Сегодня 22 января 2017 г., воскресенье, 11:11USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Это интересно

Первый «Оскар» мы получили за битву под Москвой

16 октября 2016
hits 1110

Произведения наших кинематографистов семь раз удостаивались «Оскара». Пять раз это были художественные фильмы, однажды - мультипликационный. А самый первый «Оскар» достался нам буквально кровью. Советские документалисты, что называется, вживую снимали битву под Москвой, которая начиналась в эти дни 75 лет назад.

МОСКВА НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Лента, которая в оригинале называлась «Разгром немецких войск под Москвой» и получила в 1943 году премию «Оскар», в американском прокате шла под названием «Москва наносит ответный удар». Даже для заокеанского зрителя сам факт ответного удара был откровением. Напомним, что Европа сдавала свои страны немецким захватчикам в считаные дни: Монако - 1 день, Люксембург - 1 день, Нидерланды - 6 дней, Бельгия - 8 дней, Югославия - 12 дней, Греция - 24 дня, Польша - 36 дней, Франция - 43 дня. Боевые действия под Москвой доказали, что непобедимость немецко-фашистских войск - миф.

События документального фильма охватывают один из наиболее тяжелых периодов Великой Отечественной войны с октября 1941-го по январь 1942 года. Хотя решение о создании документальной ленты было принято Сталиным только в ноябре 1941-го. Говорят, в то время он вызвал к себе из Средней Азии председателя Госкино СССР Ивана Большакова и сообщил, что вскоре ожидается масштабное контрнаступление, которое нужно отснять на кинопленку и сделать хорошее кино.

Никто, включая самого Сталина, конечно, не знал, чем закончится оборона Москвы. Верховный главнокомандующий хотел лишь запечатлеть на пленке героическую оборону столицы. Тем не менее события развивались настолько стремительно, что вскоре стало ясно: столица спасена, а в войне наступил коренной перелом. Тогда у фильма и появился бравурный заголовок. Первым зрителем стал сам Иосиф Виссарионович. Остальная страна увидела киноленту после его правок 23 февраля 1942 года.

ПЯТНАДЦАТЬ ГЕРОЕВ-ОПЕРАТОРОВ

О подвиге 28 героев-панфиловцев (хотя их было значительно больше) знает едва ли не каждый школьник. Но почему-то незаслуженно забыта героическая работа 15 фронтовых операторов (по крайней мере, в титрах указано именно столько) под руководством режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. Рискуя жизнью, на протяжении нескольких месяцев эти люди ежедневно выезжали на передний край для съемок военной кинохроники. Случалось, обратно возвращались не все. И только благодаря самоотверженной работе кинематографистов мы и сейчас можем наблюдать за боевыми действиями в пригородах Москвы, освобождением первых населенных пунктов, созданием заградительных сооружений, работой оборонных предприятий.

Что было самым трудным? Съемки под свист пуль и разрывы снарядов? Отчасти да, но не только. Снимать и монтировать фильм пришлось в лютые морозы. В своих воспоминаниях Илья Копалин рассказывал о том, как ночью в студии разрабатывали план съемок, а днем съемочные бригады разъезжались по участкам фронта. Снимали, как правило, на популярные в годы войны американские кинокамеры «Аймо». Их выгодно отличал тот факт, что в бленду 75-миллиметрового объектива с навинченным светофильтром можно было налить 40 г спирта. На жгучем 40-градусном морозе этот запас дорогого стоил.

На место съемок операторов доставляли специальные автомобили - полуторки с фанерной будкой в кузове. В импровизированном вагончике располагалась печка, хранились аппаратура, еда и кинопленка, здесь же можно было поспать. Условия для работы были жуткими, но тем не менее тысячи метров отснятой пленки регулярно поступали в монтажный павильон киностудии. От холода давала сбой техника. Но не люди. Сил придавало осознание того, что враг наконец-то бежит.

РОЛИ ИСПОЛНЯЛИ

В качестве главных героев фильма выступили и рядовые защитники Москвы, и военачальники. На экран попали добровольцы, записывающиеся в истребительные отряды, жители города, сооружающие баррикады, и, разумеется, красноармейцы, сражающиеся на передовой. Операторы запечатлели на кинопленку кадры боев в окрестностях Москвы, Тулы, Волоколамска, Дмитрова. Зрители увидели подлинные картины уничтоженных деревень, убитых мирных жителей, трупы своих и чужих солдат, разбитую технику врага, аэростаты в небе, уникальную маскировку Кремля и Большого театра, баррикады на Бородинском мосту, мешки с песком в витринах магазинов...

Один из операторов фильма впоследствии утверждал, что во время съемок боевых действий в окрестностях Москвы им были запечатлены кадры настоящего ада на Земле. Обугленные трупы солдат, виселицы с казненными партизанами, останки взорванного Ново-иерусалимского монастыря мало кого могли оставить равнодушным.

Не обошлось без накладок. Во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года, когда вой­ска, пройдя по Красной площади маршем, уходили на фронт, кинематографисты не успели записать речь Сталина. Парад начался в 8 утра - на два часа раньше запланированного срока, и аппаратура просто не была готова для синхронизированной записи выступления Верховного главнокомандующего. Парад войск сняли, а вот речь Сталина сохранилась только на радио.

Тем не менее, учитывая важность момента, операторы Марк Трояновский и Иван Беляков предложили построить декорацию мавзолея Ленина в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, покрасить ее под мрамор и повторно записать речь Сталина. Окружение Верховного возмутилось такой наглостью, заявив, что Сталин не артист и повторно выступать не будет. Однако, к всеобщему удивлению, тот просьбу о повторном выступлении воспринял с пониманием и согласился позировать на бутафорском мавзолее. Для достоверности в помещении открыли окна, чтобы на холоде у Сталина изо рта пошел пар. Увы! Помещение было настолько хорошо натоплено, что пар так и не появился.

По иронии судьбы пар пошел из уст работников киностудии во время монтажа и озвучки документального фильма - в то время был жуткий мороз, а павильон киностудии отапливался плохо. Изображение демонстрировалось под звуки Пятой симфонии Чайковского. Как вспоминали работники киностудии, музыканты оркестра с большим трудом играли эту трогательную музыку отмороженными пальцами.

НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЕВ

Неудивительно, что документальный фильм о битве под Москвой, где были остановлены не просто гитлеровские полчища, а фактически объединенная армия Европы, получил мировую известность и множество призов. Вскоре после премьеры 23 февраля 1942 года кинокартина была награждена Сталинской премией. Вслед за этим документальный фильм по-новому озвучили и смонтировали, только тогда он был показан в США.

Национальный совет кинокритиков США признал его лучшим документальным фильмом года, а в 1943 году «Ответный удар» удостоился первого в СССР «Оскара». Мало того, фильм «Разгром немецких войск под Москвой» стал первым иностранным фильмом, получившим столь престижную премию.

Пятнадцатая церемония награждения «Оскар» проходила 4 марта 1943 года в концертном зале отеля «Амбассадор» в Лос-Анджелесе. Конкурентами советской документальной киноленты были 25 документальных фильмов, но победителем безоговорочно был признан советский шедевр. На латунной табличке, красовавшейся на знаменитой статуэтке, было написано: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».

Действительно, советские операторы во время войны показали себя настоящими героями. На передовой побывали 282 кинооператора. Имея в качестве оружия лишь кинокамеру, они за 1418 дней войны отсняли 3,5 млн метров пленки, а также более 500 киножурналов с линии фронта. Демонстрация фильма прошла в 28 странах мира. Только в США и Великобритании прокат был осуществлен в полутора тысячах кинотеатров для 16 млн кинозрителей.

Дмитрий Соколов

Кадры из фильма

Просмотров: 1110
Поделиться
Россияне первыми «оживили» кукол Далее в рубрике Россияне первыми «оживили» кукол


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.