Люди после 45, а тем более после 50 становятся все менее востребованы обществом и все чаще незаслуженно подпадают под категорию “пожилых сотрудников”. Они первые кандидаты на увольнение и последние при приеме на работу.
МОИ ГОДА - МОЕ НЕСЧАСТЬЕ
Не так давно социологи провели исследование. Его результаты обескураживают. Почти 60% респондентов признались, что при приеме на работу сталкивались с возрастной дискриминацией. Выяснилось также, что большинство безработных старше 45 лет вынуждены перебиваться случайными заработками без договора с работодателем, соцпакета и прочих благ цивилизованного труда.
Ольга К., работавшая в банке и получавшая весьма неплохую зарплату как секретарь, в 55 лет попала под сокращение штатов и осталась не у дел. После нескольких лет поисков новой работы женщина, съевшая собаку в делопроизводстве и знающая два иностранных языка, с трудом нашла место школьной секретарши. Еще пример? 67-летний мужчина, всю жизнь проработавший в сфере дорожного строительства, последние 5 лет ищет работу по специальности, но неизменно получает от ворот поворот. Его рабочее место занимают мигранты, согласные работать за копейки, а ему, опытному работнику, здоровому как бык и готовому вкалывать наравне с молодыми, отказывают в устройстве на работу. Сиди, мол, дед, на печи. Хотя физически легкую работу геодезиста он вполне потянул бы. Другая моя знакомая 22 года трудилась инженером на одном из пищевых предприятий Татарстана, а когда ее мужа-нефтяника перевели на работу в Москву, не смогла найти применения знаниям и опыту, полученным за время многолетней работы на производстве. “Когда я приходила устраиваться на какое-то предприятие и на вопрос о возрасте отвечала, что мне 48, со мной вежливо прощались, обещая перезвонить”. Сейчас мать двоих детей вынуждена “работать” домохозяйкой.
- При нашем дефиците квалифицированных специалистов на рынке труда многие компании устанавливают ограничения по возрасту для своих соискателей и лишают себя возможности работать с опытными и эмоционально зрелыми людьми, - с грустью прокомментировала все эти “истории из жизни” представитель одного из столичных агентств по трудоустройству. - Дата рождения в анкете претендента на вакантную должность стала едва ли не самым важным пунктом его характеристики.
Известен единственный в России случай, когда мужчина в суде доказал факт дискриминации по возрасту при приеме на работу. Этим героем стал 59-летний житель Воронежской области Юрий Ступко. В мае 2006-го он пришел устраиваться на должность главбуха в одну из фирм города. Каково же было его удивление, когда ему вынесли письменный вердикт: “Не подходит по возрастной категории”. Ступко пошел в суд, выиграл дело и за свои страдания получил от своего несостоявшегося работодателя 290 тысяч рублей.
В массовом сознании людей закрепилось представление о том, что молодой человек может не выполнить работу в силу самых различных обстоятельств, а пожилой - только по одной причине: он стал старым и больше не справляется.
- У нас сокращения происходят довольно часто, - рассказал “Миру новостей” начальник отдела московской страховой компании, пожелавший не называть своего имени. - Мое руководство неофициально требует сокращать в первую очередь пенсионеров и тех, кому уже стукнул полтинник. Но в моем отделе самые надежные работники - пожилые. Приходится отстаивать их перед руководством, иначе работать будет некому. В прошлом году от меня “ушли” пожилую женщину, так сейчас ее работу четверо выполняют и не справляются.
Масштабы дискриминации по возрасту распространяются сегодня и на людей среднего возраста, которых порой необоснованно причисляют к пожилым гражданам. 45-50 лет - рубеж, с которого начинается “выбраковывание” работников. Но чтобы стать специалистом высокого класса, даже самого престижного образования недостаточно. Почему же нигилизм по отношению к опыту людей в сфере профессионально-деловых отношений распространяется все активнее и порой становится официальной кадровой политикой многих предприятий?
Причина кроется, как правило, в распространенном мнении о том, будто специалисты в возрасте хорошо разбираются только в старых технологиях, на которые давно нет спроса. Компании опасаются принимать на работу людей старше 45 лет еще и потому, что выросшие в советские времена сотрудники якобы унаследовали неторопливый и расслабленный стиль работы. Современные работодатели уверены, что пожилые работники тяжело обучаются и не могут приспособиться к новым технологиям. Иногда работодатель принимает решение об ограничении верхнего возрастного порога на основе абстрактных бытовых рассуждений о том, что с возрастом у человека портится характер, что он начинает пытаться учить всех жизни, становится ворчливым и раздражительным.
Молодые руководители 25-32 лет вообще занимают жесткую позицию по отношению к пожилым людям. Они, как показали соцопросы, опасаются, что люди старше их по возрасту, обладая бoльшим опытом, могут выйти из-под контроля, начнут демонстрировать неуважение и подрывать авторитет молодого начальника. Все эти комплексы молодые руководители скрывают банальной формулировкой вроде “такой сотрудник будет служить тормозом любых инноваций в компании”. В ход идут и другие аргументы: пожилые сотрудники физически слабы, невыносливы, не соответствуют современному напряженному ритму жизни и работы.
Впрочем, к возрасту не всегда относятся негативно. Социологи обнаружили следующую закономерность: безработица среди возрастной категории россиян затронула специалистов и служащих, но никак не тех, кто занят на тяжелых физических работах, во вредных производствах или чья работа связана с ручным неквалифицированным трудом. Там, где самый низкий уровень зарплаты, тяжелые и вредные условия труда, почему-то на возраст не смотрят.
Возможно, нам пора ввести реально работающий закон, аналогичный тому, что был принят несколько лет назад в Англии. Там каждый работодатель, обидевший сотрудника или претендента на вакантную должность по возрастному критерию, отвечает за свои слова в трудовом трибунале. Если факт возрастной дискриминации будет доказан, работодатель платит штраф. С некоторых пор подобные суды стали для английских нанимателей “ночным кошмаром” - более половины всех исков, попадающих в трудовые трибуналы, связаны именно с возрастной дискриминацией. А еще можно по опыту США создать комиссию по соблюдению равноправия при трудоустройстве. В нее смогут обращаться все, кому просто намекнули на солидный возраст при приеме на работу или просто поинтересовались на собеседовании датой рождения. Тех, кто намекнул, также ждет серьезное разбирательство.
...В благополучных странах Западной Европы людям за годы работы удается накопить достаточно средств, чтобы, выйдя на пенсию, путешествовать и заниматься хобби. Россиянам-пенсионерам в этом плане похвастаться нечем. Разве что необходимостью снова работать, чтобы не протянуть ноги на нищенское пособие по старости. Если мы называем Россию демократической страной, мы не должны воспринимать возраст как необратимое вытеснение человека на периферию жизни и его постепенный выход из государственного “употребления”.