Великолепная Дина Рубина, наверное, самый востребованный прозаик нашего времени!
Совсем недавно на встрече с читателями в «Библио-Глобусе» Дина Ильинична представила свою новую книгу «Рябиновый клин» – первый том трилогии «Наполеонов обоз».
Начала с благодарности, что пришли, что читают – неважно, какие книги, бумажные или «кошмарные» электронные. «Ужасно ругались продавцы инкунабул, когда было изобретено книгопечатание», – шутит автор, рассказывая историю с английским писателем Йэном Макьюэном, который, отчаявшись, что бумажные издания стали так плохо продаваться, вышел на улицу и начал просто раздавать свои книги прохожим. Женщины брали их с большим удовольствием и благодарностью, а вот мужчины – шарахались.
Макьюэн сказал замечательную фразу: «Когда женщины перестанут читать книги, роману придет конец». Позволим себе не согласиться: мужчины тоже любят романы, но редко в этом признаются.
Это первый вопрос, который задали Рубиной, – а названия ее произведений и впрямь необычны, удивительны, не всегда сразу понятны читателю.
«Заранее это угадать невозможно – объем несуществующего текста может чувствовать лишь писатель».
Только Рубина может так ответить – «несуществующий текст»! Тут же припомнила «Русскую канарейку» (трилогия Д.Рубиной – прим.ред.), – оказывается, подарили одноименную брошюру о разведении этих птичек, и тут же пришло понимание, что это название большого романа. Или «Высокая вода венецианцев» - фраза из неудачно переведенного итальянского путеводителя, давшая название трагической повести.
Дина Ильинична сравнивает писательский мозг с кубиком Рубика, из которого выстраивается параллельный мир.
Писатель волен трактовать исторические факты как угодно, это может кому-то нравиться, кого-то совсем не устраивать, но писатель никому ничего не должен, - Рубина совершенно убеждена в своей позиции.
Она никогда не воюет со знатоками истории: когда писатель написал книгу и поставил последнюю точку, он должен отойти, его детище должно само воевать, победить или быть побежденным. Читатель же должен понять, что такое «писательское самоуправство».
Дина Ильинична никогда не испытывала ни малейших сомнений, что она должна писать, несмотря на то, что закончила музыкальную школу и консерваторию. Одобрил занятие писательством отец-художник, который был уверен в талантливости дочери и любил, чтобы все было «по большому счету».
В детстве Дина очень хорошо лепила, поэтому знает, что «владение формой плюс понимание контрастов цвета, фактуры, – все это дает ощущение фактуры прозы, формы прозы, цветовых градаций». К тому же, завершить фразу тогда, когда это логически подсказывает музыкальная интонация – очень полезно. Вот такая взаимосвязь музыки, живописи, скульптуры и писательства.
На самом деле это роман о любви, любви, начавшейся с детства, которая нечасто встречается в нашем мире. «Но сказать о том, что пишешь роман о любви – и тебя «засунут» в отдел женской прозы и оттуда уже не выберешься», - смеется Дина Ильинична. Поэтому она просто обязана «протащить читателя через все три тома, а это возможно только при помощи захватывающего сюжета».
Оказывается, это целая наука – задавать правильные вопросы! Вот, например, спрашивают: расскажите о своей жизни, о своем детстве, - и человек теряется и замыкается. Как это вспомнить? Что конкретно интересует? А спроси – какие полы были в вашей школе, из какого, к примеру, дерева, - и человек начинает разворачиваться, вспоминать о школе такое, о чем и думать-то забыл. Наша память нуждается во временно́й раскрутке.
Писать трудно, убеждена Рубина. Но в русской литературе сейчас очень много талантливых писателей. Дина Ильинична вспоминает Викторию Токареву, ее великолепное чувство детали, умение вовремя «остановить фразу», переключить внимание читателя; Евгения Водолазкина, Захара Прилепина, Гюзель Яхину, Виктора Пелевина…
Сейчас писателю очень трудно пробиться, с одной стороны, вроде бы проще – можно выложить свой труд в интернет, но с другой – нужно ведь, чтобы кто-то это прочел. Здесь мы с ней полностью согласны.
Ксения Ангел,
внештатный корреспондент.