Новости медицины, здравоохранения и здоровья
5898 | 0

Будет ли введена электронная личная медицинская книжка в Москве?

Будет ли введена электронная личная медицинская книжка в Москве?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В конце октября в Роспотребнадзоре прошло совещание, касающееся внедрения электронных личных медицинских книжек. По результатам проведенного совещания было принято решение о внедрении электронных личных медицинских книжек в одной из сетей общественного питания г. Москвы в рамках пилотного проекта.

Реализация данного проекта будет осуществляться на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». Более подробно о внедрении электронной личной медицинской книжки и об общем порядке оформления личной медицинской книжки в столице мы попросили рассказать Евгению Летучих, заведующую отделом гигиенической подготовки Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве, кандидата медицинских наук.

- Евгения Викторовна, для начала расскажите, пожалуйста, поподробнее о проведенном совещании в Роспотребнадзоре?

- 29 октября 2015 года в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) состоялось совещание по вопросам внедрения электронных личных медицинских книжек с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Участники совещания отметили, что внедрение электронных личных медицинских книжек позволит обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, автоматизированный контроль со стороны работодателя за прохождением медицинских осмотров и гигиенической аттестацией работников.

Кроме того, автоматизированная связь электронных личных медицинских книжек с электронным реестром личной медицинской книжки, который ведет Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве, позволит оперативно выявлять фальсифицированные личные медицинские книжки в столице, обеспечить своевременное выявление больных инфекционными болезнями и отстранение их от работы в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

- Теперь об общем порядке выдачи медкнижек и медосмотров в столице. Работники каких организаций и предприятий должны иметь личные медицинские книжки?

- Личную медицинскую книжку обязаны оформлять работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения – то есть работники эпидемиологически значимых профессий.

- Где можно получить личную медицинскую книжку?

- Оформление и выдача личных медицинских книжек осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», согласно которому личная медицинская книжка приобретается, подлежит голографированию в организациях, уполномоченных Роспотребнадзором и должна иметь печать организации Роспотребнадзора, выдавшей личную медицинскую книжку. Организациями, уполномоченными Роспотребнадзором на право оформления, выдачи и учета личных медицинских книжек, являются подведомственные Роспотребнадзору федеральные бюджетные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте.

- А могут ли санитарно-профилактические учреждения министерств и ведомств, например, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Управления делами Президента РФ и других выдавать личные медицинские книжки работникам столичных организаций и предприятий?

- Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах обороны и иного специального назначения, могут выдавать личные медицинские книжки на основании нормативно-правового акта соответствующего федерального органа исполнительной власти и только для работников объектов, подведомственных ему. На объектах столицы, поднадзорных Роспотребнадзору, санитарно-профилактические учреждения вышеуказанных министерств и ведомств оформлять личные медицинские книжки не вправе.

- Каков порядок выдачи личной медицинской книжки?

- Личная медицинская книжка – документ строгой отчетности, предназначенный для внесения сведений о факте прохождения владельцем обязательных медицинских осмотров, отсутствии у него инфекционных заболеваний, проведении ему необходимых по возрасту профилактических прививок в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям, о получении им основных гигиенических знаний и навыков, необходимых при выполнении работником профессиональных обязанностей.

Личные медицинские книжки выдаются по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как правило, договор одновременно включает проведение и медицинских осмотров, и профессиональной гигиенической подготовки работников в режиме «одного окна» на базе медицинских организаций, имеющих договор о взаимодействии с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

Учет выданных личных медицинских книжек осуществляется Центром гигиены и эпидемиологии в городе Москве, сведения передаются в реестр ФБУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза» Роспотребнадзора, в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402.

- Какие организации могут осуществлять профессиональную гигиеническую подготовку?

- Профессиональная гигиеническая подготовка включает гигиеническое обучение и гигиеническую аттестацию. В настоящее время гигиеническое обучение (воспитание) относится к медицинскому виду деятельности и проводится организациями, независимо от форм собственности, на основании лицензии на работы (услуги) «гигиеническое воспитание» (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

Аттестация по результатам профессиональной гигиенической подготовки работников эпидемиологически значимых профессий является функцией только центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на транспорте, осуществляется по территориальному принципу.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» организация работы по гигиеническому воспитанию населения и обучению специалистов, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции (в том числе питьевая вода и пищевые продукты), возложена на организации, подведомственные Роспотребнадзору.

- Каков порядок прохождения гигиенического обучения и аттестации?

- Гигиеническое обучение и аттестация проводятся по очной, очно-заочной и заочной форме при поступлении на работу, затем с периодичностью – один раз в два года, а для работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, – ежегодно. При проведении гигиенического обучения по очно-заочной и заочной формам самостоятельная подготовка осуществляется по утвержденным в установленном порядке учебным пособиям.

Гигиеническая аттестация проводится по итогам гигиенического обучения в целях проверки полноты усвоения полученных знаний, и только после прохождения работником всех необходимых обследований с внесением результатов в личную медицинскую книжку в установленном порядке. Сведения положительном результате аттестации вносятся в личную медицинскую книжку стандартным штампом «Аттестован» с наименованием центра гигиены и эпидемиологии и заверяется квадратной голограммой.

В Москве аттестация осуществляется в форме тестового контроля, в том числе с использованием электронных технических средств. Сведения о результатах учитываются в журнале регистрации профессиональной гигиенической подготовки и результатов аттестации, который в Москве ведется в электронном виде (Реестр Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве).

- Где можно пройти медицинский осмотр работникам эпидемиологически значимых профессий?

- Медицинские осмотры осуществляются медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы при наличии соответствующей лицензии, в том числе на работы (услуги) по предварительным и периодическим медицинским осмотрам (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Объем и периодичность медицинских осмотров также установлены этим приказом.

Результаты медицинских осмотров, лабораторных и рентгеновских исследований, данные о профилактических прививках заносятся на соответствующую страницу личной медицинской книжки и заверяются печатью и штампом медицинской организации, а также подписью должностного лица, ответственного за проведение медицинского осмотра.

- Каких врачей-специалистов и какие обследования должны проходить работники?

- Предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее – медицинские осмотры) работникам эпидемиологически значимых профессий проводятся в целях раннего выявления инфекционных заболеваний.

Медицинский осмотр включает осмотр врачей-специалистов – терапевта, отоларинголога, стоматолога, рентгенологическое исследование органов грудной клетки, исследование крови на сифилис и мазка на гонорею, а также, в зависимости от вида деятельности, лабораторные исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций, на брюшной тиф, на яйца гельминтов, на носительство патогенного стафилококка. В дальнейшем такой осмотр проводится с установленной периодичностью – один раз в год.

- Кроме медицинской книжки, результаты осмотров еще где-то учитываются?

- В соответствии с действующим законодательством, учет данных о прохождении медицинских осмотров возложен на медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Кроме того, все случаи инфекционных заболеваний, в том числе выявленных в ходе медицинских осмотров, подлежат государственному учету органами Роспотребнадзора по территориальному принципу. В Москве такой учет осуществляет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в электронном виде, при этом обеспечивается полная защита персональных данных на современном уровне. Для удобства пользователей, учет результатов медицинских осмотров работников эпидемиологически значимых профессий объединен с учетом результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также выданных личных медицинских книжек. В итоге работодатель, контролирующие органы и сам работник могут проверить достоверность сведений о личной медицинской книжке и содержащихся в ней данных на сайте Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве (mossanexpert.ru).

- Какова роль работодателя в процессе оформления личных медицинских книжек?

- Проведение медицинских осмотров, вакцинации, гигиенического обучения и аттестации являются составной частью санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организация и проведение которых являются обязанностью работодателя. Работодатель обязан организовывать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинацию, гигиеническое обучение работников эпидемиологически значимых профессий с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за счет собственных средств (статьи 212, ст. 213, 185 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 11, 29, 34, 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статья 24. п. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

- На сайте Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве в разделе «Где оформить личную медицинскую книжку» размещен перечень медицинских организаций. Что это за организации, все те, кто имеет лицензию на медицинские осмотры? Поясните, пожалуйста, подробнее.

- В настоящее время существует большое количество медицинских организаций, предлагающих услуги по медицинским осмотрам, вакцинации, гигиеническому обучению. Проверить наличие лицензии на медицинские работы (услуги) можно через сайт Росздравнадзора. А вот выдача личных медицинских книжек и проведение аттестации по итогам гигиенического обучения возложены действующим законодательством на центры гигиены и эпидемиологии по территориальному принципу.

Для удобства работников Центром гигиены и эпидемиологии в городе Москве организована работа по проведению гигиенического обучения и аттестации, оформлению личной медицинской книжки на базе медицинских организаций в режиме «одного окна». Обратившись в медицинский центр, работник проходит и медицинский осмотр, и гигиеническое обучение с аттестацией, получает официально оформленную личную медицинскую книжку. Также на сегодняшний день у нас есть возможность использования дистанционной формы обучения и аттестации (с применением электронных технических средств).

- Правильно ли я понял, что не все медицинские организации, имеющие «нужную» лицензию, входят в ваш перечень? Если да, то как вы осуществляете выбор медицинских организаций для взаимодействия?

- Центром накоплен более чем 15-летний опыт по оказанию услуг по проведению гигиенического обучения и аттестации, оформлению личных медицинских книжек, в том числе во взаимодействии с медицинскими организациями, проводящими медицинские осмотры. И этот опыт показывает, что не все медицинские организации оказывают услуги на должном уровне и качественно. Так, проводимая Центром гигиены и эпидемиологии в городе Москве верификация результатов лабораторных исследований показала низкий процент достоверности в отдельных медицинских организациях, то есть лаборатория не подтверждает получение биологического материала для исследований, тогда как медицинская организация вносит отрицательный результат в личную медицинскую книжку. Также имели место многочисленные факты выдачи личных медицинских книжек работникам, больным туберкулезом, инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем, а также работникам с подозрением на них. По этим причинам с рядом медицинских организаций договоры о взаимодействии были расторгнуты. Список таких организаций также размещен на нашем сайте.

Центр ежегодно осуществляет строгий отбор медицинских организаций для заключения договоров о взаимодействии. Порядок отбора определен приказом Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве и включает, в том числе, наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности, наличие утвержденных в установленном порядке программ, учебно-тематических планов; обеспеченность утвержденными в установленном порядке учебными пособиями для самостоятельной подготовки при проведении гигиенического обучения по очно-заочной и заочной формам, обеспечение учета данных результатов медицинских осмотров в центре гигиены и эпидемиологии.

- Как мы выяснили, многие медицинские организации позиционируют наличие собственного реестра результатов медицинских осмотров. Является ли информация из этого реестра достоверной?

- Наличие собственного реестра у медицинской организации отражает только регистрацию результатов медицинских осмотров внутри организации, поэтому его данные не могут быть объективными. Ведение учета результатов медицинских осмотров частными медицинскими организациями законодательством не предусмотрено. Эта работа за них по договору осуществляется Центром гигиены и эпидемиологии в городе Москве при выдаче личных медицинских книжек (по территориальному принципу). Поэтому в столице только сведения из Реестра Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве являются достоверными.

- Чем руководствоваться работодателям при заключении договоров на проведение медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки работников? И как избежать приема на работу работника с фальсифицированной личной медицинской книжкой?

- Хороший вопрос, учитывая, что юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших своевременно медицинский осмотр и профессиональную гигиеническую подготовку. При выборе медицинской организации рекомендуется отдавать предпочтение той, которая предоставляет комплексную услугу в режиме «одного окна» и имеет соответствующую лицензию, в том числе на работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным и периодическим), вакцинации, гигиеническому воспитанию, а также обеспечивает учет данных результатов медицинских осмотров в центре гигиены и эпидемиологии.

Поэтому в Москве при заключении договоров необходимо обращать внимание на наличие в них следующих условий:

  • личные медицинские книжки должны оформляться учреждением Роспотребнадзора в городе Москве – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402;
  • результаты медицинских осмотров должны учитываться в соответствии с п. 5 ст. 34 ФЗ-52 уполномоченной организацией Роспотребнадзора (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»);
  • акты выполненных работ, подписанные работодателем с медицинской организацией, рекомендуется подтверждать сведениями из реестра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

Таким образом, выбранная медицинская организация должна подтвердить свое взаимодействие с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (наличие договора или иного подтверждающего документа).

При оценке достоверности личных медицинских книжек необходимо учитывать, прежде всего, то, что личная медицинская книжка должна быть оформлена, выдана и учтена центром гигиены и эпидемиологии, подведомственным Роспотребнадзору.

Работодатель может пользоваться информацией сайта центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве, где размещена информация о медицинских организациях, взаимодействующих и прекративших взаимодействие с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», где можно проверить личную медицинскую книжку и получить информацию о новых нормативно-правовых документах. Перечень медицинских организаций, оказывающих комплексную услугу во взаимодействии с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Роспотребнадзора на 2016 год находится в стадии формирования, а в дальнейшем будет также размещен на сайте.

Беседовал Сергей Юрьев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.