16 мая 2013 в 06:09

Как из картошки сделать осетра

Как из картошки сделать осетра

Эти люди всегда остаются за кадром. Но именно от реквизиторов зависит атмосфера кадра, правдоподобие, которое либо будет подкупать зрителя, либо вызовет в нем ощущение чего-то фальшивого. Воспоминаниями об особо интересных съемках, а также некоторыми секретами мастерства с нами поделилась главный реквизитор Останкинского телецентра Эрика Гудлах.

- У вас такое колоссальное хранилище... Но, должно быть, нужны немалые знания, чтобы подсказать режиссеру, что с чем еще и сочеталось в определенную эпоху?

- Безусловно. Очень часто звонят по телефону и просят: “Проконсультируйте, а как бы это могло быть?” Пришли как-то создатели одной телепрограммы снимать сюжет про Серебряный век, про общество “Мир искусства”. Говорят: мы хотим, чтобы у нас были ананас, чашка кофе, шампанское. И их потрясло совершенно, когда мы спросили: “А вы предполагаете к ананасу нож с тарелкой?” Они не поняли: “Зачем?” Для них это был такой культурный шок – что ананасы, оказывается, едят вилкой и ножом, а не руками. И мы учили их заворачивать бутылку шампанского, ставить в ведро со льдом, объясняли, зачем это нужно. Мы им рассказали, что если это начало века, модерн, декаданс, то изысканные дамы должны курить через мундштук. При этом женщина носила с собой спички и презирала, когда ей давали прикурить. Она должна была это делать самостоятельно - в моду вошли эмансипе. Помню, мы снимали такой цикл “Детективы”, где Любовь Полищук играла Мату Хари, исполнительницу экзотических танцев, куртизанку и одну из самых известных шпионок Первой мировой войны. Она была в черном парике. И вот специально для нее мы тогда делали мундштук. Он ей так понравился, что мы в итоге ей его подарили... Мы работали с огромным количеством знаменитейших актеров...

- Кто особенно запомнился?

- Трудно выделить какого-то одного. Потрясающее впечатление на всех производил Плятт. Заходя в любое актерское помещение, он потирал руки и говорил: “Давайте посплетничаем! Очень люблю сплетничать!” Когда все как-то конфузились, он уходил, с притворной обидой говоря: “Ну, какие вы неинтересные!”

- Бывает ли, что режиссер и реквизитор не соглашаются на предмет оправданности тех или иных затрат?

- Когда снимали цикл “Великие династии России”, мы делали стол. Ну что должно быть на столе у князьев и графов? Мы стали выпендриваться: “Должны быть осетр, икра, расстегайчики”. Режиссер все это выслушал, покивал головой и говорит: “Значит, так! Будет вареная колбаса, вареная картошка, и, может быть, мы купим куриные ножки. Обойдешься!” Хорошо, что хоть ночью снимали. В блюда мы вынуждены были напихать газеты, сверху ставить картошку в разных видах и делать вид, что всего этого очень много, просто изобилие различных блюд. Но когда мы посмотрели в камеру, увидели, что стол у нас уставлен - полный отпад! Нужно было снять дворец, где много золота. Съемка была ночью. Мы набрали огромное количество бронзовых деталей от люстры. Взяли спрей и закрасили. Получились огромные золотые подвески. Выглядело это потрясающе! Но режиссер сказал, что мало. Мы нашли магазин “Цветоводство”, гравий для горшков тоже закрасили золотым спреем, получились слитки золота.

- Не растащили потом все это?

- Ну естественно... Или вот пример со съемок такого известного фильма, как “Свадьба в Малиновке”. Был накрыт стол. Много реквизита и колоссальное количество массовки. И вот когда дошли до второго дубля, выяснилось, что на столе ничего уже нет - гости все съели. А это были времена, когда не очень много себе мы позволить могли, бюджет фильма страдал. Режиссер потребовал накрыть второй раз стол, такой же. А сам взял бензин и все это сверху полил. Говорит: “А теперь ешьте”. Но дубль опять не получился... Потому что массовка на этот раз не ела.

-Почему-то! (Общий смех.)

- Да. Ведь по сценарию-то гости пируют, активно трапезничают. Таких моментов очень много. Или иногда накрытый стол снимают трое суток. Трогать посуду нельзя, как в криминалистике, - потому что в точности все должно стоять так же, как уже заснято на пленку. Потом наконец говорят: “Снято!” Вздохнешь с облегчением, начинаешь убирать стол, потом подбегает кто-то из операторов и огорошивает: “А у нас брак получился”. И ты должен накрыть этот стол обратно. Все в точности, с таким же творческим бардаком, как и было, но все детальки должны оказаться вновь на своих местах. И вот это уже настоящее искусство!

- Неужели вы всегда знаете, что и как должно быть в интерьере, на столе, в одежде?

- Конечно, нет! (Смеется.) Вот был один фильм. И нужно было понять: как сидит царица турецкая, находясь в Москве с государственной миссией? Этого никто не знал. Позвонили сценаристу в полной панике в три часа ночи с этим вопросом. Толком не проснувшись, он рявкнул: “Она царица, как хочет, так и сидит!” Мы вышли из положения так: сделали ей что-то типа трона, сказали “садись потурецки” и накрыли, чтобы не было точно понятно, в каком положении ноги. Чтобы возможность для фантазии оставалась.

- Некоторые муляжи так искусно сделаны, что немудрено перепутать, где настоящее, а где нет. Случались подобные казусы?

- Снимали передачу в “Останкино”. И первый раз на стол были поставлены искусственные фрукты. Для красоты. И какой-то несчастный негр решил откусить яблоко. Ну и откусил! Вместе с зубами. Был скандал.

Евгений Незваный,
фото Т. Павловой


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ