Эти люди всегда остаются за кадром. Но именно от реквизиторов зависит атмосфера кадра, правдоподобие, которое либо будет подкупать зрителя, либо вызовет в нем ощущение чего-то фальшивого. Воспоминаниями об особо интересных съемках, а также некоторыми секретами мастерства с нами поделилась главный реквизитор Останкинского телецентра Эрика Гудлах.
- У вас такое колоссальное хранилище... Но, должно быть, нужны немалые знания, чтобы подсказать режиссеру, что с чем еще и сочеталось в определенную эпоху?
- Безусловно. Очень часто звонят по телефону и просят: “Проконсультируйте, а как бы это могло быть?” Пришли как-то создатели одной телепрограммы снимать сюжет про Серебряный век, про общество “Мир искусства”. Говорят: мы хотим, чтобы у нас были ананас, чашка кофе, шампанское. И их потрясло совершенно, когда мы спросили: “А вы предполагаете к ананасу нож с тарелкой?” Они не поняли: “Зачем?” Для них это был такой культурный шок – что ананасы, оказывается, едят вилкой и ножом, а не руками. И мы учили их заворачивать бутылку шампанского, ставить в ведро со льдом, объясняли, зачем это нужно. Мы им рассказали, что если это начало века, модерн, декаданс, то изысканные дамы должны курить через мундштук. При этом женщина носила с собой спички и презирала, когда ей давали прикурить. Она должна была это делать самостоятельно - в моду вошли эмансипе. Помню, мы снимали такой цикл “Детективы”, где Любовь Полищук играла Мату Хари, исполнительницу экзотических танцев, куртизанку и одну из самых известных шпионок Первой мировой войны. Она была в черном парике. И вот специально для нее мы тогда делали мундштук. Он ей так понравился, что мы в итоге ей его подарили... Мы работали с огромным количеством знаменитейших актеров...
- Кто особенно запомнился?
- Трудно выделить какого-то одного. Потрясающее впечатление на всех производил Плятт. Заходя в любое актерское помещение, он потирал руки и говорил: “Давайте посплетничаем! Очень люблю сплетничать!” Когда все как-то конфузились, он уходил, с притворной обидой говоря: “Ну, какие вы неинтересные!”
- Бывает ли, что режиссер и реквизитор не соглашаются на предмет оправданности тех или иных затрат?
- Когда снимали цикл “Великие династии России”, мы делали стол. Ну что должно быть на столе у князьев и графов? Мы стали выпендриваться: “Должны быть осетр, икра, расстегайчики”. Режиссер все это выслушал, покивал головой и говорит: “Значит, так! Будет вареная колбаса, вареная картошка, и, может быть, мы купим куриные ножки. Обойдешься!” Хорошо, что хоть ночью снимали. В блюда мы вынуждены были напихать газеты, сверху ставить картошку в разных видах и делать вид, что всего этого очень много, просто изобилие различных блюд. Но когда мы посмотрели в камеру, увидели, что стол у нас уставлен - полный отпад! Нужно было снять дворец, где много золота. Съемка была ночью. Мы набрали огромное количество бронзовых деталей от люстры. Взяли спрей и закрасили. Получились огромные золотые подвески. Выглядело это потрясающе! Но режиссер сказал, что мало. Мы нашли магазин “Цветоводство”, гравий для горшков тоже закрасили золотым спреем, получились слитки золота.
- Не растащили потом все это?
- Ну естественно... Или вот пример со съемок такого известного фильма, как “Свадьба в Малиновке”. Был накрыт стол. Много реквизита и колоссальное количество массовки. И вот когда дошли до второго дубля, выяснилось, что на столе ничего уже нет - гости все съели. А это были времена, когда не очень много себе мы позволить могли, бюджет фильма страдал. Режиссер потребовал накрыть второй раз стол, такой же. А сам взял бензин и все это сверху полил. Говорит: “А теперь ешьте”. Но дубль опять не получился... Потому что массовка на этот раз не ела.
-Почему-то! (Общий смех.)
- Да. Ведь по сценарию-то гости пируют, активно трапезничают. Таких моментов очень много. Или иногда накрытый стол снимают трое суток. Трогать посуду нельзя, как в криминалистике, - потому что в точности все должно стоять так же, как уже заснято на пленку. Потом наконец говорят: “Снято!” Вздохнешь с облегчением, начинаешь убирать стол, потом подбегает кто-то из операторов и огорошивает: “А у нас брак получился”. И ты должен накрыть этот стол обратно. Все в точности, с таким же творческим бардаком, как и было, но все детальки должны оказаться вновь на своих местах. И вот это уже настоящее искусство!
- Неужели вы всегда знаете, что и как должно быть в интерьере, на столе, в одежде?
- Конечно, нет! (Смеется.) Вот был один фильм. И нужно было понять: как сидит царица турецкая, находясь в Москве с государственной миссией? Этого никто не знал. Позвонили сценаристу в полной панике в три часа ночи с этим вопросом. Толком не проснувшись, он рявкнул: “Она царица, как хочет, так и сидит!” Мы вышли из положения так: сделали ей что-то типа трона, сказали “садись потурецки” и накрыли, чтобы не было точно понятно, в каком положении ноги. Чтобы возможность для фантазии оставалась.
- Некоторые муляжи так искусно сделаны, что немудрено перепутать, где настоящее, а где нет. Случались подобные казусы?
- Снимали передачу в “Останкино”. И первый раз на стол были поставлены искусственные фрукты. Для красоты. И какой-то несчастный негр решил откусить яблоко. Ну и откусил! Вместе с зубами. Был скандал.