Новые стандарты медицинского образования делят докторов на два сорта. Участковые терапевты и педиатры теперь начинают учиться по сокращенной шестилетней программе. А потенциальным кардиологам, хирургам и прочим врачам-специалистам предлагается уделить учебе от 8 лет до 11, в зависимости от специальности. И вряд ли желающие жить до 30 лет на одну стипендию выстроятся в очередь.
Сейчас все доктора учатся семь или восемь лет. Шесть из них - мединститут, потом либо годовая интернатура, либо ординатура на два года. По некоторым, так называемым разветвленным, специальностям нужно пройти обе ступени, но это, скорее, исключение. Для многих врачей-специалистов достаточно одной ординатуры или одной интернатуры на выбор. По идее на руководящие должности вроде заведующего отделением без ординатуры не берут. Но в реальности это зависит от доброй воли больничного начальства.
Больше никакой разницы. И интерн, и ординатор занимается тем же самым, что и врач, только под приглядом старших коллег. Но считается при этом не доктором, а чем-то вроде студента, в штате лечебного учреждения не числится и зарплаты не получает. Неудивительно, что многие выпускники предпочитают побыстрее покончить с этим половинчатым статусом и выбирают для себя одногодичный вариант. Но с 2017 года такой возможности не останется, да и вообще в медицинском образовании наступают большие перемены.
СОКРАЩЕННЫЕ ТЕРАПЕВТЫ
Поворотный момент пришелся на эту осень, когда студентов-медиков начали учить по новым образовательным стандартам. Окончив институт, сегодняшние первокурсники получат право безо всякой дополнительной подготовки работать участковыми терапевтами или педиатрами. Для этого им ввели значительно больше практических занятий как на тренажерах, так и с живыми пациентами.
«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля, - рассказывает ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова профессор Петр Глыбочко. - В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов - на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».
Для студентов 3-го курса и старше программы еще только предстоит разработать. Третьекурсникам хотят добавить практические курсы по оказанию неотложной медицинской помощи. Для студентов 4-5-го курсов собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных клинических кафедрах терапии, хирургии, акушерства и гинекологии. Опять же без муляжей и тренажеров не обойдется. На 6-м курсе занятия на муляжах и тренажерах могут проходить уже в виде консультаций с преподавателями профильных кафедр.
«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача, - резюмирует ректор Первого меда. - Пусть это будет первичное звено здравоохранения - амбулаторно-поликлиническая сфера, - но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы».
Впрочем, так считают далеко не все преподаватели медицины. Муляжи и тренажеры - это все-таки не живые пациенты.
«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой, - опасается декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов. - Врачу для этого нужны определенные навыки».
И многие специалисты сомневаются, что навыков, полученных на студенческой скамье, хватит для работы в поликлинике. А вот знаний у выпускников после введения новых стандартов будет еще меньше, чем сейчас.
«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия, - объяснили «МН» в Минздравсоцразвития. - Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде».
В общем, раньше выпускник медфака был этаким «универсальным солдатом», способным при наличии справочника разобраться в большинстве патологий. Для Москвы это, конечно, неактуально, а вот где-нибудь в сельской районной больнице жизненно необходимо. Теперь официально сертифицированные участковые врачи будут иметь о многих болезнях чисто теоретическое представление.
«Очень плохо, что выпускники смогут лечить сразу после вуза, - считает президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов. - У наших врачей и так подготовка недостаточная».
ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ
Зато подготовка для врачей-специалистов теперь капитально усложнится.
«Тут будет другая идеология - компетентностный подход, - объясняют в Минздравсоцразвития. - Вот сейчас прошел человек ординатуру по хирургии и получил специальность «хирург». А это ведь огромный пласт. Можно всю жизнь в поликлинике гнойники вскрывать, а можно руки-ноги резать. И это совершенно разные вещи».
Вещи действительно разные. В общем, теперь врач будет получать не одну бумажку о том, что он хирург, а набор сертификатов на разные хирургические навыки. На каждую из них надо будет сдавать отдельно. Получать их можно будет постепенно, начиная со второго или третьего года ординатуры. Самые сложные - только на пятый год обучения.
«По новому закону обучение будет дифференцировано от 2 до 5 лет в зависимости от сложности специальности, - объясняет Петр Глыбочко. - К примеру, полноценного кардиохирурга сейчас невозможно подготовить в рамках общей двухгодичной ординатуры».
В принципе все это соответствует международному опыту.
«Во многих странах послевузовское образование для врачей должно быть не меньше пяти лет, поэтому сейчас мы нередко продляем ординатуру для наших иностранных студентов», - признается Виктор Фролов.
БЕСПЛАТНЫЙ ТРУД
С точки зрения качества образования, отмена интернатуры и удлинение ординатуры - это, безусловно, благо. Только где найти людей, готовых учиться до 25-30 лет? Пока бывшие одноклассники делают карьерные успехи, рожают детей, обустраивают дом и летают отдыхать в теплые страны, врачам-специалистам предлагается учиться, учиться и еще раз учиться.
«В какой-то мере это может и отпугнуть студентов, - считает декан медфака РУДН. - Конечно, если человек выбрал медицину, он должен быть готов к определенным жертвам: к долгой учебе и небольшой поначалу зарплате. Но на стипендию ординатора прожить нельзя».
Собственно, главное препятствие на пути к высокопрофессиональной медицине - это как раз нищенское существование на период учебы. Но у Минздравсоцразвития позиция по этому вопросу однозначная.
«Не надо делать ошибку - ординаторы не работают, они учатся, - уверены в министерстве. - Они делают все под наблюдением врача и самостоятельной ответственности не несут. А раз нет ответственности, то о какой зарплате может идти речь?»
У меня есть подруга эндокринолог Лена. Она как раз в прошлом году окончила ординатуру в одной из московских детских больниц. Ее я и попросил рассказать, как она на протяжении двух лет не работала.
«Да я сейчас на двух работах столько не работаю, сколько тогда в ординатуре, - возмутилась Лена. - У меня был полный рабочий день, и каждую неделю хотя бы одно дежурство по выходным. Мы делали все то же, что и врачи. Ходили консультировать детей в другие отделения, вели от 5 до 12 больных каждая, писали кучу бумажек, и если что-то в отделении шло не так, то обычно именно ординаторы оказывались крайними».
За всю эту работу, которая формально - учеба, Лене сначала платили 2,5 тысячи рублей в месяц, потом до 5 тысяч повысили, а затем почему-то снизили до 4 тысяч. В общем, ординаторы в больницах - это такая полубесплатная рабочая сила. Зато в Минздравсоцразвития уверяют, что добились существенного улучшения материального положения интернов и ординаторов. Ведь 26 октября специальным постановлением правительства РФ им установлена стипендия в размере 6367 рублей в месяц. То-то народ повалит. Но похоже, что сами чиновники в это не особо-то верят, скорее, на энтузиазм надеются.
Найдутся, конечно, желающие. В медицине всегда были люди самоотверженные, готовые на все ради своего дела. Но на одних энтузиастах систему здравоохранения не построишь. Ведь стране нужны не только Доктора с большой буквы, но и просто врачи-специалисты, всю жизнь вскрывающие гнойники в поликлинике. И этих вот малоамбициозных специалистов через 10 лет найти будет очень трудно.
«Те, кто сейчас шел в интернатуру, в ординатуру не пойдут, скорее, пойдут в поликлиники или вообще отвернутся от медицины, - считает Василий Власов. - Конечно, если бы власти платили ординаторам, ситуация была бы совсем другой».
А что, в Америке, например, вместо ординатуры резидентура. И резидент все время послевузовского образования получает зарплату - около 50 тысяч долларов в год. По меркам американских врачей - ерунда, но жить можно, и неплохо жить. Хотя Россия, конечно, не Америка.
Никита Аронов "Мир новостей"
КАК У НИХ?
В свое время наша система медицинского образования была во многом скопирована с немецкой. Впрочем, свой аналог интернатуры немцы ликвидировали с 2004 года.
Сейчас доктора в Германии учатся так. Шестой год обучения врача отводится на практику, так называемый Praktisches Jahr. Следующий этап - работа врачом-ассистентом. В это время недавний студент осваивает врачебную специальность. В зависимости от выбора специальности практика занимает от 4 до 6 лет. В общем, чем-то похоже на ту систему, которая вводится сейчас у нас. Одно существенное отличие - врачам-ассистентам платят зарплату. В среднем это - 3500 евро в месяц, больше средней зарплаты в Германии.