Новости транспорта. Автомобильные новости
1804 | 0

Почему дорожают авиабилеты

Почему дорожают авиабилеты
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Хитрый вопрос: какие товары у нас дорожают быстрее и круче?

Нет, не колбаса, не яйца и даже не алкоголь. Как это ни смешно, но одно из первых мест в этом соревновании занимают авиабилеты.

За первый квартал 2024 года они стали дороже на 25%. И специалисты в сфере авиаперевозок прогнозируют, что цены здесь будут расти. С чего бы вдруг?

Компании-перевозчики тыкают пальцем в сторону правительства: дескать, вот там и ищите виновников. Действительно, федеральные чиновники повели себя, мягко говоря, странно. Если раньше государство вкладывало вполне приличные субсидии в поддержку гражданской авиации (к примеру, в 2022 году отстегнуло 170 млрд, в 2023 году - 60 млрд рублей), то в году нынешнем расщедрилось всего лишь на 25 млрд. Дескать, нечего баловать, пусть отрасль выживает сама, как умеет.

А умение у авиаперевозчиков простое и примитивное, как, собственно, и у большинства представителей отечественного бизнеса, - доить по полной кошельки граждан. То есть задирать цены буквально до небес. И как раз сейчас, когда грядет сезон отпусков, у авиаторов начинается самое время больших заработков.

Наблюдатели рассказывают, что у авиакомпаний на «Диком Западе» в сезон отпусков, когда нарастает поток пассажиров, принято снижать цены, чтобы стимулировать спрос. Прежде всего, конечно, речь идет о лоукостерах - авиакомпаниях, где до минимума снижены «плюшки» для пассажиров: только ручная кладь, никакой еды в полете, билет без места, аэропорт может быть в отдалении от города. Но если вы хотите слетать на выходные в соседнюю страну и летите налегке - милости просим!

У наших перевозчиков нравы совсем другие - надо отжать пассажиров по полной. Словно они из чужой страны и с ними все позволено. А разве не к такому отношению к гражданам толкает владельцев авиакомпаний правительство, резко сокращая им субсидии?! Вот те и стараются любым способом... зарабатывать.

Лоббисты отрасли взахлеб указывают на проблемы и трудности, которые преследуют перевозчиков. Прежде всего валят на лютую дороговизну авиационного топлива. Словно забывают, что живут и работают в нефтедобывающей стране, где эти углеводороды порой и девать некуда. Знатоки говорят, что авиационный керосин продается на экспорт вдвое дешевле, чем на внутреннем рынке. Отсюда и «рост» цен на топливо. Причем компании закладывают в стоимость билетов сразу по максимуму - годовой рост! Милая практика!

Она укрепляет ментальность владельцев российских компаний, которые не видят смысла в снижении стоимости авиабилетов, поскольку Россия - страна большая, дороги оставляют желать лучшего и многие регионы не могут воспользоваться иными видами транспорта ввиду их отсутствия. Большие расстояния вынуждают россиян летать самолетами.

С другой стороны, лоббисты жалуются на то, что ремонтно-техническое обслуживание самолетов подорожало на 40%, в том числе и запчасти к самолетам. Ну с запчастями еще можно понять: своих самолетов наш авиапром почти не выпускает, а к иностранным запчасти покупать стало недешево. Но техобслуживанием лайнеров занимается российский персонал, и что-то не слышно про тамошние очень высокие зарплаты.

Как свидетельствуют эксперты, сборы в аэропортах РФ чуть ли не в три раза выше, чем в Европе. Европейская компания за обслуживание пассажира в аэропорту включит в стоимость билета лишь 3-4 евро, перевозчики России за ту же услугу возьмут более 10 евро, разумеется, в рублях. Постоянно поднимаются и тарифы на багаж.

Кроме того, продажа авиабилетов через многочисленные агентства, взимающие за услугу комиссию, тоже влияет на цену билета. Плюс ко всему государственные субсидии на модернизацию аэропортов в 2024 году сократятся на четверть - до 27,4 млрд рублей, что тоже отразится на цене билетов. Владельцы ряда аэропортов РФ направили наверх предложение предоставить им из ФНБ льготные кредиты под 2% годовых на 25-30 лет. А погашать долги они планируют за счет дополнительных сборов в 3-5% от стоимости билета.

«Я могу предсказать рост тарифов на авиабилеты в среднем на 10-15 процентов», - весьма скромно оценил ситуацию главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. Однако даже он не исключил, что на отдельных направлениях может быть двукратный и более рост по сравнению с зимними тарифами.

Итак, очевидно, что главных причин столь заоблачной инфляции, то есть дороговизны авиабилетов, как минимум две. Это нежелание правительства поддерживать развитие отрасли на фоне больших проблем у отечественного авиапрома. И, как следствие позиции чиновников, алчность перевозчиков, которые пытаются нажиться на гражданах.

Григорий Алексеев.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.