27 августа 2022 в 08:44

Август-1991: последняя попытка спасти СССР

31 год назад в Советском Союзе случилось то, что одни называют путчем, другие - ГКЧП, третьи - последним шансом спасти Советский Союз.

Чем больше времени проходит после этой неумелой попытки «не допустить развала страны», которая, собственно, и привела к уничтожению СССР, тем лучше и правильнее мы можем оценить действия и главного «героя» той маленькой «революции» Михаила Горбачева, и восьми руководителей ГКЧП, пытавшихся, но так и не сумевших спасти свою родину. Вот что в свое время говорили свидетели и непосредственные участники тех событий.

Александ Руцкой,

в августе 1991-го вице-президент России:

- Я могу однозначно сказать, что ГКЧП - проект Горбачева. Это стало очевидно через неделю после событий.

Когда членов ГКЧП арестовали, я просил Ельцина освободить их. Потому что они не нарушали закон. По какому бы вопросу Борис Николаевич впоследствии меня ни вызывал, всегда говорил ему: «Выпустите их - они преступления не совершали. Эти люди присягали на верность Родине и просто хотели сохранить Советский Союз». Ведь в ходе Ново-Огаревского процесса рассматривались два формата нового Союза, в том числе федеративный, когда все субъекты СССР получают политическую самостоятельность и суверенитет, а также экономическую независимость. При этом формируется единый центр, единая система обороны, единая армия, единая валюта, но все получили бы политические и экономические свободы. Это значит, что сохранился бы потенциал Советского Союза и равновесие двух великих держав. Потом мы все увидели, к чему приводит однополярный мир.

Позже вокруг форосского «заточения» Горбачева было много домыслов, и сам он всем рассказывал, что его, дескать, арестовали, связь отключили... Все это ложь, вранье чистой воды и предательство, потому что еще в марте 1991-го, накануне этих событий, Горбачев поставил этим же людям, будущим участникам ГКЧП, задачу разработать проект закона «О введении чрезвычайного положения». Он своих товарищей просто подставил, а сам спрятался на своей даче в Крыму, чтобы посмотреть со стороны, куда же кривая выведет и как народ на эту ситуацию отреагирует. Ведь Горбачев сам себя загнал в ловушку, своей болтовней и демагогией довел ситуацию до крайности: политическая элита субъектов Советского Союза попросту обнаглела. Ту же Беловежскую Пущу давайте возьмем, подписание соглашения о создании СНГ: кто давал на это полномочия Кравчуку? Может быть, Верховная рада?..

Что касается Крючкова. Он часто созванивался с Ельциным уже в августе, незадолго до путча, о чем-то советовался. А вот о чем, теперь ни один, ни другой уже не расскажут...

Станислав Говорухин, кинорежиссер:

- Недавно на просмотре моего фильма «Так жить нельзя» я признал, что совершил очень плохой поступок, сделав эту картину. И за это расплачиваюсь. Но в какой-то мере смог исправиться, сняв фильм «Великая криминальная революция». Говорю это не в оправдание себе, а для того, чтобы вы понимали: никто из нашей интеллигенции не застрахован от сиюминутности в оценках и действиях.

А в целом события августа 1991 года - явление сложное, которое объяснить однозначно невозможно. Участники так называемого августовского путча, члены ГКЧП, представляли собой неоднородную публику, состоявшую как из знающих, посвященных людей, понимающих то, что происходит, так и из профанов. Знающие люди осуществили операцию под кодовым названием «ГКЧП», которую долго готовили.

Эта операция была необходима для того, чтобы устранить КПСС и разгромить КГБ как опорные структуры СССР. Дело шло к разрушению Советского Союза. На последнем этапе деятельности Горбачева был составлен план по созданию конфедерации. Конфедерация, безусловно, являлась шагом к разрушению СССР, правда, не обвальному, как это случилось при Ельцине, а постепен­ному.

На мой взгляд, во многом правы те, кто считает, что ГКЧП — это операция, осуществленная враждебными СССР внешними силами, заинтересованными в разрушении великой державы - исторической наследницы Российской империи. Гнусную роль сыграла в этом деле так называемая творческая интеллигенция, мечтавшая о социальном, экономическом, общественном и политическом перевороте, взращенная на почве идейного перерождения партийной, советской и хозяйственной номенклатуры.

Последствия этого события мы пожинаем до сих пор. Это геополитическое пространство - СССР - обеспечивало внешнюю безопасность не только русскому народу, но и всем остальным. С его ликвидацией, разделением входящих в него народов все этносы бывшего Советского Союза оказались в опасном внешнеполитическом положении. Такова реальность. К тому же был нанесен огромный ущерб экономике, которая была единой, культуре. Народы были поставлены на грань выживания и вынуждены были заняться гастарбайтерством. Особенно сильно расчленение СССР ударило по русскому народу, оставив за пределами коренной родины миллионы русских людей.

Анатолий Лукьянов,

Председатель Верховного Совета СССР:

- Советский Союз можно было переформатировать в демократическое государство с многоукладной экономикой и постепенным введением рыночных отношений. Тогда мы бы обошлись без тех потерь, которые понесла страна. Демографических, территориальных, психологических. Я уверен, что возврата к авторитарным методам правления не было бы. Но приговор истории невозможно пересмотреть. Случилось так, как случилось.

Был ли подготовлен сценарий мирного, конституционного решения проблем Советского Союза? Да, был. Он был предусмотрен тем вариантом Союзного договора, который должны были подписать осенью 1991 года представители Верховных Советов союзных республик и полномочная делегация Верховного Совета СССР. Но в августе Горбачевым был опубликован совсем другой договор, фатальный для Союза.

Так что в распаде СССР виноваты Горбачев и Ельцин со своими командами. Первый - в том, что не смог справиться с праворадикальными, националистическими и сепаратистскими настроениями номенклатуры. Как тут не вспомнить формулу «Союз суверенных государств», предложенную Александром Николаевичем Яковлевым? Второй запомнился неудержимой, почти болезненной тягой к власти. Уверен, что если бы Ельцин смог занять место Горбачева, он не дал бы разрушить Союз.

Горбачев предвидел возможность введения чрезвычайного положения и предупреждал об этом своих заместителей по партии, уезжая в отпуск в Форос. Впрочем, все это есть в материалах уголовного дела ГКЧП. Неблагодарное занятие гадать, о чем на самом деле думал Горбачев. Сам он, я уверен, об этом никогда не расскажет.

Люди, возглавившие ГКЧП, всего лишь соблюдали советскую Конституцию и советские законы, в которых нанесение ущерба суверенитету и территориальной целостности страны считалось самым тяжким государственным преступлением. И отстаивали решение референдума 17 марта 1991 года, на котором 78,3 процента избирателей (не от пришедших, как считают сейчас, а от их общего списочного числа) проголосовали за сохранение Союза. Но этим же людям потом эту самую статью об измене Родине и вменили. Так что судите сами. Настоящий переворот был совершен Ельциным, захватившим власть.

Андрей Князев.

Фото: А. Соловьев/ТАСС,

В. Радионов/РИА Новости,

А. Макаров/РИА Новости,

Н. Малышев/ТАСС,

WIKIPEDIA.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ