Знаменитый скульптор оставил после себя добрую память у всех, кто его знал.
Главный редактор «Мира новостей» Николай Кружилин лично общался с Церетели. И у нас есть возможность рассказать о Художнике через его собственную живую речь…
Зураб Церетели ушел красиво.
Во-первых, прожил очень долгую - 91 год! - и насыщенную жизнь.
Во-вторых, никакими серьезными заболеваниями не страдал, то есть не мучился годами и не успел стать обузой для семьи, чего так боятся пожилые люди. Здоровье у него оставалось достаточно крепким. Может быть, потому, что, как заметила Нани Брегвадзе, «в отличие от многих представителей творческой интеллигенции, он не пил, не курил, потому что был очень трудолюбивым - работал днями и ночами».
У Церетели, как сообщили его родственники, было лишь «несколько проблем, характерных для такого возраста». В том числе проблемы с сердцем. В чем они заключались, не разглашается. Но умер Зураб Константинович именно от остановки сердца. Дома. В окружении близких.
Ну и в-третьих, Церетели заранее создал надгробный памятник. Он сделал его для первой жены Инессы Андроникашвили, которой не стало еще в 1998 году. Но спроектировал монумент так, чтобы он был на две могилы. Во второй могиле - в Дидубийском пантеоне в Тбилиси - Церетели и похоронили. И теперь над местом его упокоения возвышается созданная им скульптура святой Нино, крестившей Грузию. Одновременно утонченная и величественная, как и большинство его произведений...
С женой Инессой Андроникашвили
Действительно, большинство произведений Церетели были величественными. Можно даже сказать, преувеличенно монументальными, из-за чего его критиковали, обвиняли в гигантомании. Просто не все знали, что начинал он с миниатюр. На заре своей творческой карьеры Церетели ваял крохотные фигурки животных. Потом создал небольшую модель памятника трем мушкетерам… И его «гигантомания» вполне укладывается в логику развития: как художник он шел от малого к большому, а потом - к очень большому, поэтапно увеличивая размах по мере собственного творческого роста.
Зураб Константинович с теплой ностальгией рассказывал о начале своего творческого пути:
«Отец мой был инженером-строителем, уважаемым в Грузии человеком. Он хотел, чтобы я тоже стал инженером. Но меня влекло другое. Помню, в детском саду нам выдавали цветные карандаши, рисование было моим самым любимым занятием.
Большое влияние на меня оказал дядя по материнской линии художник-живописец Георгий Нижарадзе. Видный такой был, красивый, спортивный мужчина. Когда шел по улице, женщины останавливались и смотрели ему вслед. Я думал: если стану художником, буду такой же красивый, как дядя. Но не получилось...»
Зураб Церетели был человеком мира. Он много ездил по разным странам, встречался со многими выдающимися людьми.
Впервые оказался за границей в 1964-м:
«Нас с женой (Инессой Андроникашвили. - Ред.) пригласили в Париж ее родственники - Андрониковы. Супруга была дочерью репрессированных, поэтому ее в последний момент не пустили. Но она настояла, чтобы я летел. Андрониковы меня встретили очень тепло, все показали, даже устроили встречу с де Голлем. Прошло уже много времени, но я ту встречу до сих пор вспоминаю. Шарль де Голль — это была личность! Характер! Я очень старался передать этот сильный характер, когда работал над статуей де Голля. Она была установлена в Москве у гостиницы «Космос».
Церетели кроме де Голля пообщался в Париже с Пабло Пикассо и Марком Шагалом:
«Мне повезло оказаться в мастерской Пикассо, а с Шагалом мы встречались много раз. После этих встреч во мне произошел перелом. Тогда ведь, как известно, у нас господствовал соцреализм. Министерство культуры неусыпно следило, чтобы все художники и скульпторы работали в строгом соответствии с канонами соцреализма. Но в мастерской Пикассо я увидел совсем другой подход к искусству».
Церетели, будучи человеком неординарным, искренне восхищался другими необычными и яркими людьми. Подружился, например, с Дональдом Трампом, который приехал в СССР сразу как только открылся железный занавес - в 1987-м. Бизнесмена отвезли в мастерскую Церетели. Тот как раз работал над проектом крупнейшего в мире детского центра развлечений «Парк чудес». Предполагалось, что Трамп захочет инвестировать в этот проект деньги. Но не сложилось…
Зато между Церетели и Трампом сложились очень теплые отношения. И в 1997-м, снова оказавшись в Москве, Трамп уже по своей инициативе навестил Зураба Константиновича. И предложил ему создать огромный - выше статуи Свободы - памятник Христофору Колумбу, который планировалось установить на Манхэттене. Церетели такой памятник создал. Правда, установить его на Манхэттене в Нью-Йорке по ряду причин не получилось. Он в итоге отправился в Пуэрто-Рико, где и стоит сейчас. А в Нью-Йорке есть другой монумент авторства Церетели - «Слеза скорби» - в память о жертвах теракта 11 сентября 2001 года.
География артобъектов, созданных Зурабом Константиновичем, вообще очень обширна: США, страны Латинской Америки, Великобритания, Франция, Япония… Ну и, конечно, очень значительная часть его наследия находится в Москве и в родном Тбилиси. Всего на счету Церетели более пяти тысяч скульптурных работ и великое множество живописных полотен.
Памятник Петру Великому - одна из самых знаменитых и спорных работ Церетели
Официально Зураб Церетели был женат только один раз - на Инессе Андроникашвили. Она принадлежала к грузинскому княжескому роду. Была очень красива, обаятельна, умна. Подарила Церетели дочь Елену и 40 лет счастливой жизни. После ее смерти Зураб Константинович долгое время был одинок. Но в конце концов все же, как он говорил, «обрел свою музу» - художницу Татьяну Кочемасову. Она моложе мастера на 46 лет. Церетели прожил с ней свои последние 20 лет жизни в неофициальном браке...
Кстати, у него есть и неофициальные дети! Однажды его родная дочка Елена привела с собой с прогулки двух девочек - маленьких, грязных и голодных. Выяснить, кто их родители, сразу не удалось. Церетели с женой малышек вымыли, накормили и уложили спать. И лишь на следующее утро объявилась их бабушка. Она была в нетрезвом состоянии и детей ей не отдали. Выяснилось, что отец у девочек умер, а бабушка и мама сильно пьют. Обе легко согласились, чтобы художник с женой оставили девочек у себя. Официально опеку над чужими детьми Церетели не оформляли, но Люду и Таню воспитывали так же, как собственную дочь, не обделяя ни в чем. Обе приемные дочки получили образование, удачно вышли замуж и получили в подарок жилье...
Доброта, щедрость и постоянная готовность помочь тем, кто в этом нуждается, — это тоже талант. И им Зураб Константинович обладал в полной мере. Может, поэтому ему было так щедро отпущено всего, чего обычно желают хорошим людям, - любви, счастья, творческих свершений, здоровья, долголетия и… богатства, в конце концов.
Состояние Церетели еще в 2007 году оценивалось в 2 миллиарда долларов. После этого подобных оценок никто не производил, но скульптора называли самым богатым грузином на планете. В Тбилиси даже прощание с ним прошло в особняке XIX века, который он выкупил и превратил в музей современного искусства.
А вообще прощались с Церетели несколько дней: сначала - в Москве, потом - в Грузии. Отпевали тоже дважды - в московском храме Христа Спасителя и в тбилисской церкви иконы Божией Матери. Еще и поэтому можно сказать, что он очень красиво ушел. С шиком и размахом. Как и все, что делал во время своего жизненного пути...
Лидия Мезина
Фото: С. Ведяшкин/АГН «Москва»,
LEGION-MEDIA, соцсети.