16 мая 2013 в 06:09

Криминалисты особой важности

Криминалисты особой важности

Корреспонденты «Мира новостей» побывали там, куда простому смертному хода нет, - в экспертно-криминалистическом центре МВД России. Лучшие спецы страны по изучению улик приоткрыли тайны секретных лабораторий.
Лаборатория, в которой делают рентген драгметаллам


ПРОГРЕСС НЕ ОСТАНОВИШЬ

Вообще-то эксперты не очень любят, когда журналисты пытаются вызнать секреты их работы, и все время пытаются уйти от ответа: у нас, мол, пробирки, микроскопы, кисточки, пипетки, химрастворы - сплошная скукота...

Скромность - это, конечно, хорошо, но даже ребенку, который смотрит сериалы «про ментов», понятно: следствие ни за что не докажет вину преступника без таинственных и нереально умных профессионалов в лице экспертов-криминалистов. И хотя от пробирок и пипеток им никуда не деться, киношная героиня советского сериала Зиночка Кибрит точно умерла бы от зависти, узнав, до каких высот выросла криминалистическая наука в новом веке.

Даже порошки, кисточки и микроскопы уже не те, что были прежде. На смену так называемой белой саже, которую та же Зиночка изящно наносила на отпечатки пальцев преступников, пришли десятки видов разно­цветных порошков и аэрозолей разного назначения. Кисточкам из колонка и белки эксперты теперь предпочитают кисточки из стекловолокна, а биологические следы благодаря хитроумным приспособлениям можно снимать с бумаги и даже с ткани, о чем раньше и мечтать нельзя было.

В биологической экспертизе активно используются генотипоскопия (анализ ДНК) и даже приборы для сбора и препарирования запаховых следов человека, а в экспертизе пищевых продуктов - оборудование, функции которого не то что описать, произнести-то трудно, - фотоэлектроколориметр, атомно-абсорбционный спектрограф...

К сожалению, за раз написать обо всех 47 направлениях экспертной деятельности, по которым сегодня работает ЭКЦ, невозможно, но обойти вниманием отдел экспертиз материалов, веществ и изделий мы не смогли. Особенно после того, как его руководитель полковник милиции Вячеслав Дротьев позволил сунуть наш любопытный журналистский нос в святая святых...
В коллекции ЭКЦ есть и галлюциногенные грибы


ХРОМАС - КОШМАР НАРКОТОРГОВЦА

Столы в лабораториях отдела, где главный эксперт Игорь и старший эксперт Сергей (имена изменены, так как в ЭКЦ строго соблюдается режим секретности) выявляют отвратительную сущность наркотических веществ, заставлены оборудованием и компьютерами, на стенах - многочисленные грамоты за экспертизы по громким уголовным делам. За какие именно, ребята сначала скромно умалчивают, но потом признаются:

- Несколько лет назад в криминальном обороте наркотиков пару раз всплыл препарат в 5 тысяч раз сильнее морфина и в 3 тысячи раз сильнее героина. Химики знают его под названием «триметилфентанил». Несколько граммов препарата могли умертвить сотни наркоманов. Тогда криминалистические базы по наркотикам только создавались, не хватало методик и оборудования для определения сложного состава веществ. Наши коллеги в регионах получали ампулы или порошок с этой убийственной субстанцией, но не имели технических возможностей, чтобы точно исследовать ее. В результате вещество привезли к нам, и наш хромас без труда расшифровал состав препарата. Как потом оказалось, победители химических олимпиад, студенты и аспиранты ведущих химических вузов страны создали в Питере лабораторию и лихо «варили» страшный наркотик. Лабораторию в результате ликвидировали, а «лаборанты» на основании нашего заключения надолго сели в тюрьму.

- А что такое «наш хромас»?

- Хромато-масс-спектрометр. Есть газовые хромасы, есть жидкостные.

- Чудо современной техники, я так понимаю?

- В общем, да, - соглашаются Игорь и Сергей. С их слов я поняла: похожий на наркотик «объект исследования» эксперты растворяют в пробирке, вводят жидкость в шприц объемом в тысячу раз меньше миллилитра, а потом впрыскивают раствор в специальное отверстие в хромасе. Там вещество переходит в газовое состояние и делится на составляющие компоненты, проходит через детектор, снова делится и появляется на мониторе в виде химических веществ, преобразованных в формулу. Читаешь ее - делаешь заключение. Просто? Конечно! Если окончил с отличием химфак ведущего вуза страны и постоянно повышаешь свою квалификацию.
Этот прибор (хромас) расшифровывает состав любого препарата


- Когда этого аппарата не было, мы работали «на коленке» - пробирка, капельница, микроскоп, - говорит Игорь. - Хромас дает самую достоверную информацию, ускоряет процесс обработки объекта в десятки раз, а новое вещество, которого пока нет в нашей базе, раскладывает структурно. Так что, если человека задержали за сбыт неизвестного порошка, а мы установили, что это далеко не сахар, ему можно предъявить обвинение.

Другая гордость лаборатории - жидкостный хромас. Этот более продвинутый аппарат используется для определения наркотических средств, но уже не только по качественному, но и по количественному составу. К тому же прибор более чувствительный и может исследовать неизвестные вещества, которые быстро разлагаются, плохо делятся и не отличаются большой летучестью.

СЛАДКИЙ СОН НАРКОМАНА

Пока мы удивлялись возможностям чудо-техники, еще один сотрудник ЭКЦ Вадим принес невзрачную коробку и начал выкладывать из нее какие-то пакетики:

- ЛСД, героин, грибы, килограммовая плитка гашиша, экстази, крэк, кокаин, эфедрин, тот самый триметилфентанил, от пылинки которого можно забалдеть насмерть... Это наша коллекция. За все, что лежит в коробке, всех уже посадили, а объекты по решению суда переданы нам. Теперь это учебный материал для новичков-криминалистов и сравнительный материал для будущих исследований. Вот, например, листы коки, которые человек вез из Колумбии в пакетиках, похожих на чайные. Сувенир, так сказать. Учитывая, что вез он таких пакетиков 10 кг, а мы написали заключение об истинном содержании «пакетиков с чаем», он сел за контрабанду наркотиков на хороший срок.

Я вертела в руках пакет с невзрачными таблетками сероватого цвета, а мне уже рассказывали про них историю. Кругляши оказались сильнодействующими «колесами» из метаквалона. В Подмосковье группа товарищей в одном из ангаров «наварила» таких таблеток аж 9 тонн и собиралась распространить их по России, Северной и Южной Африке, Англии и другим странам. Лавочку прикрыли, а главный злодей 21 год будет видеть небо в клеточку. К слову, по этому делу было назначено 78 экспертиз (из них более 70 касались наркотиков), которые проводили эксперты ЭКЦ МВД.

- Что это за веселенькой расцветки капсулы и таблетки?
Листы коки, замаскированные под чай


- Продавались они под видом тайских таблеток для похудения, а на самом деле - это психотропные амфетаминовые препараты, близкие по действию к экстази. Женщины принимают такие таблетки и реально худеют, потому что ни спать, ни есть не хотят, но при этом их организм все время находится в тонусе. К тому же в препарат добавляют слабительные и даже яйца глистов, пожирающих все, что проглотила барышня. В общем, она думает, что эффективно худеет, а на самом деле сидит на наркоте и кормит глистов.

Потом нам показали, как выглядят курительные смеси - «спайсы» - головная боль борцов с наркотиками. «Спайсы» - это, по сути, синтетические каннабиноиды. Раньше их напыляли на любую безобидную траву и продавали под видом курительного или нюхательного табака. В последнее время обнаглевшие наркоторговцы даже с такой процедурой не заморачиваются: запускают в открытую продажу саму синтетику под видом соли для ванн, пестицидов и прочих удобрений. Покупателей у «спайсов» хватает, но любителей «водных» процедур и агрономов среди них нет, уж поверьте.
Тайские таблетки бывают разными, но суть одна - наркотическая


ШОКОЛАД С ЗОЛОТОЙ НАЧИНКОЙ

В соседней лаборатории у главного эксперта Михаила тоже есть коллекция. Но это коллекция эталонов и совсем иного свойства, чем у его коллег из «наркотической» лаборатории. Не станем описывать каждый экспонат коллекции. Заметим лишь, что одна из золотых пластинок - 900-й пробы. Кто не понял, масса золота в пластинке составляет 90%, а не 58%, как у классических украшений из рядового ювелирного магазина.

Михаилу вообще часто приходится иметь дело с «рыжьем». Как-то на экспертизу ему принесли шоколадку «Аленка». Казалось бы, при чем тут золото?

- Беру плитку в руки, а она граммов на 900 тянет, - вспоминает эксперт. - Не только мне, но и таможенникам в аэропорту показался странным вес этой шоколадки, вот нам ее и привезли. Мы «распробовали» объект на нашем энергодисперсионном рентгено-флуоресцентном спектрометре, и экспресс-анализ показал, что шоколадка с драгоценной начинкой. Кто-то придумал измельчить золото почти в пыль, перемешать ее с растопленным шоколадом и из этой массы сформировать плитку шоколада. Бывает, оперативники изымают у торгующих в поездах граждан якобы золотые изделия, а они на самом деле не что иное, как начищенный свинец.

Тут меня вдруг начали раздирать сомнения. Купила на днях в неприметном магазине кольцо серебряное - без бирки, без пробы. На слово поверила продавцу, что оно из серебра. «А вдруг обманул», - думаю. Предложила эксперту развеять или подтвердить свои опасения. Михаил любезно согласился провести экспертизу украшения. Просветили мы его рентгеновским лучом, и от сердца отлегло - по ярким графикам на мониторе компьютера даже я поняла: зря на продавца напраслину возводила - кольцо оказалось даже не 925-й, а 950-й пробы.

Все эти спектральные чудеса с металлами и не только с ними в лаборатории пока проделывает аппарат английского производства. Скоро его заменят на наш - более продвинутый. Он работает не на жидком азоте, как модель с туманного Альбиона, а по принципу электроохлаждения, что куда безопаснее и надежнее, чем азотный вариант.

...Напутствуя нас перед необычной экскурсией по своему отделу, Вячеслав Михайлович Дротьев (это его подлинная фамилия, рассекретить полковника нам разрешили) не без гордости заметил: «В расследовании серьезных преступлений работа экспертов-криминалистов важна не менее, чем анализ версий и оперативные мероприятия. Ведь без «скучной» лабораторной работы не было бы раскрыто ни одно тяжкое преступление. Криминалистическая служба ЭКЦ МВД, участвующая в расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, во все времена первой получала самое современное оборудование и сегодня вооружена по последнему слову техники. Но... Любое супероборудование бесполезно, если не будет специалистов, которые смогут на нем работать. У нас эксперты самые лучшие. Сами видели. И так было всегда».

Надеемся, так и будет.

Елена Хакимова, фото Татьяны Павловой


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ