16 мая 2013 в 06:09

Почему в России разбиваются самолеты

Почему в России разбиваются самолеты

Современный самолет на современный аэродром можно безопасно посадить в абсолютно любых погодных условиях при видимости «ноль». Так почему же в России, именно в России, а не в Европе, где туман в Альпах не меньше нашего, каждый год разбиваются самолеты?

СТАКАН ВОДКИ

Скажите мне только одно: зачем в России вообще расследуют авиакатастрофы? Ну зачем? Не надо ходить к гадалке, чтобы предсказать результат такого расследования: человеческий фактор.

Вот и в этот раз во всем обвинили пилотов. Некоторые эксперты сообщили и вовсе жуткую вещь: якобы штурман перед полетом выпил стакан водки на голодный желудок.

Один следователь по уголовным делам как-то объяснял мне: если имеется труп, то надо срочно найти второй труп, чтобы на этот второй труп повесить первый. Кто виноват? Покойник. Дело закрыто. Всем спасибо, все свободны.

На днях пилоты России обратились к представителям СМИ с просьбой прекратить «весь этот беспредел».

Вот что сказал в интервью «Миру новостей» командир корабля, пилот 1-го класса, отличник «Аэрофлота» Андрей Литвинов:

- Мы просим только об одном - не надо марать грязью наших товарищей. Чем обвинять пилотов, пускай чиновники расскажут лучше о том, в каком состоянии находятся в России аэродромы.

АВИАТОРЫ ШУТЯТ
Пилот-шутник приближается ночью к небольшому провинциальному аэропорту:
- Башня, угадайте, кто я?
Начальник смены протягивает руку к панели управления освещением полосы и вырубает все посадочные огни.
- Сначала ты угадай, где мы?







- А в каком они находятся состоянии?

- В отвратительном! Хорошие аэродромы только в Москве - Шереметьево, Домодедово, Внуково. Но Россия - не только Москва! В регионах аэродромы времен царя гороха. Спасибо за них нашим дедам. Даже не отцам - дедам! Полосы, рулежки, светооборудование, перроны - все в таком состоянии, что невозможно нормально работать.

Представьте себе разбитый «жигуленок», который несется по раздолбанной дороге со скоростью 150 км/ч. Одну рытвину проскочил, вторую проскочил, на третьей - бах! - перевернулся, улетел в кювет. «Жигуленок» всмятку, все погибли. Приезжает ГИБДД и говорит: «Ай-ай-ай! Человеческий фактор!» Только у самолета, в отличие от «жигуленка», минимальная скорость на посадке 270 - 300 км/ч. Летчику, который сел на российский аэродром, надо сразу давать звезду Героя.

Помните катастрофу в Иркутске? После нее было решено вынести аэродром за пределы города, убрать гаражи. И где теперь аэродром? Он и ныне там! И гаражи как стояли, так и стоят! Посадочная полоса в Иркутске - как стиральная доска. Подбрасывает так, что аж пломбы из зубов вылетают. Все пилоты знают: полетал две недели в Иркутск, на третью неделю можешь смело записываться к зубному. Одна катастрофа уже была, и вторая будет. А властям без разницы. Денег нет. Но на Олимпиаду нашли же деньги! Если у вас в доме крыша течет, пол прогнил, а стены вот-вот обвалятся, будете вы строить во дворе шикарный бассейн? Надо крышу у себя дома починить вначале, а потом бассейны строить.

Я летаю в Пермь, Краснодар, Иркутск - везде одно и то же. Если нет денег на дорогое навигационное и световое оборудование, так хотя бы полосу заасфальтируйте! Ну ведь так же нельзя! Я же людей вожу, у меня же душа болит!

В Омск прилетаю и останавливаюсь - не могу рулить по рулежке! Потому что она вся раздолбанная, рулежка. Камни от нее отлетают - и в двигатель. А у меня «боинг», у него двигатель внизу. «Тушкам» легче - у них вверху двигатель. Зарубежные самолеты к таким условиям не приспособлены. А наших современных нет. «Суперджет» рожали пять лет.

Вот и стоим в Омске, ждем, пока нас на буксире к месту стоянки отволокут.

- То есть в Петрозаводске посадить самолет в таких погодных условиях и на такой аэродром было невозможно?

- Все возможно. Дайте бухгалтеру счеты и попросите его извлечь квадратный корень из шестизначного числа. Только потом не обвиняйте его в том, что он ошибся. К примеру, я летаю в Дубай. Там тоже видимость часто бывает плохая - песчаные бури. Поэтому у них аэродром оборудован бегущими огнями. Даже при нулевой видимости за километр видно эти бегущие огни. У нас в России таких бегущих огней нет ни на одном аэродроме. Есть огни высокой интенсивности. Но и они только в самых крупных аэропортах - Шереметьево, Домодедово, Внуково. В Геленджике и Анапе недавно сделали - наверное, к Олимпиаде.

- Пилот может посадить самолет в полной темноте, по приборам?

- Самолет может сесть сам, пилоту останется только срулить с полосы. Но для этого нужно иметь три условия: чтобы самолет был оборудован системой автоматического захода на посадку, аэродром был оборудован по наивысшей, 3-й категории и чтобы пилот имел допуск. Моя квалификация позволяет садиться на автоматическом режиме, «боинг» оборудован, но я все равно везде захожу вручную. Потому что почти нет в России современных аэродромов.

Из тех аэродромов, куда я летаю, заходить в автоматическом режиме можно только в Шереметьево. И то у них эта система то работает, то не работает. Говорят, реконструкция.

АВИАТОРЫ ШУТЯТ
Летит самолет, почти садится, а шасси не выпускаются.
Стюардесса готовит народ к посадке:
- Дорогие господа, у нас небольшая неполадка! Просуньте руку в карман на кресле впереди, найдите в нем отвертку, выверните под своим креслом четыре болтика, уберите кресло, просуньте ноги в люк... А теперь дружненько бежим, бежим по полосе!








- Хорошо. В Петрозаводске аэродром старый, освещение слабое. Но зачем же тогда пилот стал заходить на посадку в таких условиях?

- Согласно официальным данным, видимость была 2 тыс. метров. Сложное это понятие - видимость. Туман чаще всего бывает рваный. Заходишь - видимости нет, через пять секунд - видимость есть. Или наоборот. Если бы аэродром был оснащен не дедушкиным оборудованием, а современным, они бы посадочную полосу с дорогой не перепутали.

- Когда пилот отказывается садиться и уходит на другой аэродром, ему полагаются какие-то санкции?

- Наоборот, нам говорят: если не уверены, не садитесь. Но ведь у нас за спиной - сотня пассажиров, и все хотят домой, а не на другой аэродром...

БОЛЬШИЕ МИЛЛИАРДЫ

Мы попросили Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация» прокомментировать ситуацию с состоянием российских аэродромов. Однако внятного ответа получить так и не удалось. Вот что сказал один из чиновников этого ведомства:

- Правда ли, что российские аэродромы находятся в плохом состоянии?

- Если бы они были в аварийном состоянии, их бы закрыли. Раз не закрывают, значит, в хорошем. В этом году на модернизацию аэродромов был выделен из федерального бюджета 41 млрд 900 млн рублей! Это и новые приборы, и ремонт асфальтового покрытия.

- Сколько аэродромов оборудовано системой интенсивного освещения?

- В России 332 аэродрома с асфальтовым покрытием, из них больше полусотни оборудованы. Есть еще региональные аэродромы без асфальтового покрытия, просто грунтовка. И в этом нет ничего криминального - всю жизнь небольшие самолеты на такие аэродромы садились.

- Пилоты жалуются, что камни в двигатель залетают и поэтому их тащат на буксире...

- Да вы что! Кто вам сказал? Такого не бывает! Если от полосы отлетают камни, то самолетам с двигателем внизу просто запрещают на ней садиться. Есть определенные типы судов, которым разрешена посадка на тот или иной аэродром.

- То есть на буксире в России никого не тащат?

- Конечно, нет.

- Я много летала по России. Часто после приземления стюардесса говорит: «Пассажиры, оставайтесь на местах! Сейчас нас отбуксируют к месту стоянки». То есть и стюардессы тоже врут?

После этого мой собеседник на минуту задумывается:

- Ну так это не в камнях дело! Просто рулежка самолета по полосе стоит дорого - самолет во время рулежки много топлива жрет. Вот они и не рулят. Вместо этого заказывают буксир - есть в аэропортах такая специальная услуга. Это каждая авиакомпания сама выбирает, что ей выгоднее - самостоятельная рулежка или буксир. Я и в Германии такое видел - цепляют самолет за переднюю стойку и тащат.

- Кто оплачивает содержание и ремонт аэродрома?

- Взлетно-посадочные полосы, метеорологическое оборудование - это все никакого отношения к аэровокзалу не имеет и находится на балансе государства. От стоимости билетов на все эти нужды идет всего 1%. Построить один современный аэродром, включая новейшее оборудование, стоит 3-6 млрд рублей. Вот и считайте! Окупаемость аэродрома на сегодняшний день - 100 лет! А если вы его каждые 10 лет будете ремонтировать и оснащать еще более современным оборудованием, то он у вас вообще никогда не окупится.

- Вы сказали, что выделено почти 42 млрд. На что конкретно пойдут эти деньги?

- Откуда я знаю, куда они пойдут? Это надо у специалиста спрашивать, а он на обеде.

За пять дней, пока готовился материал, специалист с обеда так и не вернулся.

АВИАТОРЫ ШУТЯТ
- Сколько вам понадобилось, чтобы научиться управлять самолетом?
- Семь.
- Месяцев, что ли?
- Hет, самолетов.







По словам пилотов, деньги идут в первую очередь на реконструкцию аэродромов «олимпийского» направления - это Сочи, Анапа, Геленджик.

В Геленджике капитальная реконструкция была завершена в мае прошлого года - на реконструкцию одной только взлетно-посадочной полосы аэродрома Геленджик ушло почти 6 млрд рублей. Незадолго до этого реконструировали Сочи. Реконструкция аэродрома в Анапе должна завершиться в 2012 году - первый этап реконструкции аэродрома Анапы обошелся бюджету в миллиард рублей, планируется выделить еще 2 млрд.

Такая забота вполне понятна - именно в тех краях построили себе дачи наши политики, звезды и бизнесмены. Им надо летать в Сочи. Куда надо летать остальным - это мало кого интересует.

По сегодняшним оценкам, на Олимпиаду-2014 Россия планирует потратить 30 млрд долларов бюджетных денег, на чемпионат мира по футболу - 50 млрд долларов. Ранее на Олимпиаду в Сочи планировалось потратить всего лишь 6 млрд долларов, потом Минфин заявил о 524 млрд рублей, а Минрегионразвития - о 950 млрд рублей.

Этой суммы, 950 млрд рублей, хватило бы на то, чтобы закатать в бетон абсолютно ВСЕ российские аэродромы и построить на их месте новые, современные, с хорошими взлетно-посадочными полосами, световым и метеорологическим оборудованием.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

Неизвестно, сколько медалей возьмет Россия на зимней Олимпиаде в Сочи - по прогнозам экспертов, весьма немного. Зато по количеству авиакатастроф Россия уверенно вышла в чемпионки.

Гражданские самолеты разбиваются у нас как по расписанию - если не раз в год, то раз в два года обязательно. Сказать честно - в Советском Союзе самолеты падали тоже нередко.

Начиная с 60-х авиакатастрофы случались в СССР порой два-три раза в год. Самой большой по числу жертв до сих пор считается катастрофа в Омске 1984 года, когда самолет врезался на посадке в снегоуборочные машины: командир заметил на взлетно-посадочной полосе очертания каких-то предметов и, спросив у штурмана: «Что там на полосе?», получил ответ: «Да, отсвечивает что-то». Как оказалось, авиадиспетчер стартового диспетчерского пункта, работавший без замены вторую смену подряд, заснул на рабочем месте и не включил световое табло «ВПП занята». Погибли 178 человек.

Самая наиглупейшая авиакатастрофа произошла по вине российских летчиков в январе 1996 года в городе Киншасе республики Конго - самолет Ан-32 при разбеге выкатился за пределы ВПП на городской рынок, примыкающий к аэродрому, и передавил 350 человек. Около 470 человек были ранены.

Разъяренная толпа хотела разорвать экипаж, состоящий из четырех россиян и одного украинца, однако пилотов спасла вовремя подоспевшая полиция. Командира корабля и пилота приговорили к двум годам тюрьмы.

В XXI веке количество авиационных катастроф во всем мире резко упало - современные самолеты конструируются так, что не могут самопроизвольно завалиться в штопор. Появились приборы, которые позволяют сажать самолет в таких погодных условиях, в которых раньше посадка была просто невозможна. Для этого аэродром должен быть оборудован по высшей категории ICAO, дающей пилоту право идти на посадку при видимости «ноль метров». В России таких аэродромов - по пальцам пересчитать. Большинство же аэродромов требуют горизонтальную видимость 600-1000 метров.

ИЗ РАПОРТА КУРСАНТА-ЛЕТЧИКА:
Самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, проломил забор, врезался в дерево, после чего потерял управление.





Поэтому на сегодня Россия - одна из немногих стран мира, где авиакатастрофы происходят с пугающей регулярностью. К примеру, в 2006 году - четыре крупные авиакатастрофы, из них две - в России: Иркутске и Сочи. И там, и там, по официальной версии, «неправильные действия экипажа».

В 2008 году - во всем мире три крупные авиакатастрофы, из них одна в России - в Перми. Причинами катастрофы явились «отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам». По результатам судебно-медицинской экспертизы установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира воздушного судна.

Уголовное дело было прекращено «в связи со смертью подозреваемого»

В 2010-м - в мире шесть крупных авиакатастроф, одна из них - скандальная, под Смоленском.

Официальная версия - плохие погодные условия, туман и человеческий фактор.

Сергей Веревкин, работавший в 80-е годы заместителем начальника аэропорта Внуково по аэродромному обеспечению, удивился ходу расследования: «Сразу бросается в глаза в комментариях официальных лиц навязчивая попытка переложить вину в катастрофе полностью на экипаж президентского борта и полностью отвести какие-либо обвинения от аэродрома Смоленска. О наземном посадочном оборудовании аэродрома почему-то никем из комментирующих официальных лиц не было упомянуто ни слова. Пилот садился при видимости 300 метров.

Для того чтобы разрешить ему при такой видимости заход на посадку, аэродром должен был быть оборудован по 2-й категории ICAO - иметь в покрытии взлетно-посадочной полосы и РД углубленные огни повышенной светосилы, оборудованные узлы системы посадки, курсовые и глиссадные радиомаяки, огни подхода и огни ВПП и РД, тройную систему независимого электропитания и так далее. Как минимум половины из всего этого на аэродроме не было».

Нынешний, 2011 год с самого начала не задался - 1 января в Сургуте после запуска двигателей один из них загорелся. Самолет сгорел полностью, три человека погибли, 39 - ранены.

В авиакатастрофе, произошедшей под Петрозаводском, винят авиакомпании - за плохие самолеты, пилотов - за плохую подготовку. Неподсудным всегда остается государство - за состояние аэродромов с бледными огнями и камешками, летящими в двигатели самолетов по всей стране.

Из-за устаревших навигационных систем и отсутствия подсветки у аэропорта Петрозаводска уже отзывали лицензию, прокуратура несколько лет подряд закрывала аэропорт, но он продолжал принимать самолеты, за что был оштафован на 40 тыс. рублей. И так до тех пор, пока в 2009-м на модернизацию из госбюджета не было выделено 180 млн рублей. На эти деньги наконец-то было установлено хоть какое-то оборудование из современного, а именно светосигнальное оборудование MALS, говоря по-другому - огни средней интенсивности. На огни высокой интенсивности денег в богатейшей нефтяной стране, как водится, не хватило...

«ИНСТРУКТОРА - И ТЕ РАЗБЕЖАЛИСЬ»

О сегодняшней подготовке пилотов мы поговорили с президентом фонда «Партнер Гражданской авиации», заслуженным пилотом СССР Олегом Смирновым - именно этот фонд организовал в 2007 году всероссийское совещание на тему: «Основные направления совершенствования подготовки летного и инженерно-технического персонала гражданской авиации Российской Федерации».

По итогам совещания было рекомендовано увеличить набор курсантов в учебные заведения в несколько раз.

- В итоге набор студентов был увеличен?

- Да, в этом году набор увеличен до 750 - до этого по всей стране набирали всего 300 будущих пилотов. Дошло до того, что авиакомпаниям приходится отказываться от уже заказанных «боингов» и «аэрбасов», так как нет пилотов - на каждый самолет надо пять экипажей. Самолет должен летать круглые сутки, иначе он не окупается.

Но и нынешнее увеличение количества мест не решение проблемы. В наших вузах учат летать на самолетах, которые летали в СССР 50 лет назад. А где эти самолеты? Сейчас 80% российского авиапарка - импорт. Через несколько лет дойдем до 100%. Когда-то наши самолеты были лучшими в мире, за 20 лет развалили весь авиапром.

Сегодня при покупке «боинга» или «аэрбаса» российская авиакомпания одновременно заключает договор о переобучении летчиков с отечественных судов на те же «боинги». Но сейчас и переучивать некого.

По требованиям Международной организации ICAO курсант за время обучения обязан налетать не менее 150 часов. У нас на такое количество часов нет ни самолетов, ни топлива - если учить по междунардным нормам, материальной базы хватит только на 20% студентов от 750, остальных выпустят с одним «теоретическим» дипломом, вообще без налета. И ни в одну авиакомпанию эти 80% не возьмут.

Когда набирали 300 человек ежегодно, на каждого приходилось по 60 часов налета. Сейчас эта цифра упала в 2,5 раза.

Инструктора - тоже острейшая проблема. Учить будущих пилотов сегодня некому. Какой пилот будет преподавать за копейки, если в любой авиакомпании ему предложат зарплату в 20 раз больше? Вот инструктора все и разбежались.

- Вы считаете, что приказ Медведева списать все Ту-134 - это правильное решение?

- Это один из лучших советских самолетов, их было выпущено более тысячи штук - плохой самолет не станут выпускать в таких количествах. Возраст 31 год - еще не предел для самолета, Ту-134 имеет ресурс 40 лет даже при самой интенсивной эксплуатации, да и списывают самолеты не по возрасту, а по их техническому состоянию. Конечно, морально Ту-134 уже устарел, в Европу его не пускают из-за шума, но для российских аэродромов этот самолет вполне подходит.

- Вы считаете вероятной версию о том, что пилот перепутал огни автотрассы с огнями взлетно-посадочной полосы?

- Нет, это ерунда. Здесь произошла так называемая пионерская ошибка - вы заметили, что все катастрофы на посадке происходят одинаково? Пилот не долетает несколько сотен метров до полосы. То же самое было под Смоленском - один в один. И там, и там - военный аэродром, оборудование старое. Заходя на посадку в условиях плохой видимости, пилот теряет взлетно-посадочную полосу, начинает взглядом ее искать, на какой-то момент упускает управление самолетом. А высота - всего 50 метров. Самолет не поезд, он на месте не стоит. Начинается самопроизвольный крен, самолет заваливается вбок и падает. Происходит это за долю секунды.

Аделаида Сигида
"Мир новостей"










P.S. Сразу после авиакатастрофы под Петрозаводском все центральные телеканалы заговорили о таинственном злоумышленнике с лазерной школьной указкой - якобы он пробирается на аэродромы, светит указкой в кабину пролетающего самолета, и тот ЧУТЬ не падает. Приглашенный эксперт-физик эту версию сразу отверг - луч света, по его словам, на большом расстоянии рассеивается, а потому никак не может ослепить пилота. Однако телеканалы не унимались - физика убрали с глаз долой, а вместо физика пригласили полицейских, которые, оказывается, уже напали на след злодея и выяснили, что тот передвигается по стране на мотоцикле.

Телезрители в панике. Как теперь лететь на самолете, когда злодей может подстеречь тебя в любом аэропорту, притаиться в кустах и стрельнуть пилоту лучиком от указки прямо в глаз? Заговорили даже о принятии закона, запрещающего указки, на высшем уровне.

Об аэродромах никто так и не вспомнил - кому какое дело до аэродромов, когда стране указка угрожает?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ