сегодня в 01:20

Сергей Новожилов: «С собой на тот свет ничего не возьмешь»

Сергей Новожилов - бессменный президент кинофестивалей «Амурская осень», «Евразия», «Алафейская гора», фестиваля патриотического кино «Малая земля» в Новороссийске и других.

Без них не обходится ни один светский сезон.  Недавно Новожилов отметил 66-летие. В эксклюзивном интервью «Миру новостей» он рассказал о городе Твери, ставшим родным, о своем нелегком пути в мир кино, о поиске себя и, разумеется, о профессии, с которой легко быть счастливым.

- Сергей Владимирович, я прочитал в одном из интервью, что ваша творческая деятельность начиналась в Твери, хотя ваше детство прошло в Сыктывкаре. И вспомнил, что когда я работал на фестивале «Созвездие» в 2005-м году, там вас вспоминали добрым словом. Хотя к тому времени вы уже не имели отношения к этому фестивалю.

- Спасибо им, что помнят. Мы переехали с родителями в город Тверь (тогда еще Калинин) из Сыктывкара в 1972 году. Но, еще живя в Сыктывкаре, я стал интересоваться кино. Мне было тогда лет восемь. Помню, я был настолько потрясён увиденным, что у меня появилось невероятное желание работать в кино. Я смотрел все фильмы, которые тогда шли в кинотеатрах. Тогда я окончил шестой класс, брат - четвертый. И в седьмой класс я уже пошел в Калинине.

Не могу сказать, что город меня принял. Вначале все довольно сложно складывалось и с педагогами, и с одноклассниками. Впрочем, к моменту окончания школы с ними наладились дружеские отношения. А потом я поступил в Калининский государственный университет на исторический факультет, который до сих пор с удовольствием вспоминаю. У нас был прекрасный дружный курс. Я окончил вуз в 1982 году с красным дипломом. Уже тогда я был освобожденным секретарем комитета комсомола университета. Мне была предначертана комсомольско-партийная стезя. В 1982 году я вступил в Коммунистическую партию.

- Это был знаковый год. Главный идеолог СССР Михаил Суслов умер 25 января 1982 года, а затем 10 ноября - Леонид Ильич Брежнев.  

-Да, время было переломное. В вузе не все шло гладко. Так получилось, что у меня произошел конфликт с ректором. Тогда модными были агитбригады и стройотряды.  И вот такая агитбригада отправилась по районам. Ребята себя не очень хорошо повели, и именно по этой причине у нас произошел конфликт с ректором. Я защищал их, чуть ли не персональное дело мое обсуждали на уровне обкома комсомола.

Это для меня драматически закончилось. Теперь могу сказать, что я был не прав. В результате я оказался в больнице, в психоневрологическом диспансере. Именно там мне поставили диагноз невроз. Врач сказала, что мне необходима только тихая, спокойная жизнь. А это значит, что можно поставить крест на будущем, на карьере, потому что нельзя ничего бурного, интенсивного на долгие годы.

Мне было скучно сидеть на одном месте. Отец меня устроил на работу в Калининский горисполком, в управление главного архитектора города. Там я стал заниматься градостроением, фотографировал здания. Но мне было скучно. И вскоре меня утвердили секретарем комсомольской организации горисполкома. А я всегда хотел быть связан с кино, с детства собирал фотографии артистов. Когда мы переехали в Калинин, Москва была совсем рядом, где было немало шансов для реализации моей мечты.

- Как вам удалось попасть в большой мир кинематографа, о котором мечтали многие?

-Я вначале поступал на исторический факультет в Московский государственный университет. Но мне поставили четверку по истории, срезали. Целый год я на вечернем отделении учился на юрфаке. Потом уже поступил на исторический факультет Калининского государственного университета. В одной из школ комсомольского актива выступала удивительная женщина - Таисия Павловна Долгова, профессор, основатель кафедры социологии и культурологии Калининского политехнического института. 

Кстати, в советское время были популярны факультеты общественных профессий, особенно в технических вузах. Это были внеклассные занятия. Студенты должны были на них ходить и даже диплом получали о том, что прослушали курс по разным гуманитарным дисциплинам.

Таисия Павловна была человеком очень интересным, дружила со многими актерами. Она привозила Владимира Семеновича Высоцкого в Калинин. Я к ней подошел, сказал, что у меня есть мечта - работать в кино.  Короче говоря, именно Таисия Павловна меня окунула в мир кино. Она меня порекомендовала в управление кинофикации Калининского облисполкома. 

С 1984-го года я работал в должности старшего методиста по художественному кино, что позволило мне развить бурную деятельность. Я стал приглашать артистов. Часто оказывался в Москве. Со многими подружился. К примеру, с Леной Цыплаковой мы дружим с того времени. Кого только я не привозил в область (и не только из Москвы): Михаила Андреевича Глузского, Арниса Лицитиса, Вию Артмане, Рамаза Гиоргобиани, Игоря Костолевского и многих других.

С Володей Шевельковым мы проехали тогда всю Калининскую область. Кроме того, я стал вести программу на радио как диктор в Калинине. Потом стал уполномоченным бюро пропаганды киноискусства в Калининской области из Московского кинолектория. Я подружился с Сашей Панкратовым-Черным и Сергеем Петровичем Никоненко. 

- При этом вас сложно упрекнуть в том, что вы живете прошлым.  Хочу заметить, что с вашей легкой руки кинофестивали в России стали модными. Расскажите, как все начиналось?

- В 1986 году я придумал фестиваль киноклубов страны в Твери, и все киноклубники стремились приехать туда. Тогда это было модное движение со слетом в Пущино. Людмила Кузнецова его проводила. Меня поддержал обком комсомола. Все-таки перестройка уже началась, и всячески поддерживалось все новое. Это было время энтузиазма, веры в свои силы. Тем более, что я привез телепередачу «Кинопанораму», Ольгу Машную, Зинаиду Максимовну Шарко, Альгиса Арлаускаса, который тогда уже пробовал себя в режиссуре. И поступил в аспирантуру ВГИКа на заочное отделение.

К слову, Алла Николаевна Золотухина помогла мне. Мой диплом историка был по Белой эмиграции в странах Восточной Европы. Ну, а сдавал я кандидатский экзамен ректору, с которым раньше у меня был конфликт. Спустя какое-то время все это забылось. Но и время в стране уже было другое.

- Многие считают, что мир кино — это сплошной праздник. Но мало кто знает, какой огромный и напряженный труд стоит за всем этим.  С какими сложностями вы столкнулись в начале пути?

- Я хотел заниматься русским эмигрантским кинематографом в Европе (в основном во Франции). Это было мое желание, но мне тогда не дали его реализовать.  Потому что страна переживала не самые легкие времена.  Денег на командировки, поездки и визы не было. Мне сказали: «Занимайтесь производственным кинематографом».

Для меня это была тоска смертная. Лучшие образцы вы видели в этом жанре. Но мне это было не интересно.  Поэтому я тихо отсидел в аспирантуре и не стал защищаться. А еще я почти каждый день мотался между Калинином и Москвой. Сил у меня уже не было. Я до сих пор знаю наперечет все остановки электрички по маршруту Калинин - Москва. Часто мама меня будила. Я, естественно, опаздывая, в последний момент вбегал в электричку, когда все места уже были заняты. Приходилось стоять два с половиной часа. Поздно приезжал, мы жили недалеко от вокзала. Разумеется, электрички с тех пор у меня вызывают, мягко говоря, оторопь. Я стараюсь не ездить на них.

- А как вы оказались на телевидении?

- Художественный руководитель телепередачи «Кинопанорама» ЦТ СССР Ксения Борисовна Маринина (царствие ей небесное), познакомила меня с телеведущей Валентиной Михайловной Леонтьевой, и вскоре я стал привозить в Калинин передачу «В гостях у сказки».

Валентина Михайловна мне позже помогла в плане улучшения техники речи и постановки голоса. Потому что одно время на канале «Добрый вечер, Москва!» я работал диктором. Там у меня была программа «Вечерний сеанс», которую я вел с 1987 по 1990 год. Мы начинали ее вести вместе с Юрой Гейко, супругом Марины Дюжевой, и с Дуней Смирновой. Когда я стал эту программу вести, на меня обратили внимание в ЦК комсомола. Кстати, Центральный комитет ВЛКСМ проводил слет молодых кинематографистов в Химках в 1987 году. После этого один мой хороший знакомый Сергей Половинкин, который работал в обкоме комсомола в Калинине, позже перешел на работу в ЦК Комсомола.

Мало кто помнит, что тогда модно было специалистов из регионов приглашать на работу в Центральный Комитет КПСС, в ЦК ВЛКСМ. Однако надо было пройти все этапы, чтобы оказаться там даже просто инструктором.  Меня почти уже утвердили в ЦК комсомола, в отдел культуры, курировать кино. Пройдя кучу всяких инстанций, я погорел на такой мелочи (как мне тогда казалось). Потому что я был уже членом партии с 1982 года, а это был конец 1987 года. Меня спросили: «А где ваш комсомольский билет?» Я говорю: «Не знаю. Я член партии». Оказывается, мне необходимо было иметь комсомольский билет. Я приехал домой, мы с мамой все перерыли. До сих пор не знаю, где этот комсомольский билет. В райкоме партии все хотели, чтобы я оказался в ЦК комсомола.

Для меня это был очередной удар. Я долго сидел на таблетках после этого случая: пил успокоительные. Только спустя годы мой личный психотерапевт меня избавил от этого в 1994 году. После этого я уже не принимал никаких лекарств от невроза.

- Говорят, что Михаил Алексеевич Шмойлов, который многие годы возглавлял отдел культуры в ЦК ВЛКСМ, сыграл довольно важную роль в вашей карьере?

-Да. Когда меня не утвердили в ЦК комсомола, мне было очень стыдно перед завотделом Михаилом Алексеевичем Шмойловым, и я сказал: «Вот такая ситуация». Он ответил: «У нас есть прикомандированные». А тогда что в ЦК партии, что в ЦК комсомола прикомандированными были работники из регионов. И меня на целых полгода прикомандировали. Но зарплату я получал в Калинине. Правда, мне было безумно неудобно перед тверскими коллегами. Но за эти полгода я побывал в составе делегации Михаила Сергеевича Горбачева в Польше. В Чехословакии с фильмом «Маленькая Вера» мы побывали с Юрой Гейко и с Мариной Дюжевой, плюс в Югославии и в Румынии.

Жизнь, конечно, была интересная. В Москве я жил в гостинце «Юность» и мне все оплачивали. Но совесть меня мучила, потому что никто не мог мою должность занять в Калинине. Куда только не шли письма с указанием продлить мою командировку в столице. И на все это смотрели косо в Калинине. А еще я иногда вел программу «Добрый вечер, Москва!» и сказал руководителю отдела в ЦК комсомола: «Михаил Алексеевич, наверное, раз так получается, давайте я уеду в Тверь. Там буду работать».  Он подумал немного и ответил: «Мы тебя пропишем в Московской области».

В общем, меня прописали в подмосковной Коломне в общежитии, благодаря в том числе моим друзьям артистам Лидии Николаевне Смирновой и Андрею Харитонову. То есть я получил подмосковную прописку, которая мне давала возможность работать в Москве.

- Это сейчас кажется, что иначе быть не могло. Чувствуете в этом Колесо Фортуны в вашей судьбе?

- Конечно. Мне помогли с работой в Союзе кинематографистов СССР. Кроме того, я знал Элема Германовича Климова и возил его в свое время на место гибели Ларисы Шепитько. Это был удивительный человек. Магическая фигура. Ты сидел с ним рядом, и он как будто тебя сканировал. Поверьте, никогда не забуду этого ощущения от общения с ним. Он смотрел на тебя, ничего не говорил, а тебя всего перекручивало.

Меня назначили секретарем Объединения молодых кинематографистов Союза кинематографистов СССР. Это был 1988-й год. Тогда создавались гильдии, и я сидел в знаменитой пятой комнате. Там же от Всесоюзного клуба любителей кино был Саша Летов, а Галина Александровна Романова была от Гильдии актеров. Популярные актеры - Женя Жариков, Боря Токарев, Женя Герасимов - приходили в пятую комнату, где создавалась Гильдия актеров. Тогда мы и решили организовать   Фестиваль актеров кино «Созвездие».

Кстати, тогда еще существовал кинофестиваль Югославии. И зародившаяся 5 декабря 1988 года Гильдия решила, что первым ее делом станет фестиваль «Созвездие». Когда решался вопрос, в каком городе его проводить, я предложил Калинин. В знак благодарности своему городу.  Помню, мы приехали туда: Евгений Жариков, Коля Еременко, Людмила Ивановна Хитяева, Жанна Прохоренко. Это был звездный десант, который вместе со мной приехал в Калинин встречаться с главой города Александром Петровичем Белоусовым. Я убедил артистов, что Калинин между Москвой и Ленинградом наиболее удобен для такого фестиваля и мы начали подготовку к нему.

Важно отметить, что нас поддержало Госкино, во главе которого тогда находился Армен Николаевич Медведев. Первый фестиваль прошел в феврале 1989 года. Поверьте, такого энтузиазма как при подготовке этого фестиваля не было больше никогда!

- Признайтесь, как удалось привлечь больших звезд на кинофестиваль «Созвездие»? Как правило, это очень непросто.

- Людмила Михайловна Аринина, Лия Меджитовна Ахеджакова лично обзванивали коллег, и на первое заседание оргкомитета фестиваля «Созвездие» пришли Людмила Савельева, Ия Саввина, Андрей Мягков. Это было очень круто!

На этом фестивале было 220 звезд кино. Актеры приезжали и уезжали каждый божий день. Весь Калинин стоял на ушах. А жюри возглавляла Людмила Васильевна Целиковская. Никогда не забуду, когда я к ней ездил. На самом деле у нас было два жюри: одно - режиссерское, которым руководил Алексей Герман - старший, а второе - актерское. В составе жюри были: Людмила Целиковская, Донатас Банионис, Игорь Дмитриев, Андрей Харитонов, Вера Глаголева, Тамара Шакирова, Тамара Семина и Софико Чиаурели. А еще приехала Рина Васильевна Зеленая, которую я лично привозил на кинофестиваль. Это, как оказалось, был ее последний фестиваль. 

Мне кажется, там были все звезды: от Олега Борисова и Николая Афанасьевича Крючкова до молодых звезд кино - Саши Абдулова, тогда еще совсем юного Димы Харатьяна, включая любимца многих кинозрителей Игоря Скляра.

Мы занимали две гостиницы, потому что в одной невозможно было разместиться. Напомню, что Эльза Леждей проводила круглые столы. А мы с актрисой Ирой Шевчук занимались концертами. Мало кто знает, что тогда возникла идея создать фестиваль «Киношок».

Дизайнер Алексей Буланов, актриса Оксана Сташенко, Сергей Новожилов.

 

- Вы сделали верный ход: вернулись туда, где вы нужны. А заодно притерлись к коллегам за время кинофестивалей. А что это за история с жилищным вопросом?

- Мы с Ириной плотно работали на втором фестивале «Созвездие», потом на третьем. После проведения этого фестиваля ЦК ВЛКСМ вновь решил меня пригласить на работу.  Я спросил: «А как же комсомольский билет?». Мне ответили, что уже не нужно.  Но ирония судьбы заключалась в том, что, когда меня утвердили на должность, я обрадовался, что уже буду иметь квартиру от ЦК комсомола. Было ясно: в то время через три месяца работы всем сотрудникам предоставляли жилье.

В общем, я стал консультантом в отделе культуры, занимался вопросами кино. Жил на улице Кондратюка, недалеко от метро ВДНХ. Там было общежитие квартирного типа. В общем, эта квартирная история тянулась вплоть до развала Советского Союза. У меня была уже подмосковная прописка, все мои коллеги из братских республик получили квартиры. А я сидел на таблетках, был на нервах и ничего не получил. Тем не менее, мы очень подружились за это время с актером Андреем Харитоновым. Был написан сценарий к фильму «Жажда страсти», где Андрей решил стать режиссером.  А в моем жилищном вопросе ничего не менялось! Уже прошло три фестиваля «Созвездие». После этого один высокопоставленный человек, не буду называть его фамилии, сказал: «Хватит ездить по «новожиловским местам»» . И тогда мы с Ирой Шевчук ушли и решили создать свой фестиваль.

- Что интересного вы можете рассказать о «Киношоке», открытом российском фестивале кино стран СНГ и Балтии? Он проходил с 1992 года в городе-курорте Анапа. 

- В это время Марк Рудинштейн создавал свой «Кинотавр». И я вместе с Аликой Смеховой и с первым ведущим программы на канале «Россия» Юрием Ростовом (не путать с гениальным фотографом Юрием Ростом) стали первыми ведущими Сочинского кинофестиваля.

Мы тогда привезли с Андреем, с Настей Вертинской нашу картину, собрали всех своих друзей. Я нашел средства на этот фильм. Андрей был режиссером. А когда мы с Ирой Шевчук приехали в Анапу, она возмущенно мне говорит: «Куда ты меня привез?»

Это был февраль 1992-го года. В Анапе постоянно отключали электроэнергию. По сути, ее не было. Мы жили при свечках в гостинице «Анапа». Кстати, нас с Ириной хотели поселить в один номер. Подумали, что Шевчук — это тоже парень. В результате мы пришли к Валентину Дмитриевичу Машукову, тогдашнему главе города. Он сказал нам: «Помочь не могу, но и мешать не буду». Так начинался фестиваль «Киношок».

Виктор Иванович Мережко стал президентом этого фестиваля, я 11 лет был художественным руководителем, а Ира - генеральным директором. И тем не менее, это были хорошие времена.

В 2002 году я уже понял, что противоречия между нами, сложившиеся за эти годы - Мережко, Шевчук и мною, достигли апогея. Как раз в это время два амурских журналиста - Александр Ярошенко и Сергей Логвинов пригласили меня в Благовещенск. Позже - в Китай. Я тогда был на распутье. Встречал нас в Благовещенске тогдашний директор филармонии, затем министр культуры Амурской области (теперь он директор театра) Алексей Геннадьевич Самарин, который сразу меня отвез на границу, где нас ждали ребята. В итоге мы уехали в Китай. Но в Китае мне тогда не понравилось: море черных голов и незнакомый язык. Я понимал, что если я сейчас случайно потеряюсь, то потеряюсь навсегда!  И я с огромным удовольствием вернулся в Благовещенск. Там мы познакомились с мэром города Александром Михайловичем Калядиным (он в этом году ушел из жизни).  Он поддержал нашу идею создания кинофестиваля, а также   поддержало ее и Министерство культуры. Так начиналась «Амурская осень».

- Говорят, что у вас в запасе много интересных историй, связанных с великими актрисами старшего поколения? Например, с Риной Васильевной Зеленой. Расскажите, пожалуйста.

- Мы с ней встречались только один раз.  Пообщались, когда я привозил ее на фестиваль «Созвездие» в Калинин с ее племянницей.  Да, ей было тяжеловато. Ведь ей уже было много лет. Но ощущение очень светлого, позитивного человека остались. Она жила в последние годы в Доме Ветеранов кино в Матвеевском.

Могу сказать, что Людмила Васильевна Целиковская была человеком слова. Как известно, она много сделала для того, чтобы Театр на Таганке в Москве стал тем, чем он стал, отчасти благодаря ей. Я с ней часто по делу общался. Она была предельно конкретной.  Если что-то пообещала, то обязательно сделает. Целиковская согласилась быть председателем жюри на первом «Созвездии», добросовестно выполняла свои функции. Она была предельно ответственным и собранным человеком.

Однажды я побывал у нее в гостях. Кстати, она жила напротив американского посольства. Очень гостеприимный человек.

А еще меня связывало много лет дружбы с Лидией Николаевной Смирновой. Я провел несколько ее юбилеев. Обычно у меня заканчивался день тем, что мне звонила Лидия Николаевна. Если она не могла дозвониться, это значит, я разговаривал с Виталием Яковлевичем Вульфом. Это ее очень злило, потому что Виталий Яковлевич говорил обычно долго.  Мне было неудобно прерывать его. Потом звонила Валя Талызина, которая кричала в трубку: «К тебе пробиться просто невозможно!»  Она тоже много говорила по телефону. И это в полпервого ночи! И так происходило каждый вечер.

Актёр Андрей Руденский и Сергей Новожилов.

 

- Не могу не спросить о знаменитой кухне Лидии Николаевны Смирновой, о которой слагали легенды. Проявлялись там симптомы звездной болезни или нет?

- У Лидии Николаевны была знаменитая кухня в высотном доме на Котельнической набережной. Меня она сажала на кухне так, чтобы ее было видно в зеркале. И да, садилась она напротив зеркала так, как должна была видеть в нем свое лицо. Она поправляла кудри и всегда смотрела в это зеркало.

В том же доме жила актриса Марина Алексеевна Ладынина, с которой я тоже очень тесно был связан, особенно в последние годы ее жизни. И жалко, что я там ничего не фотографировал. В общем, к Лидии Николаевне спускались Марина Алексеевна и Клара Степановна Лучко. Получается, что я обедал с тремя великими актрисами. Ну и Марина Алексеевна, как типичный представитель знака зодиака Рак, долго не могла долго определиться, чем она будет обедать. При всем том она жила в очень скромной квартире и была бесконечно гордым и независимым человеком. Никогда ни у кого ничего не просила.

Мы дружили с Лидией Николаевной, начиная с 1989 года и до конца ее жизни. Не было дня, чтобы она мне не звонила. Удивительно, что Ванга в свое время предсказала ей такой тяжелый уход из жизни. Что она будет прикована к постели и будет плохо видеть.  И это правда. Она практически ослепла.  Ее племянница Марина заботилась о ней. Однако Лидия Николаевна всегда была бодрячком. Я помню, когда ей было 80 лет, это был 1995-й год, мы с ней поднимались в небо на воздушном шаре, вместе с Зинаидой Кириенко и с Юрой Черновым. Даже в свои 80 лет она сидела верхом на лошади. Сохранились красивые фотографии из нашей поездки в Грецию.

 - У вас потрясающее внимание к деталям и характерам. Почему Вы не пишите мемуары?

  - Я принципиально не пишу мемуары. Но ко мне много людей обращались с этим предложением. Дело в том, что всю правду я не могу говорить, да и не хочу. А полуправду тоже не хочу. Не буду называть телекомпанию, которой я однажды давал интервью по поводу Наташи Фатеевой, с которой у меня хорошие отношения. И потом журналисты смонтировали мой комментарий так, что выдали в эфир не полную фразу и полностью исказили смысл. Поэтому я предпочитаю говорить только о творчестве знаменитостей, и не лезть в их личную жизнь. Мне кажется, всегда должна оставаться какая-то тайна. Конечно, если люди сами говорят о себе, то это их дело. Я же говорю о них только хорошее, потому что многие из ныне живущих артисток - легко ранимые люди. А о тех, кого уже нет с нами, говорить плохо тоже не нужно. И вот в этом заключается моя позиция.

- Я бы назвал это манифестом Новожилова.

- Пусть будет так.

-  Тогда вернемся к вашим фестивалям. Какой из них для вас на сегодняшний день является самым главным в жизни?

- А как вы сами думаете?

- Думаю, что «Амурская осень» - один из крупнейших фестивалей театра и кино на Дальнем Востоке.  Или я ошибаюсь?

- Нет, вы не ошибаетесь! Этот кинофестиваль мне дорогого стоит. Причем в прямом и переносном смысле. И, конечно, то, что он так далеко находится от Москвы, всегда порождает кучу проблем.  Прежде всего финансовых.  Авиабилеты подорожали. Но этот фестиваль уникален. Все-таки это фестиваль кино и театра. И, естественно, я занимаюсь его подготовкой целый год.

Между прочим, в этом году в Сочи прошел уже второй фестиваль - «Евразия-Кинофест». И прошел он мощно. Его сравнивать пока вообще не с чем. Не знаю, какое место он дальше будет занимать в моей жизни, но это уже второй фестиваль, к которому я имею отношение как художественный руководитель. И я очень доволен своей работой.  Важно отметить, что он прошел благодаря фонду «Евразия». Не могу сказать, что этот фестиваль отодвинул от меня «Амурскую осень», но он точно задал некую планку.

Вы знаете, у меня много фестивалей, я по всей стране и за рубежом их провожу. Я вам скажу такую вещь: где-то после 40 лет у мужчин появляется кризис среднего возраста. И у меня такое было. Я не понимал, что мне делать дальше.  Я как раз тогда ушел с «Киношока». Думаю, что мужчине иногда нужно просто остановиться, задуматься и что-то поменять в своей жизни. У меня никогда не было страха что-то менять, начинать с нуля, потому что я никогда не был материально зависим.

Когда некоторые мои коллеги получали большие деньги и накапливали богатство, мне всегда было интересно просто работать. Я могу обходиться малым. Я понял, особенно после аварий, (а их было две), что с собой на тот свет ничего не возьмешь. Поэтому я стараюсь просто ощущать интерес к жизни. Живу интересно. Многие не проживают за всю свою жизнь того, что я проживаю за месяц. Считаю, что каждый человек должен искать свой смысл жизни. И еще - мне никогда не хотелось, чтобы фестивали были на потоке. Хотелось, чтобы было интересно, небанально. Но как только это становится на поток (в любой сфере) надо уходить или меняться. Я убежден, что всегда нужно вовремя уходить из профессии.

- Как вы, человек неуемной энергии, пережили все коронавирусные ограничения?

- Признаюсь, многие мои знакомые тогда, пять лет назад, мне сочувствовали.   Мол, как ты будешь сидеть дома во время пандемии? Во-первых, я сидел дома всего два месяца. Между прочим, я в это время активно работал, ездил по Москве. У меня был пропуск, и я готовил все свои фестивали, потому что мы не отменили ни один из них. Потом мы находили варианты, чтобы провести их офлайн. Считаю, что это важно и правильно, потому что жизнь будет продолжаться до тех пор, пока ты жив. Думаю, что в самые тяжелые времена, а мы сейчас переживаем нелегкие времена, искусство должно поддерживать людей, давать им надежду. Нужно убеждать руководителей городов и регионов в важности проведения фестивалей, а это дело непростое. К счастью, мне это как-то удается.

- Не могу не спросить о Вятском открытом фестивале театра, кино и журналистики «На семи холмах», который проходит в Кирове. Почему вы решили приехать именно в этот город?

- Это было мое второе пришествие в Киров. Первое случилось в начале двухтысячных. Тогда там проходил фестиваль социального кино. И я сказал: «Как тут можно что-то проводить?». Помню, что, когда я в первый раз туда приехал, меня ничего не вдохновило. Это был медвежий угол. Но Костя Зайнулин, мой товарищ, бывший директор Хабаровского краевого музыкального театра, который уже четыре года возглавляет Кировский областной драматический театр, пригласил туда в гости. Он сказал, что надо придумать что-то креативное. Честно скажу, когда я приехал в Киров, то увидел большую разницу между тем, каким город был тогда и стал сейчас. Нынешняя Вятка - очаровательный город. Заметил, что в нашей стране очень многое в плане преобразования дают чемпионаты мира, либо Олимпиады и юбилеи. Они помогают преобразовать города. Киров сильно преобразился. Мы проводим там фестиваль целых 10 дней. Там очень хорошая, умная и доброжелательная публика. Поэтому я всегда приезжаю в Киров с большой любовью.

 

Актрисы Вера Глаголева, Марина Яковлева и Сергей Новожилов.

- Кстати, громко заявил о себе фестиваль «Талант» в Хибинах,  где главным идейным вдохновителем и президентом фестиваля стал телеведущий Андрей Малахов.  Как получилось, что вы стали его художественным руководителем?

- Мы с Андреем очень давно знакомы, но раньше не пересекались в плане организации фестивалей. А теперь провели сразу два фестиваля: в Апатитах и в Кировске.

Вообще, Андрей молодец, что помогает восстанавливать свой родной город Апатиты. Он там часто бывает. И Катя Семенова, наша общая подруга, рассказала, что побывала недавно в Апатитах, в санатории, который Андрюша преобразовывает. Мы тогда договорились сделать там фестиваль. Встретились и обговорили все в стенах киностудии имени Горького в самом начале 2024-го года. И вот уже в августе 2024 года мы провели первый фестиваль кино. В январе в этом году прошел театральный фестиваль, а в октябре будет второй кинофестиваль. Я очень рад, что нашу идею поддержал губернатор Мурманской области Андрей Чибис и концерн «ФосАгро». На мой взгляд, фестиваль получился домашний, уютный и семейный. Там очень хорошая энергетика. Ну а слоган «На Севере - жить!» звучит актуально.

- Что вас связывает с этим краем?

-   Мой дед мурманчанин. Он был там в советское время партийным работником. Я побывал на родине своего деда, в городе Кировске. Дело в том, что у меня отец родом из Архангельска. Дед родился в Мурманской области, а я на Смоленщине. Поэтому на север меня тянет.

 - Напоследок хочу спросить: вы также запустили новый Фестиваль комедийного кино им. Леонида Гайдая. Как вы оцениваете его шансы?

- Фестиваль называется «Гайдай Фест».  С 10 по 13 июля он прошел в городе Свободный, на родине Леонида Гайдая. Кстати, инициатива принадлежит моему давнему партнеру - «Сибур Холдингу». Это пока первый пробный камень. Но я надеюсь, что фестиваль станет постоянным.

Андрей Князев,

Игорь Шевкун.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ