Новости спорта. За кулисами спорта
4436 | 0

Всероссийская парусная регата превращает детские мечты в реальность

Всероссийская парусная регата превращает детские мечты в реальность
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Летом Петрозаводск традиционно превращается в большой причал для яхтсменов. На днях в столице Карелии состоялась всероссийская парусная регата. “Мир новостей” узнал, как детские мечты превращаются в реальность.

Яхтсмены собираются в Петрозаводске с 1972 года. Регата переживала разные времена, количество участников варьировалось от двух десятков до нескольких сотен. В нынешнем году в акватории Онежского озера за первенство боролись семьдесят яхт из Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Владивостока, Архангельска, Северо­двинска, Нижнего Новгорода, Тольятти и даже из Германии. Состязания проходили в четырех классах: “Дракон”, “32 фута”, “Open 800” и “Четвертьтонник”.

Конец июля в Петрозаводске выдался по-осеннему холодным. Первую гонку в 120 миль спортсмены преодолевали под дождем. В грозу. Вторую - больше 100 миль - по очень сильному ветру. Гонки на Онеге экстремальные, для яхтсменов с высокой квалификацией, признались спортсмены после финиша. За ними и наблюдать-то было трудно: зябко, зуб на зуб не попадает, ветровки не спасают от влаги и ветра. Погодка не для прогулок под парусом. В такой день Ассоль точно не пошла бы на берег выглядывать своего Грея. А вот мы - с диктофонами и фотоаппаратом - отправились смотреть на фанатов парусного спорта.

ЖЕНЩИНА НА СУДНЕ - К ПОБЕДЕ

Регату открыли яхты олимпийского класса “Дракон” - лодки без моторов. Среди них были и раритеты, изготовленные из дерева, а не из пластика. Например, парусник “Танго”, сделанный в Таллине 45 лет назад. Его экипаж становится чемпионом России среди классических яхт четыре года подряд. Лодка из красного дерева легко обходит современных соперников.

Покорять Онежское озеро приехали 15 экипажей. В нынешнем году “драконы” отгонялись, как говорят сами спортсмены, еще до официального старта регаты. Состязания можно было наблюдать с петрозаводской набережной. Хотя непосвященный зритель не сразу понимал, что происходит на воде. А спортсмены не понимали, как город, который проводит регату более сорока лет, до сих пор не оборудовал безопасную стоянку для яхт и катеров. План гостевой гавани и береговой инфраструктуры местные власти составляют и обсуждают давно, но, к сожалению, безрезультатно.

Сильнейшим в соревнованиях “драконов” стал смешанный экипаж яхтсменов Русланы Таран, Марата Невлютова и Игоря Матвиенко на судне Just for fun. В этом случае женщина на ко-рабле только к удаче, невзирая на народные приметы.

- “Дракон” - тяжелый класс, на самом деле он не для женщин. Ребята в моем экипаже разрешают мне немножко рулить, совершать ошибки и осуществлять общее руководство, - кокетливо призналась Руслана Таран, участница экипажа-победителя. - Основную работу мужчины делают сами. Только благодаря им все получилось.

Руслана Таран и ее экипаж с медалями из карельской березы

Руслана Таран рассказала “Миру новостей”, что в то время, когда она начала интересоваться парусным спортом, это было исключительно мужским занятием. Хотя в 1960-е яхты привлекали женщин, но позже представительницы слабого пола стали на борту нонсенсом. Зато в Европе девушки под парусом - обычное дело.

- В Европе, да и во всем мире, яхты оборудованы лучше. На Онежском озере сложно - нет парусной инфраструктуры. Это смотрится грубо. Непривычно видеть женщину в окружении железа. А вот вы представьте: красивая марина, кафе, рестораны, бары, яхты белые, чистенькие. Это же просто здорово! Кто еще должен на них ходить, как не женщины?

В этот вид спорта Руслана пришла в восемь лет в Евпатории. В яхт-клуб ее привел родной брат. Жить возле воды и не ходить на яхте они сочли странным. Точно так же, как сейчас лучшую яхтсменку мира (по признанию Международной федерации парусного спорта) удивляет небольшое количество парусов в акватории Онежского озера. Дескать, как это люди, бедолаги, не используют данные природой возможности?

МАЛЕНЬКИЕ ПАРУСА

То, чему удивляется шестикратная чемпионка Европы и четырехкратная чемпионка мира Руслана Таран, для Петрозаводска серьезная проблема. Детский парусный спорт в Карелии переживает не лучшие времена: некоторое время назад школы для юных яхтсменов в краю рек и озер просто не было. Но совсем недавно местные власти возродили спортивную секцию в детско-юношеской школе олимпийского резерва. А участники прошлогодней Онежской регаты вложили полученные за победу деньги в покупку трех швертботов для начинающих спортсменов. Появился и человек, готовый воспитывать гонщиков. Обучать молодежь азам будет неоднократный победитель Онежской регаты, серебряный призер чемпионата мира по кайтингу в Финляндии, призер чемпионата России Дмитрий Никуличев.

К своей новой обязанности спортсмен подходит серьезно. Прежде чем выйти на воду, поделился он, юным яхтсменам необходимо будет пройти курс теории. И добавляет: “Но чтобы ребенок загорелся, полюбил парусники, его надо брать на большие яхты, чтобы он участвовал в процессе”. Считается, что ходить под парусом вроде отдыха на воде. А если воспринимать это как спорт, то он невозможен без тяжелейших моральных и физических нагрузок. Здесь же нет стометровок, как в беге. Это длительное и изматывающее испытание.

ПАРУС - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

- Прийти в парусный спорт в наше время можно по-разному, - убежден гонщик Михаил Сенаторов.

Если во времена Советского союза яхтсмены обязательно были связаны со спортшколами, то теперь вариантов море. Главное - выбрать класс исходя из своих возможностей. Парусный спорт ставят в рамки лишь финансовые границы. Настоящие фанаты готовы летать за тридевять земель и зимой и летом, чтобы поймать ветер. Причем сила эмоций, восторга не зависит ни от класса, ни от дороговизны судна. Впечатления абсолютно одинаковые.

- Парус - это образ жизни, который диктует свои требования, а там случается все: замечательные гонки в сложных метеоусловиях, катание под ярким солнцем и легким ветерком с девушками, ночевки где-нибудь на островах, - перечисляет Сенаторов, - поломки в ходе гонок, перевороты и все что угодно.

Парусный спорт воспитывает в яхтсменах стойкость и выдержанность. Вне зависимости от пола, возраста, стоимости яхты и других факторов.

- Парусный спорт отличается тем, что, выйдя из гавани, ты не можешь прекратить плавание на яхте. Как бы плохо тебе ни было, что бы с тобой ни случилось, ты не можешь сказать: “Все, я ухожу” - и шагнуть с борта в сторону, - рассуждает гонщик. - Этот спорт вырабатывает характер, чтобы доводить любое начатое дело до конца, поэтому все парусники - упертые люди, которые, если что-то начали, непременно добьются результата. 

Анна Бессарабова,
Анникки Сильченко,
фото Виталия Голубева
и Анникки Сильченко

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.