29 августа 2013 в 05:14

Не виноваты, потому что профнепригодны

В процессе расследования причин гибели буровой платформы «Кольская», затонувшей в декабре 2011 года в Охотском море, всплывают новые - сенсационные - факты.

Напомним, из 67 членов экипажа «Кольской» зимой 2011-го спаслись только 14 человек. Из воды извлекли тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны еще 36 человек. Один из обвиняемых в гибели буровой платформы Борис Лихван заявил на днях следствию и мурманским журналистам, что его пытаются сделать стрелочником.

Нежелание заместителя исполняющего обязанности генерального директора по безопасности мореплавания Арктикморнефтегазразведки (АМНГР) «идти ко дну» понятно. Кстати, и второго обвиняемого по делу - и. о. главного инженера Леонида Бордзиловского - Борис Лихван считает случайной жертвой.

Обоим светит до семи лет лишения свободы. Шанс на обвинительный приговор высок. И эта перспектива вынудила Бориса Лихвана передать в УФСБ документы, доказывающие, на его взгляд, что руководство компании-судовладельца АМНГР знало о риске аварии и умышленно привлекло к делу неграмотных специалистов. Между тем бывшее руководство компании-судовладельца, замешанное в трагедии, расследование попросту игнорирует.

Настоящими виновниками катастрофы в Охотском море Борис Лихван считает Юрия Мелехова, исполнявшего на тот момент обязанности генерального директора предприятия, и его заместителя по флоту Василия Васецкого. Кстати, они же фигурируют в числе ответственных за трагедию по результатам проверки Ространснадзора. Помимо уже упомянутых персон ведомство назвало виновными ответственных за буксировку на платформе и погибших Михаила Терсина и Сергея Данилова, а также капитана ледокола «Магадан», тянувшего платформу. Следствие же посчитало Мелехова и Васецкого свидетелями.

Если верить документам, представленным Лихваном, исполнять обязанности главного по безопасности мореплавания он стал незадолго до буксировки буровой и не имел соответствующей подготовки.

- Меня даже не ознакомили с должностными инструкциями, - говорит он. - Не было и соответствующей аттестации.

Необходимыми знаниями и допусками, судя по документам, обладали ответственный за буксировку Михаил Терсин и начальник Бориса Лихвана Василий Васецкий. Последний почему-то в самый нужный момент оказался в командировке во Вьетнаме.

- С буровой пытались до него дозвониться, однако Васецкий все время был вне зоны доступа, - продолжает Борис Лихван. - Мелехов тоже на тот момент был в командировке.

Среди документов находится и аттестационный лист Василия Васецкого. Экзамен по безопасности мореплавания он сдавал уже после трагедии. Из семи вопросов он смог ответить лишь на один. Комиссия признала Васецкого профессионально непригодным.

- Перед транспортировкой распределяли обязанности, - продолжает Борис Лихван. - Михаил Терсин должен был отвечать за транспортировку, Васецкий - контролировать безопасность перехода, а мне были переданы административно-хозяйственные функции. Теперь меня хотят сделать виноватым.

И Юрий Мелехов, и Василий Васецкий уже не работают в АМНГР. Комментировать происходящее они не хотят, ссылаясь на то, что следствие разберется. Правда, и помогать расследованию как-то не рвутся. На днях в Заполярье приехал следователь с Дальнего Востока. Хотел провести очную ставку между Лихваном и его бывшими начальниками. Однако последние в Мурманске так и не появились, ссылаясь на семейные обстоятельства.

По документам Бориса Лихвана, Василий Васецкий был так называемым назначенным лицом компании. Этот человек по Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения имеет доступ к руководству на самом высшем уровне.

Иван Калинин

Фото FOTOBANK.COM

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ