Новости спорта. За кулисами спорта
3831 | 0

Олимпийский факел шагает по стране

Олимпийский факел шагает по стране
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Олимпийский огонь катают на самолетах, вертолетах, машинах, оленях. Его уже успели отправить в космос, свозить на Северный полюс и спустить на дно Байкала. О том, сколько это стоит бюджету, в Олимпийском комитете принципиально не распространяются. Мы попробовали хотя бы примерно подсчитать.

КОСМОС

Олимпийский факел был в космосе с 7 по 11 ноября. Естественно, без огня - на космических кораблях открытое пламя держать нельзя, а в безвоздушном пространстве оно и гореть не будет. Поэтому огонь даже на Байконур везти не стали, он в это время путешествовал где-то между Ханты-Мансийском и Якутией. Весь смысл затеи был в факеле, который привез на Землю возвратившийся домой экипаж под руководством Федора Юрчихина.

- Именно этим факелом в Сочи будет зажжена чаша олимпийского огня, - объясняют в пресс-службе Эстафеты олимпийского огня. Есть, оказывается, и такая. Три человека числятся и зарплату наверняка получают.

Ради такого дела на Международной космической станции изменили программу полетов. В норме там обитают шесть космонавтов. Потом трое улетают, а какое-то время спустя прилетают трое новых. Но тут, чтобы вернуть факел, отлет старого экипажа и прилет нового поменяли местами. Так что с 7 по 11 ноября на станции находились девять человек. Пять дней это не фатально, такое бывало и раньше. Но покорители космоса ради Олимпиады, конечно, посидели в тесноте.

В Роскосмосе на вопрос о стоимости говорят, что отправка в космос факела не стоит ничего. Но ведь на орбите каждый килограмм на счету. Вместо олимпийской железяки можно было бы отправить туда какой-нибудь научный прибор. Наконец, воду, еду и предметы быта для космонавтов. Тем более что три лишних обитателя МКС все это время тоже не святым духом питались.

Российских подсчетов стоимости доставки нет. По американским же отправка на станцию одного килограмма груза кораблем «Союз» обходится примерно в 20 тысяч долларов, а доставка с МКС на землю - 70 тысяч. Выходит, что факел, который весит почти два кило, летит на станцию за 5,8 млн руб­лей. По цене московской квартиры. Если верить ноябрьскому выпуску журнала «Мир космонавтики», факела на станцию привезли два. Еще один, резервный, загодя прибыл на орбиту вместе с экипажем Юрчихина. Так что еще 20 тысяч сверху.

Отдельный вопрос - вынос факела в открытый космос. В 2008 году представитель РКК «Энергия» оценивал один такой выход в 5 млн долларов минимум. В этот раз работа в открытом космосе вроде и так была запланирована, просто ее подгадали под доставку факела. С другой стороны, эту запланированную работу вроде доделать не успели. Если это произошло из-за космических выкрутасов с факелом - плакали еще 5 млн зеленых.

ПОЛЮС

Вот поход ледокола к Северному полюсу точно запланирован не был. Огромный атомоход «50 лет Победы» погнали специально ради олимпийской эстафеты. С другой стороны, это, пожалуй, единственное мероприятие этой эстафеты, имевшее самостоятельный смысл. Во-первых, ледокол впервые дошел до полюса в условиях полярной ночи, чем были наглядно продемонстрированы наши возможности в покорении Арк­тики. Во-вторых, для вящей демонстрации на борт взяли представителей стран Арктического совета. Олимпийскую поездку, таким образом, совместили с конференцией. Как ни странно, затраты тут были не так уж велики.

- Экипаж дежурит на ледоколе в две смены независимо от того, работает он или нет, - объясняют в пресс-службе Росатома. - Так что дополнительные затраты - это топливо, которого атомный ледокол тратит совсем немного, и еда для гостей.

Так, да не так. Ведь, пока ледокол возил факел, он не занимался главным своим делом - ледовой проводкой судов. По прошлогодним данным Атомфлота, в среднем проводка стоит 50-100 тысяч долларов в сутки. То есть за те восемь дней еще порядка 19 млн руб­лей улетели в олимпийский огонь.

ТРАНСПОРТ

Само перемещение факела по стране влетает в копеечку.

- Мы принципиально не комментируем финансовые вопросы, - заявили «МН» в пресс-службе Эстафеты олимпийского огня. - Все контракты со спонсорами у нас закрытые.

Если отбросить ледокол и космические ракеты, то формально затраты действительно несут спонсоры Игр. Но в реальности большая часть этих спонсоров - государственные компании. Скажем, автомобили для олимпийского кортежа предоставил частный «Фольк­сваген». Но топливо-то дает Роснефть, на 69,5% принадлежащая государственному Роснефтегазу. В кортеже 31 автомобиль, сплошь микроавтобусы и внедорожники. В среднем их расход топлива составляет примерно 7,5 литра на 100 км. Учитывая, что автомобильная часть эстафеты составила 20 273 км, сгорит порядка 50 тысяч литров топлива. То есть примерно 1,5 млн рублей из кармана Роснефти. Конечно, спонсорство идет из прибыли госкомпаний. Но могли бы ведь те же прибыли в производство вложить, а не требовать от государства очередных налоговых льгот и субсидий.

Еще один вид транспорта - самолет. Это новенький Airbus A320, предоставленный другим не совсем частным спонсором Олимпиады - «Аэрофлотом». На нем огонь только по России должен преодолеть 25 455 км. До этого самолет специально слетал в Братиславу, чтобы ему там раскрасили борта сочинскими символами. А потом в Афины - за олимпийским огнем.

- Себестоимость у «Аэрофлота» на А320 - примерно 12 тысяч долларов на 1000 км, но сюда входит множество факторов (длина перелета, число пассажиров, время ожидания в аэропортах, международный или внутренний рейс и т.д.), - объясняет авиационный эксперт Андрей Крамаренко.

От Москвы до Братиславы по прямой 1630 км. До Афин - 2220 км. Итого получается 33150 км. Если в деньгах, то без малого 400 тысяч долларов, или 12 млн рублей.

РЕГИОНЫ

Посчитать остальные затраты сложно: стоимость катания на нескольких разных вертолетах, кормежку для факелоносцев, фураж для оленей, фирменный поезд. Но все это ерунда по сравнению со встречей факела на местах.

Тут периодически всплывают отдельные суммы. В Омске, например, для обеспечения безо­пасности эстафеты закупили более километра металлических барьеров и влагозащищенные металлодетекторы. На все это, если верить сайту госзакупок, отпущено 2,65 млн рублей.

В Самаре только на костюмы для олимпийской свиты ухнут 1,8 млн. И еще почти 7,5 млн на остальные аспекты культурно-массового мероприятия.

В Перми по требованию ФСО заваривают около 2 тысяч канализационных люков и решеток на тех улицах, где пронесут факел. Вся работа по завариванию оценена в 8 млн рублей, то есть заварить люк стоит 4 тысячи. Довольно странные расценки, хорошо будет, если эти расходы потом проверят компетентные органы.

А вот в Новосибирской области ничего скрывать не стали. Руководитель департамента физической культуры и спорта Вячеслав Братцев честно признался, что 42-километровая эстафета, самая длинная в стране, обойдется региону в 24 млн рублей. Это, кстати, без проезда и размещения в гостинице факелоносцев. Согласно официальной инструкции, они должны делать это за свой счет.

В Ханты-Мансийске тоже озвучили полную сумму. Порядка 20 млн рублей, по словам директора департамента спорта Югры Евгения Редькина. В общем, это, похоже, и есть обычная олимпийская сумма. Если в каждом из 83 субъектов Федерации эстафета стоила примерно столько же, можно говорить о 1,66 млрд рублей. Конечно, на фоне общих олимпийских затрат это пустяки, но на эти деньги можно построить несколько спортшкол. Или пару сотен спортивных площадок. Что имеет куда большее отношение к здоровью нации, чем путешествие факела.

Никита Аронов

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.