сегодня в 10:33

Пожаловаться на банки стало проще

Банк России сообщил о запуске нового сервиса. Теперь мы с вами сможем жаловаться на нарушения прав потребителей в банках, микрокредитных и страховых организациях, а также сообщать о любых недобросовестных действиях со стороны финансистов.

До сих пор основная часть жалоб касалась навязывания дополнительных услуг при оформлении ипотеки и других займов. Чаще всего гражданину настойчиво предлагали оплатить страхование жизни или имущества. И хотя по закону банки не имеют права совершать подобного рода действия, но практика показывает, что давление на заемщика все-таки происходит: трудно заменить вклады другими финансовыми продуктами, проблематично оформить ОСАГО, многим отказывают в выплатах по страховке, не дают полную информацию об условиях договора. А в апреле Банк России сообщил о новом виде мошенничества. Тогда были выявлены случаи оформления микрозаймов под видом обычных потребительских кредитов. Банки в своих дистанционных каналах предлагали получить заемные средства, однако не информировали, каким будет договор и с кем его нужно заключить - с банком или его дочерней МФО. ЦБ обнаружил такие практики в шести кредитных организациях.

До сих пор жаловаться можно было в интернет-приемную регулятора. Для того чтобы оформить свое послание, требовалось ввести персональные данные в специальную форму - фамилию, адрес регистрации, телефон. Организаторы нового сервиса говорят, что очень часто именно этот этап становился камнем преткновения: люди путали информацию, вписывали не те цифры, а это служило поводом для дополнительных проверок. На новом сервисе подобный момент учли. Теперь обратиться с жалобой можно без указания личной информации, но зато придется авторизоваться на «Госуслугах». Только через этот портал получится зайти в нужный раздел на сайте регулятора, заполнить форму обратной связи, указать название организации, суть ситуации, приложить копии документов или скриншоты.

Сервис охватывает широкий круг участников финансового рынка. Банки, микрофинансовые компании, страховые организации, участники рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, а также операторы инвестиционных и финансовых платформ - все эти организации могут стать «героями» жалоб. При этом авторы инициативы подчеркивают, что даже если потребитель не планирует подавать официальную претензию, то его сообщение станет основанием для возможной контрольной закупки или других надзорных действий со стороны Банка России. В отличие от стандартной интернет-приемной, новый сервис позволяет отправить сообщение даже в том случае, если нарушенные права касаются не самого заявителя, а его знакомых или родственников. Но есть тонкость: обращение через эту систему не предполагает обратной связи. А вот в обычной интернет-приемной обязаны ответить.

«Новый сервис существенно упростил процедуру подачи жалоб, сделал взаимодействие с регулятором более удобным и прозрачным для потребителей финансовых услуг. Главное отличие внедренного подхода - централизация. Граждане смогут сообщить о нарушении, как принято говорить, в один клик», - рассказала налоговый консультант Алена Яковлева.

«Если информация из этих жалоб подтвердится, регулятор может применить к финансовой организации надзорные меры, а результаты проверок будет периодически размещать на своем сайте», - пообещали в ЦБ.

Как именно будут наказаны выявленные нарушители? Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила недавно, что, по мнению регулятора, штрафы для банков за нарушение прав потребителей нужно повышать. Не можем не согласиться с этой точкой зрения.

КСТАТИ

Чтобы подать жалобу на нарушение ваших прав в ЦБ, теперь не нужно указывать персональные данные - достаточно авторизоваться на «Госуслугах». На главной странице вы нажимаете «Услуги», потом выбираете «Федеральные органы управления» и находите сайт Центробанка. Затем заполняете соответствующую форму, где указываете название организации, к которой возникли претензии, а также излагаете суть проблемы.

Наталья Владимирова

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ