Потребительский рынок
4142 | 0

Одеколон «Таежный» победил «Шанель»

Одеколон «Таежный» победил «Шанель»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Статистика говорит, что в 2023 году в Россию ввезли больше иностранных духов и туалетной воды, чем в предыдущие годы.

При этом основную долю на рынке все-таки заняла отечественная парфюмерия. Значит ли это, что российский товар составил конкуренцию импорту?

С января по октябрь этого года импорт парфюмерии в Россию вырос на 47,5%. Почти 41% от всех душистых флаконов, которые можно увидеть на полках магазинов, привезен из-за границы. Остальные, то есть порядка 60%, сделаны в России. И это своего рода нонсенс. До введения санкций отечественная парфюмерия не была редкостью, но серьезно уступала импорту. Каждая женщина знала, что у французских духов нет конкурентов. Жизнь показала, что это не так: сегодня элитный парфюм покидает российские магазины. В высоком сегменте ассортимент сократился ровно на половину. Зато на место дорогих и раскрученных марок приходят товары среднего и низкого ценового сегмента. Вдруг оказалось, что недорогие товары тоже могут быть достойного качества. При этом за очень небольшие деньги.

- Сегодня средний чек на этом рынке - около 4 тысяч рублей, - заявил аналитик рынка Николай Старовой­тов. - До пандемии он составлял порядка 7,5 тысячи рублей. В 2020 году случился серьезный провал - продажи упали почти на 20 процентов, но теперь у людей опять появился интерес к парфюмерии и косметике. Количество покупок за январь - июнь 2023 года в России превысило показатели первого полугодия 2022 года на 14 процентов.

Вторым открытием нынешнего года оказалось то, что российская парфюмерия может вполне достойно конкурировать с европейской. Эксперты считают, что в ближайшее время она вытеснит импорт с рынка. Но для этого придется решить немало проблем.

- В отрасли парфюмерии актуальные проблемы такие же, как и везде: кадры, компетенции и финансы, - отметил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. - Но в условиях западных санкций к ним добавились и другие. К примеру, в России практически не производят эфирные масла подходящего для производства духов качества. Отдушки у нас почти на 100 процентов импортируются. А вот остальное сырье - спирт, стекло для флакона, картон и пластик для упаковки - уже отечественное.

Как ни странно, именно дешевизна российской продукции часто отпугивает покупателей - у нас принято считать, что хороший парфюм не может быть дешевым. Но так ли это? Аналитики приводят примерный расчет себестоимости товара. Если взять, для примера, флакон духов объемом 100 мл, то порядка 70 рублей уйдет на отдушку, около 10 - на спирт, еще более 110 рублей пойдут на изготовление флакона, этикетки, крышки. Плюс маркировка, упаковка, доставка, а еще зарплаты сотрудникам. В результате себестоимость флакона окажется в районе 400 рублей. Продавец накинет сверху расходы на транспортировку, маркетинг, рекламу. Так и определится итоговая цена, по которой парфюмерия будет продаваться.

- Все эти расходы в разы меньше, чем при ввозе импорта, тем более параллельного. Поэтому стоимость меньше, но это вовсе не говорит о невысоком качестве товара, - считает Николай Старовой­тов, подчеркивая, что покупателям пора отказываться от старых стереотипов.

Эксперты советуют вообще забыть про параллельный импорт. Мало того что это дорого, так еще и не очень качественно.

- Это открытые ворота для контрафакта, - утверждает предприниматель и инвестор Владимир Давиди. - Подделки планомерно наводняют рынок - парфюмерия, шампуни, кремы, зубные пасты. Вторая проблема касается срока годности: на волне параллельного импорта будет в большом количестве приходить просроченный товар от иностранных дистрибьюторов, для которого переклеят этикетки. На своей территории они его продать не смогут и, вместо того чтобы утилизировать, отправят в Россию.

Сообщения о непростом, но все-таки развитии российского рынка парфюмерии поступают все чаще. В Сибири выпускают одеколон «Таежный», созданный на основе трав, собранных в тайге. Покупатели буквально сметают его с полок магазинов! Парфюмеры говорят, что при определенной помощи со стороны государства они способны создавать ароматы, после которых раскрученные западные бренды станут неинтересными.

Наталья Владимирова.

Фото: Агентство «Москва»/С. Ведяшкин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.