненых стаканов. Они были разного объема (50, 100, 150, 200, 250 и даже 300 г), с прямыми, конусными и криволинейными стенками, с разным количеством граней (от 8 до 20), из разного стекла (прозрачные, голубоватые, зеленоватые и дымчатые), с поясками сверху или снизу, с разной шириной этих поясков или вообще без них, с клеймами различных заводов и без клейм и даже с царскими гербами. Сразу нужно отметить, что ясных ответов на поставленные вопросы просто не существует. Жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, представляет собой неразрешимую загадку и достоверной информации о его авторе и времени создания не так уж и много. Есть только легенды. Вот их мы и рассмотрим.

ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ

Молва настойчиво приписывает авторство в разработке граненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры “Рабочий и колхозница”. Вера Игнатьевна безусловно была многогранно одаренной женщиной и занималась не только скульптурой. Хорошо известно, что Мухина активно работала со стеклом. Во второй половине 40-х годов прошлого века на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла она занялась полостной скульптурой, когда творение автора создавалось внутри цельного бруса стекла.

Как атрибут чаепития стакан присутствует в картине Кустодиева «Трактирщик»

Принято считать, что необходимость создания прочного стакана появилась только после того, как в конце 30-х годов прошлого века Советский Союз начал активно применять промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару и отечественные, и импортные автоматические посудомойки нещадно били. Граненые же стаканы были очень прочны и идеально подходили для автоматической мойки. Секрет прочности граненого стакана таился в технологии его изготовления. Он изготавливался из достаточно толстого стекла, которое варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А для пущей крепкости в стекольную массу добавляли свинец, который делал стекло прочнее и более искрящимся на свету.

Однако очень многие факты противоречат этой теории: доказательств существования граненых стаканов задолго до рассматриваемого нами времени существует предостаточно. На многих полотнах русских мастеров они присутствуют как атрибут чаепития. Например, Кустодиев “Трактирщик” 1916 г., Петров-Водкин “Утренний натюрморт” 1918 г. и “Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе” 1934 г. и другие. А у певца-эмигранта Петра Лещенко в репертуаре еще до войны была песня “Стаканчики граненые упали со стола, упали и разбилися, разбилась жизнь моя”.

ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ

Согласно которой первый граненый стакан был создан еще во времена Петра Великого. На флоте обычные круглые стаканы во время штормов бились в неимоверных количествах, ибо зафиксировать их гладкие формы на столе было почти невозможно. Правда, помогала русская смекалка: моряки во время качки застилали столы мокрыми скатертями и значительно уменьшали скольжение. Однако круглые по форме стаканы и кубки скатывались со стола и бились даже в этом случае. Необходимо было кардинальное решение проблемы.

Первым в этом деле оказался мастер Императорского стекольного завода владимирский стекловар Ефим Смолин. Обратившись к истокам, он изготовил стакан с гранями по образу и подобию бочки, где грани выполняли роль дощечек, скрепленных обручем, а роль обруча выполнял стеклянный поясок наверху. Хотя некоторые считают, что ободок придуман исключительно для того, чтобы было удобно губам и чтобы холодная водка или горячий чай текли в рот в одной точке, а не со всех граней сразу.

Первый русский граненый стакан отличался большой вместимостью (300 г), толстыми стенками и зеленоватым оттенком. Возможно, это обстоятельство привело к тому, что в народе, несмотря на постоянное обновление разговорного языка, водка сохраняла за собой былинное название зелена вина - что ни налей в такой стакан, все в нем казалось зеленым. Именно такой стакан и был преподнесен Петру I.

Апробацию новшества российский император произвел самолично, откушав из него полынной водки. Он нашел, что “стакан осанист и по руке впору”, после чего со словами “Стакану быть” швырнул его на землю. Стакан, вопреки ожиданиям, таки разбился, однако царь не рассердился и поползли слухи, что на самом деле он сказал “Стаканы бить”, после чего в народе появилась традиция разбивать стеклянные емкости в процессе застолья.

БЫЛЬ

Однако свое триумфальное шествие по России граненый стакан начал лишь после открытия в 1756 году купцом Акимом Мальцовым Гусевского хрустального завода, специализировавшегося на массовом производстве сортовой стеклянной посуды. Доподлинно известно, что ко времени правления Павла I граненый стакан получил широкое распространение. Так, в соответствии с разработанной им для армии “Доктриной порядочной жизни” таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам.

Разлить пол-литра на троих с помощью стакана - никакой проблемы!

Заводчики Мальцовы были известной династией в старой России. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии. После выхода в отставку полностью отдался стекольному делу, активно внедрял в производство различные нововведения и расширял фамильное дело.

В 1849 году его сын Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца он получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе площадью свыше 200 тысяч гектаров.

Он внимательно следил за всеми новинками в области стекольного дела и чутко реагировал на рынок. А потому сразу после изобретения в США технологии изготовления стаканов методом прессования на один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным.

А первые граненые стаканы машинного производства - прообраз современных - появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления - капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.

Совершенно невозможно объяснить, почему отношение к обыкновенному граненому стакану у нас в стране было вовсе не таким, как к другой посуде. Видимо, прав был Виктор Ерофеев, который заметил: “В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица”.

Алексей Максимов

Фото FOTOLIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ